Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Пысь Артём Владимирович

Пысь Артём Владимирович

Пысь Артём Владимирович

Композитор

Композитор, пианист, общественный деятель. Родился 11.06.1990 в Майкопе (Республика Адыгея) в семье музыкантов. В 2015 г. с отличием окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского (класс проф. А.А.Коблякова); преподаватели: проф. Ф.К.Караев, Ю.С.Каспаров (инструментовка), проф. Е.С.Карпинская, А.В.Самонов (фортепиано), проф. В.Н.Холопова, Л.В.Кириллина, М.С.Высоцкая, С.И.Савенко (история музыки); в 2017 г. – ассистентуру-стажировку в МГК (научный руководитель – проф. А.С.Соколов). Тема диссертации – феномен греческого композитора Яни Христу.

Лауреат Всероссийского конкурса и обладатель гранта «Молодые дарования России» Министерства культуры РФ (Москва, 2008); международного фортепианного конкурса-фестиваля «l’etoiles de Paris» (Париж, 2013); XII фестиваля художественного творчества педагогов города Москвы в номинации «Мастер-виртуоз» (2014); Премии Правительства Москвы в номинации «Лучший молодой специалист в сфере культуры» (Москва, 2014).

Финалист конкурса композиторов при МГК П.И.Чайковского на создание одноактных опер, посвящённого 150-тилетию консерватории (Москва, 2016). Лауреат Республиканского конкурса композиторов, посвящённого 100-летию образования Республики Адыгея (Майкоп, 2020); I Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура» в номинации «Эстрадно-симфоническое произведение» (Москва, 2020).

Член Союза московских композиторов (с 2017), член Союза композиторов России (с 2021). Преподаватель кафедры сочинения Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Автор сочинений в различных жанрах и стилистических форматах – от оперы и авангардных опытов до эстрадных песен и джаз-рок композиций.

Участник композиторских курсов СК РФ в Рузе (2010, 2011), Битце (2011); международных фестивалей – “Fin de siècle” (Санкт-Петербург, 2012), Международный фестиваль современной музыки «Московский форум» (Москва, 2011), «От авангарда до наших дней»(Москва, 2012), «I международный МОЛОТ-Фестиваль (Армения, Ереван, 2013)», 3-й музыкальный фестиваль фольклора «Pro-Этно» (Р.Коми, Сыктывкар, 2015), XXIX Международный фестиваль современного искусства им. Н.Рославца и Н.Габо (Брянск, 2016). Участник международного проекта «Кооперация» – лаборатории молодых композиторов и драматургов (Москва, 2018), куратор Е.Василёва, фестиваля «АрхСтояние» (д. Николо-Ленивец, Калужская область, 2019), международного фестиваля «Московская осень» (с 2018), фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров» (Москва, 2020) и т.д.
Сотрудничает с МГАСО п/у П.Когана, РНО п/у М.Плетнёва, оркестром Санкт-Петербургского театра «Мюзик-холл» п/у Ф.Мастранджело, СО Министерства Обороны РФ, студенческим симфоническим оркестром МГК им. П.И.Чайковского, ансамблем «Студия Новой Музыки», Ассоциацией Современной Музыки (АСМ), Камерным хором МГК им. П.И.Чайковского, вокальным ансамблем «Леди Voc», фольклорным ансамблем «НовинА», солистами ведущих музыкальных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани и т.п.

Важная сфера деятельности А.Пысь связана с Республикой Адыгея. С 2019 г. он – зам. председателя регионального отделения ВООПИиК; является автором-составителем и редактором ряда нотно-музыкальных изданий, посвящённых деятелям культуры Адыгеи («Репертуарный сборник для кавказской национальной гармоники», «Сонаты для скрипки композиторов Адыгеи», «Рамазан Сиюхов. Избранные песни», Умар Тхабисимов «Орэдыр о зигъэгъус» (Пусть песня останется с тобой) – песни для голоса в сопровождении фортепиано, «Музыке жизнь посвятив» — сборник статей и материалов к юбилею музыковеда Суховой Т.В. и др.); занимается изучением, обработкой и сохранением сокровищ адыгского фольклора, является автором ряда произведений, основанных на народном адыгском материале («Щыблэ-удж»: Танец вокруг убитого молнией для симфонического оркестра, «Жыг щIагъым дышIэсу»: Сидя в тени под деревом – для кавказской национальной гармоники и симфонического оркестра, «Пшынатль» памяти Кима Тлецерука для двух адыгских национальных гармоник, инструментальных пьес для кавказской гармоники, вокально-хоровых произведений на тексты поэтов Адыгеи, песен на адыгском и русском языках и др.).

  • Шесть пьес для фортепиано (2005–2006)
  • Триптих в fis-moll для фортепиано (2007)
  • «Осёл и Соловей» — басня для баритона и фортепиано на стихи И.Крылова (2007)
  • Прелюдия и фугато для маримбы в 4 руки (2008)
  • «Духовные песнопения» — 7 фрагментов Всенощного бдения на духовные православные канонические тексты для смешанного хора a cappella (2008–2009)
  • «Тлъэцэрыкъо Кимэ ицIэкIэ тхыгъэу пщыналъ» (Пщынатль памяти К.Тлецерука) для 2-х кавказских национальных гармоник (2009, редакция 2017)
  • «Пщынатль в память ленинградских детей, спасённых в годы войны в черкесском ауле», (посвящённый 65-летию победы в ВОВ) для флейты, скрипки, 2-х кавказских национальных гармоник и адыгских ударных инструментов (2010)
  • «2 басни Сергея Михалкова» для голоса и фортепиано (2010)
  • «Бармалей» — характеристическая пьеса для фортепиано (2010)
  • …asabikeshiinh… (Ловец снов) — цикл для фортепиано, (2010, редакция 2017)
  • «Гъыбзэ (Плач) для народного голоса, 3-х мужских и 3-х женских голосов и ударных по мотивам адыгских народных песней-плачей (2011).
  • «Приближаясь к Римскому-Корсакову» для тромбона solo (2011).
  • «Концерт-Псалом» для большого 60-голосного смешанного хора a cappella, чтеца и свето-действа на духовные православные канонические тексты (2011)
  • «…ЭТО?!...» для саксофона, гитары, скрипки и альта (2011, 2015).
  • «Фантазия-попурри на темы из к/ф «Весёлые ребята» для 2-х фортепиано (2011).
  • «Путь к Себе» для ансамбля солистов и этнических восточных и африканских инструментов (2011–2013)
  • «Сиди, сиди, Яша» — песня-обряд на славянские обрядовые тексты для женского хора, мужского голоса (голосов), фортепиано и шаманского бубна (2012)
  • «Tuba (в) мирум» для тубы solo (2012).
  • «Осуждённый жить» вокально-драматические сцены для голоса и фортепиано на тексты С.Н.Толстого (2012, редакция 2017)
  • «Осень» (В аллее, в небо уходящей). Концертный романс для высокого голоса и фортепиано (2014)
  • «Очерки с мест событий» для тромбона соло (2014)
  • …Von Anfang an… Симфонический эпизод для большого оркестра и солирующих групп ударных (2014)
  • «Ich liebe или тибетский путеводитель» — опера в пяти картинах на либретто А.Каверина и автора по мотивам произведений Дж.Сэлинджера для солистов, смешанного хора, джазового ансамбля, рок-ансамбля, этнических инструментов и большого симфонического оркестра (2014–2020)
  • «В присутствии Любви и Смерти» — симфонические фрагменты из оперы по произведениям Дж.Сэлинджера для солистов и симфонического оркестра (2015, 2018)
  • «Несуразицы» для детского хора и фортепиано на стихи Д.Хармса (2015)
  • «Жених у ворот» — вариации на тему русской народной песни для смешанного хора a capрella и рэп-исполнителя (2015)
  • La dernière fleur du printemps partant («Последний цветок уходящей весны») — трио для скрипки, виолончели и фортепиано (2016)
  • MAGNUM INNOMINANDUM («Великое Неименуемое») для ансамбля солистов и этнических инструментов (2016)
  • Жыг щIагъым дышIэсу («Сидя в тени под деревом») — кафа для кавказской национальной гармоники и симфонического оркестра (2017)
  • «Добрый голос твой» для сопрано, женского хора и фортепиано на стихи И.Машбаша (2017–2018)
  • Bradypus («Ленивец»). Хоровая сцена для детского хора и фортепиано на слова Св.Заволокиной (2018)
  • «Щыблэ-удж». Ритуальный танец вокруг убитого молнией для симфонического оркестра (2019)
  • «Тео/ТЕО/ТНЕО» — медиа-опера в трёх частях с эпилогом на либретто Жени Беркович для солистов, хора, инструментального ансамбля, диджея и электроники (2018–2019)
  • Miserere для смешанного хора и органа на латинский литургический текст (2019)
  • «Чертополох. Лошадиный Бог» для смешанного хора a capрella и шаманского бубна на стихи Св.Заволокиной (2015–2020)