Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Кривицкая Евгения Давидовна

Кривицкая Евгения Давидовна

Кривицкая Евгения Давидовна

Музыковед

Доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания. С 2012 года – главный редактор журнала «Музыкальная жизнь». В числе научных работ: монография «История французской органной музыки» (М., 2003, 2010), «Музыка Франции: век двадцатый» (М., 2012), «Дебюсси. Энигма» (2021), более четырехсот научных и критико-публицистических статей.

Обладатель грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства (2011, 2015) для подготовки и издания энциклопедий «Органная культура России», «Музыкальные музеи России». В рамках проекта «Открытая сцена» Департамента культуры г. Москвы выступила арт-директором показа мировой премьеры балета «Лаура» композитора Д. Кривицкого (2010); ею проведен фестиваль «Дни музыки Д. Кривицкого» (2012) к 75-летию со дня рождения композитора. Выиграв грант Президентского фонда культурных инициатив, организовала мировую премьеру «Военной кантаты» Д. Кривицкого в Большом зале Московской консерватории (2022).

Активно концертирует в России и за рубежом, играя в крупнейших российских залах с известными исполнительскими коллективами и солистами. С 2012 года вместе с актером, режиссером Петром Татарицким участвует в развитии особого направления в концертной практике, которое можно обозначить как «концерт-спектакль», соединяющий музыку и слово, игру на инструментах и драматическое действие. В 2013 году принимала участие как эксперт в приемке органа Большого театра России, а затем – как автор концепции и исполнительница – в концерте-открытии органа Большого театра, прошедшего 13 мая 2013 года на Исторической сцене театра. Является куратором проектов органных гала в Большом театре.

Выступила художественным руководителем постановки оперы А. Алябьева «Буря» (мировая премьера), показанной в рамках мероприятий перекрестного Года культуры Великобритании и России на фестивалях «Английские сезоны в «Царицыно», «Декабрьские вечера Святослава Рихтера – 2014». За эту работу удостоена Премии Москвы (2016). Является автором идеи и арт-директором детского образовательного проекта «Сказки Пушкина», который с успехом гастролирует по России.

Как органистка участвовала во множестве международных фестивалей, среди которых «Harmonie d’autumn» в Париже, Органный фестиваль на Мальте, «Фрау Орган» в Челябинске, Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, III Транссибирский арт-фестиваль Вадима Репина в Новосибирске, «Владимир Спиваков приглашает…» в Перми, Сахаровский фестиваль в Нижнем Новгороде, «Звезды на Байкале» Дениса Мацуева.

Среди постоянных творческих партнеров – Камерный хор Московской консерватории под управлением профессора Александра Соловьёва. С этим коллективом был осуществлен ряд мировых премьер сочинений современных композиторов для хора и органа.

  • Лауреат Премии Москвы (2016)
  • монография «История французской органной музыки» (М., 2003, 2010)
  • «Музыка Франции: век двадцатый» (М., 2012)
  • «Дебюсси. Энигма» (2021)
  • более четырехсот научных и критико-публицистических статей

Научные труды. Издания. Публикации:

Кандидатская диссертация Е. Кривицкой была посвящена теме «Пути формирования французской органной школы» (1997, научный руководитель – Л. М. Кокорева). Дальнейшая разработка темы привела к созданию первой в России монографии «История французской органной музыки» (М., Композитор. 2003). Среди научных работ – перевод с французского и публикация переписки В. И. Сафонова с французскими деятелями культуры (Э. Колонном, Ш. Видором, А. Кавайе-Колем, Ш. Мютеном), писем Марселя Дюпре и Маргариты Дюпре к Н. Метнеру. Перевод с французского биографии дирижера И. Маркевича и комментарии к ней («Беседы с И. Маркевичем». М., Композитор. 2003). Автор свыше 250 опубликованных научных и критико-публицистических трудов, в том числе книг и статей.

  • Орган и литургия во Франции на рубеже XIX-XX веков // Органное искусство. Вып. 4. Москва—Санкт-Петербург, 1997
  • Органное творчество Оливье Мессиана в зеркале национальных традиций // Музыкальная академия. 1999. № 1
  • Вечная музыка цвета... Оливье Мессиан. Речь на конференции в Нотр-Дам. Пер. с франц. и примеч. // Музыкальная академия. 1999. № 1
  • Парижская органная школа времен Людовика XIV // Старинная музыка. 1999. № 2
  • П. Сувчинский. Эти из «Domaine musicale». Предисловие / Эпилог. Беседа с Жераром Массоном. Пер. с франц. и коммент. // Петр Сувчинский и его время. М., 1999
  • Французская органная регистровка: текст, контекст и подтекст // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция. М., 1999
  • Еще одна месса Баха // Старинная музыка. 2000. № 2
  • Неизвестный классик (Мишель Коррет) // Старинная музыка. 2001. № 1
  • Директор Большого зала. Переписка В. Сафонова с зарубежными музыкальными деятелями: Ш. М. Видором, А. Кавайе-Колем, Ш. Мютеном // Музыкальная академия. 2001. № 3
  • Французская органная музыка XVII века: история и исполнительская практика // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 32. М., 2001
  • Апофеоз Корелли // Старинная музыка. 2002. № 2
  • Письма Ш. М. Видора к В. И. Сафонову. К 100-летию органа БЗК Московской консерватории // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы междунар. конференций. М., 2002
  • Аристид Кавайе-Коль и его современники // К столетию органа Большого зала Московской консерватории. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 41. М., 2002
  • Председатель РМО. К 150-летию со дня рождения В. И. Сафонова // Музыкальная академия. 2002. № 3
  • «Четыре портрета» (Об оперном творчестве Д. Кривицкого) // Антология оперного творчества московских композиторов. М., 2003
  • Беседы с Игорем Маркевичем / Сост., пер. с франц., коммент. М., 2003
  • История французской органной музыки. Очерки. М., 2003
  • О некоторых аспектах французской ладовой теории XVII века // Музыкальное искусство эпохи барокко: стили, жанры, традиции исполнения. Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 37. М., 2003
  • «Я выбираю ритм…». К. Самюэль. Беседы с Оливье Мессианом / Пер. с франц., коммент. // Музыкальная академия. 2003. № 3
  • Мессиан и Стравинский // Музыкальная академия. 2003. № 3
  • Геометрия жизни // Музыкальная академия. 2004. № 1
  • Петр Сувчинский. Дезо будет иметь свою легенду / Пер. с франц., публикация // Музыкальная академия. 2004. № 2
  • История одной дружбы: Марсель Дюпре и Николай Метнер // Музыкальная академия. 2004. № 4
  • Доктор Фаустус за клавиатурой // Музыкальная жизнь. 2004. № 5
  • Фантазии на тему Гульда // Музыкальная жизнь. 2004. № 11
  • «Руслан и Людмила» на московских сценах // М. И. Глинка и музыкальный театр. Сб. статей. СПб., 2004
  • Сквозь призму Леонида Сабанеева // Музыкальная академия. 2005. № 1
  • Сцены из римской жизни // Музыкальная академия. 2006. № 2
  • И. С. Бах – музыкант и поэт. К 100-летию книги А. Швейцера // Музыка и проповедь: К интерпретации наследия И. С. Баха. Материалы научной конференции. (Научные труды МГК им. П. И. Чайковского. Сб. 56). М., 2006
  • Кое-что о «короле инструментов» // Музыкальные инструменты. № 10. 2006
  • Клавикорд. Клавесин. Фортепиано. // Музыкальные инструменты. № 11. 2006
  • Играем Шостаковича... // Д. Д. Шостаковичу посвящается… К 100-летию со дня рождения композитора. М., 2007
  • Шарль Турнемир в Москве // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Вып. 4. М., 2008
  • Органная музыка во Франции между 1600 и 1789 годами // Органная книжечка: Очерки по истории и теории органного искусства. М., 2008
  • Орган в симфоническом оркестре // Органная книжечка: Очерки по истории и теории органного искусства. М., 2008
  • Письма В. И. Сафонова. М.: Петрополис, 2011. Автор проекта – Е. Д. Кривицкая. Сост., комментарии Е. Д. Кривицкая, Л. Л. Тумаринсон. 35 п. л.
  • Orgel in Russia // Länderberichte - Gegenwart und Zukunft der Orgel in Europa. – Zürich: Eigenverlag, 2011. – S. 169-171.
  • Шопен, как его играют сегодня // Музыкальная академия 2011, № 2.
  • Фортепианные баталии // Музыкальная академия 2011, № 3. С. 1-6.
  • Violoncello totale // Музыкальная академия 2011, № 3.
  • Полвека дружбы: А. Гольденвейзер и А. Гедике // А. Ф. Гедике. Вехи жизни и творчества. Сб. статей: МГК, ГЦЦМК. М., Композитор, 2011