Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Лежнина Екатерина Васильевна

Лежнина Екатерина Васильевна

Лежнина Екатерина Васильевна

Композитор
Нижегородская региональная организация Союза композиторов России

Родилась в 1994 году в поселке Шаранга Нижегородской области. В 2013 году окончила фортепианное отделение Дзержинского музыкального колледжа и поступила в Нижегородскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки на композиторско-музыковедческий факультет в класс профессора Б. С. Гецелева. Он оказал большое влияние на становление молодого композитора, что ощущается и в некоторых особенностях музыкального высказывания Лежниной. В 2018 году окончила консерваторию и начала преподавательскую деятельность в Нижегородском Губернском колледже на отделении музыкальной педагогики.

Е. Лежнина – один из самых молодых членов Нижегородской региональной организации Союза композиторов России. Она активно участвует в фестивалях современной музыки («Аркадий Нестеров и нижегородская композиторская школа», VI Международный фестиваль «Картинки с выставки»), конкурсах (IX конкурс молодых композиторов на радио «Орфей», VIII Всероссийский конкурс молодых композиторов на лучшее сочинение для органа, г. Москва), концертах, представляя слушателям камерно-инструментальные и вокальные произведения.

Значимая область творчества – вокальная лирика композитора. В шести вокальных циклах для различных составов Е. Лежнина интерпретирует тексты русских поэтов XX века – А. Ахматовой, А. Блока, И. Бродского, И. Иртеньева, О. Мандельштама, Ю. Мориц, М. Петровых, Р. Рождественского, сохраняя за ними лирический строй, мягкость и гибкость романсово-песенной интонации. Особняком стоит цикл «Из ящика стола» на стихи греческих поэтов (К. Кавафиса и О. Элитиса в русских переводах) для сопрано, баритона и фортепиано, отличающийся экспрессивной вокальной декламацией, применением элементов расширенных исполнительских техник в партиях солистов и фортепиано. Не так многочисленны, но не менее интересны хоровые сочинения композитора – два хора a’cappella на стихи Р. Рождественского, и особенно – произведение, адресованное молодым музыкантам – «Три детских хора» в сопровождении фортепиано и ударных инструментов.

В инструментальной музыке Екатерина Лежнина тяготеет к программности, почти всегда расшифровывая замысел и направляя слушательское внимание при помощи заголовка, например, «Наедине со всеми» для струнного квартета, «Приговор», для скрипки, виолончели и фортепиано. Воплощение конкретных, данных в названии образов, характерно и для более крупных произведений Лежниной. Так, в «Превращениях» для симфонического оркестра каждая из частей имеет подзаголовок: I. Трансформация, II. Перерождение, III. Реинкарнация – в соответствии с ним слушатель прослеживает различные грани вариационного принципа, наблюдает за метаморфозами музыкального материала композиции.

Являясь пианисткой по первому образованию, Екатерина с особой любовью относится к клавишным инструментам (в консерваторские годы факультативно обучалась игре на старинных инструментах – органе и клавесине – у старшего преподавателя О.С. Бестужевой), много пишет для них. Среди таковых – лаконичные «Абзацы» для клавесина; скерцозное концертное трио «Длинный и не очень смешной анекдот» для гобоя, фагота и клавесина; созерцательные «Лунные блики» для органа.

Музыке Екатерины Лежниной присущи интонационная яркость, драматизм, логическая стройность формы. Композитор смело решается на поиски новых выразительных средств для реализации своих экспрессивных, неординарных замыслов.

Значительны профессиональные достижения Лежниной в педагогической и методической деятельности. Она проводит мастер-классы и открытые уроки для коллег в инновационной Мастерской «Преподавание музыки в школе» на базе Нижегородского Губернского колледжа. Ее студенты являются участниками и победителями городских конференций Научного общества учащихся «Эврика» в ННГК им. М. И. Глинки, призерами Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди учащихся по специальностям среднего профессионального образования, выступают на региональном этапе чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia, где Екатерина является главным экспертом чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции «Преподавание музыки в школе» в Нижегородском регионе.

Основные сочинения

  • Для оркестра: Морские зарисовки (Южное море. Полдень) для камерного оркестра (2016), Превращения для симфонического оркестра (2018).
  • Для хора: Три детских хора в сопровождении фортепиано и ударных (2016), Два хора a cappella на стихи Р. Рождественского (2018), Три молитвы на духовные тексты для смешанного хора а cappella (2020).
  • Камерно-вокальные: вокальный цикл Наша эпоха для голоса и фортепиано на стихи Ю. Мориц, М. Петровых и А. Ахматовой (2013), Музыка ветра для флейты, маримбы и сопрано (2013), Характерные зарисовки для тенора и ансамбля инструментов на стихи И. Иртеньева (2014), Вокальный цикл на стихи Р. Рождественского (2015), Вокальный цикл на стихи О. Мандельштама (2017), вокальный цикл Из ящика стола на стихи греческих поэтов (2017), Два стихотворения для голоса и фортепиано (2018), О дожде на стихи Б. Ахмадулиной для сопрано и фортепиано (2019).
  • Камерно-инструментальные: Обертоны смысла для трубы и рояля (2014), сцена Инь и ян для вибрафона соло (2014), Импровизация для кларнета соло (2015), Дуэт для альтового саксофона и виолончели (2015). Приговор для скрипки, виолончели и фортепиано (2015), Абзацы для клавесина соло (2015), Этюд для актера и контрабаса (2015), Квартет (несколько ощетинившийся) для флейты, гобоя, кларнета и ударных (2016), Длинный и не очень смешной анекдот для гобоя, фагота и клавесина (2016), Лунные блики для органа соло (2017), Эпизоды для скрипки соло (2018), Наедине со всеми для двух скрипок, альта и виолончели (2019), Зачарованная для вибрафона соло (2019).

Основные труды

Статьи: Лежнина Е.В., Матюшонок М.Н. «Преподавание музыки в школе» – инновационная площадка для подготовки современного специалиста по музыкальному образованию // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития». Мининский университет, 2020; Лежнина Е.В., Матюшонок М.Н., Костров А.Н., Володина К.Г. Наставничество – одно из приоритетных направлений деятельности ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж» // Сборник III Всероссийской научно-практической конференции «Культура, образование и искусство: традиции и инновации», 2020.