Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Нименский Анатолий Николаевич

Нименский Анатолий Николаевич

Нименский Анатолий Николаевич

Композитор
Региональная общественная организация «Союз композиторов Свердловской области»

(07.08.1950 – 27.11.2020)

Родился 7 августа 1950 г. в Екатеринбурге. С пяти лет начал регулярно заниматься музыкой. Обучался в музыкальной школе при Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по классу фортепиано, в Свердловской школе музыкантских воспитанников (класс трубы, преп. Ю. Шешин), с 1965 г. – в специальной музыкальной школе-десятилетке при Уральской консерватории на теоретическом отделении. С 1968 по 1973 г. учился в Уральской консерватории по классу композиции сначала у Н.М. Пузея, затем у В.Д. Бибергана. За годы учебы им были написаны произведения различных жанров, из которых наиболее значительными стали вокальный цикл «Антимиры» и Фортепианный секстет. В качестве дипломной работы композитор представил «Драматическую фреску» для симфонического оркестра и кантату «Себежские песни». Эти сочинения были исполнены оркестром Свердловской филармонии (дир. А.Г. Фридлендер) и хором консерватории (рук. Т.С. Матвеева).

Ещё будучи студентом, в 1972 г. А.Н. Нименский начинает преподавательскую деятельность на кафедре композиции и инструментовки Уральской консерватории. С 1977 по 1989 г. выполнял обязанности секретаря кафедры. Творческой удачей конца 70-х гг. стал Первый струнный квартет. В 1980 г. А.Н. Нименский был принят в Союз композиторов СССР. В 1982–1989 гг. входил в состав правления Уральской композиторской организации, руководил творческим объединением молодых композиторов и музыковедов Уральского региона, был делегатом VII (1986) и VIII (1991) съездов Союза композиторов СССР, V (1984) и VI (1990) съездов СК РСФСР, а также VII (1995) и VIII (2000) съездов СК России. Активно участвовал в пропаганде музыки уральских авторов на Свердловском радио (цикл передач «Урал музыкальный») и телевидении. В 1989 г. был избран на должность заведующего кафедрой композиции УГК. В ноябре – декабре 1991 г. прошел стажировку в консерваториях Кельна и Дюссельдорфа (ФРГ). В 1995 г. ему было присвоено ученое звание доцента. В 1995–2001 гг. дважды избирался на пост председателя Уральского отделения Союза композиторов России. С 2000 г. занимал должность профессора УГК, в 2011 г. утвержден в ученом звании профессора. За 27 лет работы со студентами в классе композиции А.Н. Нименским подготовлены 24 профессиональных композитора (еще пятеро под его руководством окончили аспирантуру по специальности «Композиция»), из них 15 стали членами Союза композиторов. Среди его учеников: Х. Билегжаргал – лауреат Государственной премии 1996 г. (Монголия); О. Пайбердин – лауреат III междунар. конкурса по комп. им. С. Прокофьева (С.-Петербург, 1999); А. Пантыкин – лауреат премии губернатора Свердловской области (Екатеринбург, 2002, 2007, 2008, 2011), лауреат междунар. кинофестивалей в Германии, Японии, США; обладатель Гран-при фестиваля «Киношок» и спец. приза фестиваля «Кинотавр» (1996–2000); А. Красильщикова – лауреат междунар. конкурсов по композиции (Болгария, 2004, Екатеринбург, 2010); С. Патраманский – обладатель Гран-при конкурса ICMSN (Англия, Йорк, 2007). Двое из учеников А.Н. Нименского удостоены почетного звания «Заслуженный деятель искусств РФ» – А.Д. Кривошей и А.А. Пантыкин. В 1998 г. по инициативе А.Н. Нименского официально открыто композиторское отделение в Екатеринбургском музыкальном лицее при УГК (с первого дня он назначен руководителем этого отделения). А.Н. Нименский участвует в научных конференциях различного уровня, приглашается в качестве председателя и члена жюри междунар., всерос. и регион. конкурсов, в частности Международного конкурса трубачей имени В.И. Щёлокова (Екатеринбург, 2004).

Музыку А.Н. Нименского отличает строгий отбор выразительных средств. Важной приметой его стиля является творческое претворение отечественного фольклора. В 70–80-е гг. композитор много сотрудничает с различными театральными коллективами Свердловска, Челябинска, Москвы, а также со Свердловской киностудией, работает с известными режиссерами – Д. Астраханом, Р. Виндерманом, К. Стрежневым. Театральное начало становится одной из примет его стиля. Излюбленным жанром композитора является жанр концерта, который представлен в его творчестве хоровыми («Игральные вечерки», Концерт для хора а’ cappella) и инструментальными партитурами («Канты», Концерт-реквием памяти Г. Тери). Значительное место среди инструментальных опусов занимают сочинения для ансамблей духовых («Хороводы» для трех труб и трех тромбонов, «Пасторальная сюита» для трех валторн). Музыка А.Н. Нименского звучала во многих городах России и за рубежом (Германия, Монголия, Финляндия, Чехия, Швеция, Япония). Его оркестровые сочинения исполнялись под управлением таких известных дирижеров, как М. Паверман, А. Фридлендер, А. Чистяков, А. Борейко, Е. Бражник, Д. Лисс. Его хоровые партитуры входят в репертуар Камерного хора Московской консерватории (рук. Б. Тевлин), Уральского камерного хора (Пермь, рук. В. Новик), Концертного хора Мужского хорового лицея (Екатеринбург, рук. С. Пименов). Ноты его сочинений печатались в центральных издательствах. В 1998 г. А.Н. Нименский стал обладателем Гран-при конкурса «Музыкальное приношение Екатеринбургу» (за создание «Юбиляций» для симфонического оркестра). В 2000 г. – стипендиат Президента РФ в номинации «Выдающиеся деятели культуры и искусства». В 2002 г. ему присуждена премия губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства». Дипломант Всероссийского конкурса (Челябинск, 2008). В 2010 г. композитор удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации».

Оркестровые произведения

  • 1973 «Драматическая фреска», симф. поэма
  • 1984 «Русские фанфары» для симф. орк.
  • 1992 Концерт для 12 дух. инстр. в 3 ч.
  • 1994 «Канты», концерт для стр. орк. в 4 ч.
  • 1996 «Виват», уверт. для орк. рус. нар. инстр.
  • 1998 «Юбиляции» для симф. орк.
  • 2000 Камерная симфония для стр. орк. в 3 ч.
  • 2001 «Концерт-реквием. Памяти Г.И. Тери» для альта и симф. орк. в 4 ч.
  • 2003 «Старинные предания» для орк. рус. нар. инстр.
  • 2005 «Козлатория о любви и смерти» для смеш. хора и симф. орк. на тексты лит. пародий
  • 2006-2007 «Симфония таинств» для симф. орк.

Оркестровые и камерные транскрипции

  • 1995 Х. Родриго. Концерт для гитары и симф. орк.
  • 1996 Л. Бетховен. Концерт №1 для фп и стр. орк.
  • 1997 Р. Щедрин «Кадриль» из оп. «Не только любовь» для виолонч., фп и стр. орк.
  • 1998 Ф. Мендельсон. Концерт №1 для фп и стр. орк.
  • 1999 М. Глинка. «Вальс-фантазия» для стр. орк.
  • 2001-2002 Ж. Бизе. «Арлезинка», первая сюита для стр. орк.
  • 2003 Н. Римский-Корсаков. «Полет шмеля» из оп. «Сказка о царе Салтане» для флейты, скр., маримбы и симф. орк.
  • 2006 М. Регер. Сюита для альта соло в 4 ч., транскр. для кварт. альтов
  • 2007 З. Хабибуллин. «Поэма» для балалайки и симф. орк.

Хоровые произведения

  • 1972 «Себежские песни», кант. для сол., хора и симф. орк. в 3 ч., сл. нар.
  • 1980 «Игральные вечерки», концерт для смеш. хора и ударн. инстр., сл. нар.
  • 1983 «Ермаковы лебеди», сюита для смеш. хора без сопров., сл. нар.
  • 1986 «Девять историй для маленьких и взрослых», концерт для дет. хора и инстр. анс. на ст. Д. Хармса.
  • 1988 Цикл хоровых поэм на ст. Н.Заболоц¬кого для хора а’ cappella в 4 ч.
  • 2008 «Концертные песнопения в четырех кантах» для смеш. хора а’ cappella
  • 2010 «Литургия красоты и печали» на ст. К. Бальмонта для смеш. хора а’ cappella

Камерно-инструментальные произведения

  • 1967 Соната для флейты и фп, 1-ч.
  • 1968 Вариации на тему урал. нар. песни для кларн. и фп
  • 1969 «Контрасты», 3 пьесы для фп
  • 1970 Секстет для флейты, фагота, 2 скр., виолонч. и фп в 3 ч.
  • 1976 Струнный квартет №1 в 3 ч.
  • 1978 «Перегудки», конц. пьеса для 3 флейт
  • 1979 «Коллаж-бурлеска» для трубы и фп
  • 1981 «Элегия» для 3 кларн.
  • 1982 «Хороводы», конц. пьеса для 3 труб и 3 тромб.
  • 1983 «Уральские предания», сюита для фп в 4 ч.
  • 1984 То же. Перел. для баяна
  • 1985 Сонатина для фп, 1 ч.
  • 1987 «Пасторальная сюита» для 3 валторн в 5 ч.
  • 1989 Струнный квартет № 2 в 2 ч.
  • 1989 Семь этюдов для фп
  • 1990 Соната для фп, 1-ч.
  • 1993 «Летний день», сюита для фп в 5 ч.
  • 2001 «Речитатив и токката» для альта и фп
  • 2002 «Pezzo concertato», для 12 альтов и контрабаса
  • 2004 Струнный квартет № 3
  • 2008 «Pro et contra» для маримбы и фп
  • б/д Рондо для фп
  • б/д Танец для фп

Камерно-вокальные произведения

  • 1971 «Антимиры», вок. цикл для баритона и фп в 5 ч. на ст. А. Вознесенского

Музыка к спектаклям ТЮЗов, драматических и кукольных театров.

Музыка к мультфильмам Свердловской киностудии

  • 1974 «Горящие паруса»
  • 1975 «Недоросль»
  • 1977 «Золотой волос»
  • 1978 «Концерт для Мольера с оркестром»
  • 1979 «Да и Нет не говорите»
  • 1979 «Баня»
  • 1979 «Стойкий оловянный солдатик»
  • 1980 «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»
  • 1981 «Улыбнись, малыш»
  • 1981 «Гуманоид в небе мчится»
  • 1981 «Стрела Робин Гуда»
  • 1982 «А вы знаете, что…»
  • 1982 «Ермаковы лебеди»
  • 1984 «Кот в колпаке»
  • 1985 «Воробьишко»
  • 1986 «Добро пожаловать»
Научно-методические труды

Выявление характерных особенностей дублирования голосов при чтении партитур для оркестра народных инструментов (в соавт. с И.В. Забегиным) // Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во,1990; Искусство чтения партитур: Учеб. пособие (в соавт. с И.В. Забегиным). Рук. 1994; Современная нотография: Практ. пособие. Рук. 1996; Очерки по истории кафедры композиции УГК // УГК имени М.П. Мусоргского. 75 лет истории. Екатеринбург, 2009.

Выступления в СМИ

Хрустальный юности «Напев»: интервью // Обл. газета. 1999. 28 мая; Я человек мажора: интервью // Пульс культуры. 1999. Май; Музыка к юбилею // Музыкальное обозрение. 1999. № 2; Глядя вперед, оглядываясь назад: интервью //Обл. газета. 1999. 22 сент; 60 лет уральской музыки (размышления в преддверии фестиваля) // ВЕ. !999. 8 окт; «Если бы в сутках еще побольше времени…»: интервью // Обл. газета. 2000. 5 авг.; «Композитор – товар штучный»: интервью // Аргументы и факты (регион. вып. «Урал»). 2000. Ноябрь; «О Родыгине говорят…»: интервью // Сокольская Ж. Напев об уральской рябине. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2001. С. 294-295; Музыку можно видеть: интервью // Вечерний Челябинск. 2008. 23 апр.; Беседа с А.Н. Нименским: радиопередача // Попова В. Диалоги о гитаре. И не только о ней. СПб: ИД «Петрополис», 2009. Кн.2. С. 27-33; «Праздник творчества и познания…»: интервью // Обл. газета. 2010. 28 апр.