Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Гуревич Леонид Иосифович

Гуревич Леонид Иосифович

Гуревич Леонид Иосифович

Композитор
Региональная общественная организация «Союз композиторов Свердловской области»

Родился 5 ноября 1936 г. в Баку. Учился в Бакинском музыкальном училище, сначала на дирижерско-хоровом, а затем на композиторском отделении (1952–1956, класс проф. Б.И. Зейдмана). В 1957 г. поступает в Азербайджанскую консерваторию им. У. Гаджибекова в класс композиции ученика Д.Д. Шостаковича, выдающегося отечественного мастера Кара Караева, который оказал решающее воздействие на формирование творческого облика молодого композитора. Этому способствовала также и музыкальная жизнь Баку, весьма насыщенная в то время. Рубежным произведением консерваторских годов, позволившим поверить в свои силы, композитор считает Сонату для скрипки и фортепиано, написанную на 3-м курсе и отмеченную на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов (1961). Его дипломной работой стала четырехчастная Симфония До мажор для большого симфонического оркестра, две последние части которой были исполнены на государственном экзамене Азербайджанским симфоническим оркестром под управлением Н. Рзаева. (Впоследствии композитор неоднократно возвращался к этому произведению, совершенствовал его, рассматривая как наиболее значительное из написанного им). Будучи студентом вуза, Л.И. Гуревич уже преподавал теоретические дисциплины в Бакинском музыкальном училище, а после окончания с отличием консерватории в 1964 г. был приглашен на консерваторскую кафедру композиции. В 1966 г. по рекомендации К. Караева молодой композитор был принят Союз композиторов СССР.

С 1967 г. Л. Гуревич живет и работает в Свердловске-Екатеринбурге, преподает в Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. Кандидат искусствоведения (подготовил и защитил диссертацию в Московской консерватории, 1975 –1979), доцент (1980), заслуженный деятель искусств РФ (1997), профессор (1998), заведующий кафедрой композиции УГК (2005–2007), заместитель председателя (1996–2001), сопредседатель (2001–2006, совместно с В. Кобекиным), председатель Уральского отделения Союза композиторов России (2006-2013). За сорок три года преподавания в Уральской консерватории (класс композиции и инструментовки) в классе Л.И. Гуревича тайны оркестра постигали большинство композиторов – выпускников консерватории, музыковеды, будущие профессора этого учебного заведения: Л.П. Синявская, Л.А. Серебрякова, Т.И. Калужникова, Е.А. Рубаха, ряд известных оперно-симфонических дирижеров: народный артист России, организатор и многолетний руководитель знаменитого театра «Новая опера» Е. Колобов, а также возглавляющие известные оркестры А. Самоиле, В. Платонов, М. Щербаков. Ориентацию на преемственность лучшим традициям классической и современной музыки Гуревич исповедует, ведя специальный класс сочинения, где он воспитал 14 композиторов, среди которых ныне живущие в разных городах страны члены Союза композиторов России: А. Бызов (Екатеринбург), В.Пантус и М. Козлов (Пермь), П. Дамиранов (Улан-Уде), Л. Табачник (Асбест, Свердловская область), Е. Рычкова (Петербург). Среди специалистов Л. Гуревич известен как автор научных статей по вопросам теории и истории оркестровки и вузовского учебника «История оркестровых стилей» (М., 1997).

До середины 80-х в творчестве Л.И. Гуревича преобладали симфонические и камерно-инструментальные произведения. Центральными опусами данного периода можно назвать Концерт для скрипки и малого оркестра, начатый еще в Баку, и Лирическую сюиту «Образы детства» для симфонического оркестра. В это время он также активно сотрудничает со свердловскими театрами (более 20 спектаклей), много работает в песенном жанре. Затем происходит ощутимое расширение жанрового диапазона: появляется череда значительных камерно-вокальных и хоровых сочинений: монокантата для меццо-сопрано и камерного оркестра «Суровый край свободы» на стихи М. Лермонтова, поэма для хора без сопровождения «Баллада о дикой яблоне», коллаж-сюита для сопрано и фортепиано «Сердце Шопена», серия концертов для духовых инструментов с оркестром, ряд партитур для оркестра народных инструментов. Его оркестровые про-изведения звучат под управлением известных дирижеров (М. Павермана, А. Фридлендера, Д. Лисса, Н. Калинина, В. Вишневского, А. Людмилина), инструментальные и вокальные опусы исполняются народными артистками России С. Зализняк и М. Владимировой, заслуженными артистами России, скрипачами А. Михлиным (Москва), Л. Мирчиным, С. Уманской, виолонче-листом С. Пешковым, певцами Л. Белобрагиной (Москва), Ю. Яковлевым и др. В 1997 г. Гуревич получил Третью премию на Международном конкурсе композиций для фортепианных дуэтов в Токио (Япония), а в 1999 г. на том же конкурсе был удостоен Почетного диплома.

Первое десятилетие XXI в. привнесло новые штрихи к портрету композитора. Он обращается к еврейскому фольклору («Аллюзии», «Клезмер-фантазия», «Зовы любви», хоровые «Колыбельные песни», два детских хора: «Мальчик идет в школу» и «Дети учат буквы»), проявляет неподдельный интерес к джазовой музыке, стремясь сочетать ее с академической традицией (симфоническая сюита «Эвансиана»), уделяет большое внимание созданию педагогического репертуара. Много времени и сил занимают текущие дела по руководству Союзом композиторов Урала. Тем не менее география исполнений произведений Гуревича за последние годы весьма представительна. Только крупные сочинения композитора звучали в Ярославле («Пасторальный концерт» для валторны с оркестром), Нижнем Новгороде («Вальс-элегия» для оркестра народных инструментов), Казани («Клезмер-фантазия» для скрипки и камерного оркестра), Москве (Приветственная увертюра, Струнный квартет in D; поэма для скрипки с оркестром «Памяти великого композитора»). Состоялись два масштабных юбилейных авторских концерта в Большом концертном зале Уральской консерватории (2001 и 2006), вышли в свет двойной альбом «Траектория творчества. Симфонические произведения Леонида Гуревича» (2006), компакт-диски «На волне памяти (песни разных лет)» и «Родом из детства (детские песни и произведения для детского хора)» (2010), выпущена монография «Траектория творчества. Композитор Леонид Гуревич и его музыка» (2006).

1. Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ» (Указ Президента РФ №1240 от 19.11.1997, Удостоверение З№ 69802)

2. Значок «За отличную работу» Министерства куль-туры СССР (Приказ Министра культуры СССР №683-К от 11.11.1984)

3. Медаль «Ветеран труда» (решение Свердловского областного Совета народных депутатов от 29.09 1984)

4. орден «За вклад в просвещение» (удостоверение №590 от 02.11.2009)

5. Почётная грамота исполкома Ленинского райсовета народных депутатов (март 1984)

6. Почётная грамота Управления культуры Свердловского облисполкома (04.12.1989)

7. Почётная грамота Министерства культуры Свердловской области (Приказ Министра культуры Свердловской области №363-к от 07.10.1999)

8. Почётная грамота Законодательного собрания Свердловской области (21.11.2006 №2688)

9. Диплом Союза композиторов России (№0226, декабрь 2006)

Симфонические произведения

1963 Симфония до мажор в 4 ч. (2-я ред. – 1971)

1967 Концерт для скрипки и малого оркестра в 3 ч. (2-я ред. – 1989)

1973 «Симфонический дифирамб»

1975 «Два старинных танца» (Павана и Менуэт) для камерного оркестра

1980 Лирическая сюита («Образы детства») для симфонического оркестра в 4 ч.

1985 Дивертисмент для струнного оркестра в 5 ч.

1985 «Поэма» для виолончели с оркестром

1986 Концерт для фагота и симфонического оркестра в 3 ч. (2-я ред. – 1997. Концерт для тенор-саксофона и симфонического оркестра)

1988 «Пасторальный концерт» для валторны и симфонического оркестра в 2 ч.

1992 «Аллюзии», концерт для трубы и струнного оркестра

1995 «Галоп» для 2 фортепиано, струнных, ударных и синтезатора (2-я ред. – 2001, для 2 фортепиано и малого симфонического оркестра)

1997 Концерт для тенор-саксофона и симфонического оркестра

1997 «Ночная музыка» для скрипки и симфонического оркестра (2-я ред. – 2003. Поэма для скрипки и симфонического оркестра «Памяти великого композитора»)

1998 «Приветственная увертюра» для симфонического оркестра

1999 «Клезмер-фантазия» для скрипки и камерного оркестра

2003 «Каприччио» для скрипки и симфонического оркестра (посв. С. Прокофьеву)

2003 Поэма для скрипки и симфонического оркестра «Памяти великого композитора»

2004 «Эвансиана», симфоническая сюита на основе джазовой музыки Б. Эванса в 3 ч.

2005 «Неопартита», 4 концертных танца для скрипки и камерного оркестра

2008 «Нам нравится джаз», коллекция «золотых» джаз. хитов в аранжировке для струнного оркестра (7 пьес)

2009 Dolce-concertino для тромбона и струнного оркестра в 3 ч.

Произведения для оркестра народных инструментов

1986 Симфониетта для оркестра народных инструментов в 3 ч.

1987 «Вальс-элегия», фантазия для оркестра народных инструментов

1990 Две песни («Дорога земная» и «Гусляры») для тенора с оркестром народных инструментов на ст. В. Лазарева и И. Кобзева.

1991 «Каприччио», концертино для домры с оркестром народных инструментов (посв. С. Прокофьеву).

1996 «Торжественная музыка» для оркестра народных инструментов

1999 «Здравица», уверт. для оркестра народных инструментов

2001 «Два вальса» для домры с оркестром народных инструментов (2-я ред. – 2006, для балалайки с оркестром народных инструментов): «В городском саду», «Эксцентрический вальс»

Хоровые произведения (без сопровождения)

1986 «Баллада о дикой яблоне», поэма для смешанного хора без сопровождения (сл. Б. Пустового).

1987 «Ручеек» для дет. хора, сл. В. Зуенка

2001 «Дети учат буквы» (обр. еврейской. нар. песни) для дет. хора

2005 «Колыбельные песни», пять еврейских песен для жен. хора без сопровождения

Камерно-вокальные произведения

1986 «Суровый край свободы», монокантата для меццо-сопрано и камерного оркестра на ст. М. Лермонтова в 7 ч.

1988 «Сердце Шопена», коллаж-сюита в пяти романсах на ст. совр. поэтов для сопрано и фортепиано

1991 «Музыка для детей», три песни для гол., скрипки и фагота на ст. совр. поэтов: «Картина» для сред. гол., сл. В. Степанова; «Четыре утенка» для высокого гол., сл. Р. Алдониной; «Скрипочка», сл. В. Данько

2001 «Зовы любви», пять еврейских песен для меццо-сопрано, баритона и камерного оркестра

Камерно-инструментальные произведения

1957–74 Двенадцать прелюдий для фортепиано (в изданиях – шесть прелюдий)

1960 Соната для скрипки и фортепиано в 3 ч. (2-я ред. – 2003, 1 ч.)

1961–68 Струнный квартет в 4 ч.

1979 Пять пьес для флейты и фортепиано: «Прелюдия», «Вальс», «Интермеццо», «Напев», «Скерцо»

1984 Сонатина для фортепиано в 3 ч.

1985 «Поэма» для виолончели и фортепиано

1986 «Багатели», пять пьес для фортепиано

1988 «Бурлески», три пьесы для фагота и фортепиано

1990 Четыре пьесы для готово-выборного баяна

1994 «Арабески», пять пьес для квинтета духовых инструментов

1996 «Три картинки» для 2 фортепиано в шесть рук: «Наперегонки», «Грустинка», «Принцесса»

1998 «Пять характерных пьес» для фортепиано: «Китайская мелодия», «Кавказский танец», «Еврейская мелодия» (обр.), «Русский напев», «Болеро»

1998 «Два настроения» для 2 фортепиано в 6 рук.

2000 «Клезмер-фантазия» для скрипки, виолончели (кларнета) и фортепиано

2002 Струнный квартет in D в 2 ч.

2002 «Клезмер-фантазия» для квинт. саксофона

2002 «Простые пьесы» для струнных кварт.: Вальс, Интермеццо, Скерцино

2003 «Когда смычок коснется струн» для скрипки и фортепиано

2003 «Простые пьесы» для фортепиано: «Утренняя песня» (диатоника), «Причудливая игра», «Сельский танец», «Танец марионеток»

2004 «Ноктюрн», «Две пьесы» для валторны и фортепиано

2004 «Три концертных танца», «Две пьесы» для трубы и фортепиано

2005 «Призывные сигналы», произв. для трубы и фортепиано

2006 Шесть пьес для скрипки и фортепиано: «Напев», «Жесткий вальс», «Еврейский танец», «В городском саду», «Галантный танец», «Скерцо»

2007 «Светлый путь», девять пьес для кларнета и фортепиано

2008 «По белым и черным», произв. для фортепиано в 4 руки

2010 «Зигзаги», три пьесы для тенор-саксофона и фортепиано

2010 «Золотой рог», пять пьес для валторны и фортепиано

Песни в сопровождении симфонического оркестра

1971 «Партия – сердце народа» (сл. Т. Одудько) для солиста (баса), смешанного хора и симфонического оркестра

1980 «Первое свидание» (сл. В. Елисеева) для женского вокального дуэта и симфонического оркестра

1980 «Баллада об отцах» (сл. В. Елисеева) для солистки (меццо-сопрано), хора и симфонического оркестра

1983 Ленинская правда» (сл. В. Машина) для солиста (баса), смешанного хора и симфонического оркестра

2006 «Рабочая юность» (сл. И. Ляпина) для солиста (баса), смешанного хора и симфонического оркестра

2006 «Гимн Уралу» для смешанного хора (дет. хора) и симфонического оркестра

Песни в сопровождении оркестра (ансамбля) народных инструментов

1969 «Вечерняя песня» для солиста (тенора) и оркестром народных инструментов, ст. Н. Горбачева (инстр-ка Б. Осипова, 1970)

1971 «По веснам да по зимушке» («Гусляры») для солиста (тенора) и оркестра нар. инструментов, сл. И. Кобзева (инстр-ка авт., 2001)

1975 «Сапоги солдатские» для муж. вок. дуэта и оркестром нар. инструментов, сл. Н. Куштума (инстр-ка Н. Олейникова, 1981)

1977 «Родники» для муж. вок. дуэта и оркестром нар. инструментов, сл. Н. Шумакова (инстр-ка Н. Олейникова, 1981)

1979 «Родная граница» («Солдаты стоят на посту») для муж. вок. дуэта и оркестром нар. инструментов, сл. Б. Кежуна (инстр-ка А. Захарова 1981)

1980 «Солнышко» для солиста (тенора) и оркестром нар. инструментов, сл. В. Елисеева (инстр-ка авт., 2010)

1982 «Дорога земная» («Ветка полыни») для солиста (тенора) и оркестром нар. инструментов (инстр-ка авт., 2001)

1971 «Фронтовики» для солиста (баса) и инструментального ансамбля, сл. Ф. Архипова

1971 «Песня верхолаза» для солиста (баритона) и эстрадного оркестра, сл. В. Елисеева

1978 «Напиши мне в Певек» для женского вокального квартета и инструментального ансамбля, сл. Д. Лившица

1978 «Мамин праздник» для женского вокального квартета и инструментального ансамбля, сл. Н. Красильщикова

1979 «Песня о Неизвестном солдате» для солиста (баса), женского вокального квартета и инструментального ансамбля, сл. Н. Доризо

Песни

1968 «Старый дом» для солиста (баса) в сопровождении фортепиано, сл. А. Воловика

1968 «Наш учитель» для солиста (баса) в сопровождении фортепиано, сл. Л. Сорокина

1978 «Любовь-беда» для солиста (тенора) в сопровождении фортепиано, сл. М. Геттуева)

1979 «Песня о России» для солиста (тенора) в сопровождении фортепиано, сл. Б. Кежуна

1980 «Ой, березки милые» для женского вокального квартета без сопровождения, сл. В. Елисеева

1982 «Детство» для солиста (баса) в сопровождении фортепиано, сл. Б. Вторушина

1983 «Отчий хлеб» для солиста (баритона) в сопровождении фортепиано, сл. Е. Нефедова

Детские песни в сопровождении малого симфонического оркестра

1971 «Клятва» для дет. хора и оркестром, сл. Н. Банщикова

1976 «Подарили краски» Васе», ст. Е. Александровой.

1979 «Скрипочка» для солиста, дет. хора и оркестром, сл. В. Данько

1979 «В музее» для солиста, дет. хора и оркестром, сл. Е. Александровой

1979 «Рассказ о буденовцах» для солиста (альта) и оркестром

2001 «Мальчик идет в школу» (обр. еврейской песни) для трех солистов, дет. хора и оркестром

Детские песни в сопровождении фортепиано

1976 «Самовар» для младшего детского хора в сопровождении фортепиано, сл. Г. Анохина

1976 «Козленок» для младшего детского хора в сопровождении фортепиано, сл. С. Вигдорова

1976 «В гостях у Ленина в Горках» для дет. хора в сопровождении фортепиано, сл. Е. Александровой

1977 «Песня о пионерской мечте» для дет. хора в сопровождении фортепиано, сл. Д. Лившица

1979 «Хоккей» для дет. хора в сопровождении фортепиано, сл. Е. Александровой

1979 «Дружный класс» для дет. хора в сопровождении фортепиано, сл. Е. Александровой

1980 «Если рядом верный друг» для дет. хора в сопровождении фортепиано, сл. Е. Александровой

Музыка к драматическим спектаклям (более 20), в т. ч.:

1969 «Снежная королева» (Е. Шварц) – Свердл. театр кукол, реж. Р. Виндерман

1970 «Али-баба и разбойники» (В. Маслов) – Свердл. театр кукол, реж. Р. Виндерман

1970 «Сказание о Робин Гуде» – Свердл. телевидение, реж. Л. Диковский

1973 «Три мушкетера» (по А. Дюма) – Свердл. ТЮЗ, реж. Ю. Жигульский

1981 «Красная шапочка» (Е. Шварц) – Свердл. ТЮЗ, реж. Д. Астрахан

1982 «Доходное место» (А. Островский) – Свердл. ТЮЗ, реж. Д. Астрахан

1983 «Пять романсов в старом доме» (В. Арро) – Свердл. акад. драм. театр, реж. А. Попов

1984 «Синее небо, а в нем – облака» (В. Арро) – Свердл. акад. драм. театр, реж. А. Попов

1991 «Сотворившая чудо» (У. Гибсон) – Свердл. ТЮЗ, реж. С. Лосев

Научные труды

Роль темброво-фактурных средств в Третьей симфонии Кара Караева // Науч.-метод. зап. УрГК. Вып. 8. Свердловск, 1973. С. 222-249; Роль оркестрового варьирования в симфонической драматургии Кара Караева // Кара Караев. М., 1978. С. 203-218; Роль фактурно-тембровых средств в симфонической драматургии Кара Караева: Автореф. дис. ... канд. искусство¬ве¬д. М.: Изд-во Моск. консерватории, 1979; Формообразующая и драматургическая роль оркестровых средств в симфонических произведениях Кара Караева // Вопросы оркестровки: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 47. М., 1980. С. 95-111; Некоторые особенности оркестровой фактуры произведений Кара Караева // Проблемы музыкальной фактуры: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 59. М., 1982. С. 124-138; Об одном аспекте анализа оркестровки // Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 76. М., 1984. С. 127-139; Выразительные свойства оркестровой ткани // Вопросы инструментоведения: Тез. докл. на Второй междунар. инструментоведческой конф. «Благодатовские чтения». СПб., 1995; История оркестровых стилей: Учеб. пособие для муз. вузов. М.: Комп., 1997;

Публикации в СМИ

За дирижерским пультом – полвека // Веч. Свердл. 1982. 12 июня; Под знаком семи нот // Веч. Свердл. 1982. 12 окт.; Возвращение к успеху // Веч. Свердл. 1983. 17 окт.; Едва смычок коснется струн... // Веч. Свердл. 1985. 20 дек.; Такой оркестр нужен! // Веч. Свердл. 1987. 16 февр.; Дом, где не звучит музыка (под псевд. Л. Осипов) // Веч. Свердл. 1990. 6 марта; Культурный вакуум // Ур. рабочий. 1990. 7 марта.