Антипова Юлия Владимировна
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки.
Общие сведения
Окончила Томское музыкальное училище (1995), теоретико-композиторский факультет (2000) и аспирантуру Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки (2003) по классу кандидата искусствоведения, профессора Г.А. Ерёменко. Защитила диссертацию «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века» (2005). Автор работ по проблемам академической и массовой музыкальной культуры.
Педагогическая деятельность
С 2006 г. работает на кафедре истории музыки, где преподает курсы «История русской музыки» (XX – нач. XXI вв.), «Массовая музыкальная культура», «Менеджмент в музыкальном искусстве». Осуществляет руководство курсовыми, дипломными работами по истории музыки, диссертационными исследованиями аспирантов, теоретическими работами ассистентов-стажеров и магистрантов исполнительских специальностей по дисциплинам «Актуальные проблемы музыкальной педагогики», «Научно-исследовательская работа»; уделяет особое внимание изучению творчества современных российских авторов (А. Ананьев, О. Викторова, П. Карманов, Н. Попов, А. Сюмак, И. Юсупова и др.)
Сфера научных интересов:
О проблемах музыки академической традиции
Автор материалов, открывающих сведения о коллекции нот второй половины XVIII — нач. XIX в., хранящейся в Отделе редких книг и рукописей Томского государственного университета.
С 2009 г. в связи с началом преподавания нового учебного курса «Массовая музыкальная культура» в сферу научных интересов Антиповой Ю. В. входит пласт неакадемической музыки, с которым связаны дальнейшая научно-исследовательская и методическая деятельность. Практическая работа Антиповой Ю. В. находит свое воплощение в учебно-методических публикациях: «Курс массовая музыкальная культура в образовательной системе современных музыкальных вузов», «Некоторые проблемы и перспективы изучения массовой музыки» (Новосибирск, 2013), а также учебных программах и учебно-методических пособиях: «Современная музыкальная жизнь» (Новосибирск, 2014), «Массовая музыкальная культура» (Новосибирск, 2010, 2014, 2017), «Массовая музыкальная культура» //Музыкальная культура Сибири (раздел коллективного учебно-методического пособия, Новосибирск, 2012).
В период с 2017 по 2021 гг. занималась разработкой материалов Информационной системы «Музыкальная культура Сибири» (блок «Массовая музыка») при поддержке гранта РГНФ/РФФИ – проект № 17-04-00443а «Музыкальная культура Сибири: источники, исследовательские центры и направления».
Автор материалов о композиторах Новосибирска.
Автор статей в периодических изданиях (журналы «Орган», «Музыкальная жизнь», «Вестник» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, газета «Играем с начала», «Сибирская католическая газета»), в которых освещаются события культурной жизни Новосибирска.
Научно-методическая и редакционная деятельность
Член жюри межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (секция «Искусствоведение»), Открытой региональной олимпиады по музыкальным историко-теоретическим дисциплинам, Всероссийского конкурса научно-творческих проектов студентов и аспирантов «Консерваторская наука».
С 2014 г. входит в состав редакционной коллегии научного журнала НГК «Вестник музыкальной науки», электронного проекта «Музыкальная культура Сибири»; член редакционного совета журнала «Ноэма [Архитектура. Урбанистика. Искусство]».
В качестве докладчика принимала участие в международных и всероссийских научных конференциях и форумах (более 100 выступлений).
Научный редактор сборников статей «Профессиональные национальные коллективы как этнокультурный бренд России» (2019), «60 лет кафедрам теории и истории музыки Новосибирской консерватории»,«Россия - Япония - КНР - Республика Корея: история, теория, практика и современные перспективы культурного» (2020), «Музыкальная культура Сибири : традиционные и академические формы творчества: к 100-летию со дня рождения Ю.Г. Кона и Т.А. Роменской» (2021),«Наследие Ф. Достоевского в искусстве» (2022), сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения А. Скрябина «Фортепианное искусство: теория, история, методика» (2022).
Неоднократно становилась модератором мероприятий, посвященных композиторскому творчеству: Всероссийская научная конференция «Музыкальная культура Сибири», посвященная 100-летию со дня рождения А.М. Айзенштадта, 80-летию со дня рождения Б.А. Шиндина и юбилейному году Сибирской организации Союза композиторов России (16–17 февраля 2022 г.), Телемост с мастерами и участниками проекта Folk`sв рамках Фестиваля музыкальной культуры народов Сибири «Тартария» (12 ноября 2021 г.).
- Соорганизатор Фестиваля музыкальной культуры народов Сибири «Тартария» (с 2020)
 - Соорганизатор Научно-культурного форума «Наследие Достоевского в искусстве», посвященного 200-летию со дня рождения писателя (2021)
 - Соорганизатор Международного проекта, приуроченного к проведению перекрестного Года молодежных культурных обменов Россия – Италия (2022)
 - Соорганизатор Открытого межрегионального конкурса работ по музыкальной критике, журналистике и лекторскому искусству «Лаборатория новой музыкальной критики» (2022)
 
- монография «Сентиментализм в западноевропейской музыке второй половины XVIII века: лирическая и драматическая разновидности стиля», Саарбрюккен, 2011
 
статьи и тезисы:
- Образ «человека чувствительного» в европейском искусстве второй половины XVIII века. Новосибирск, 2001.
 - Музыкальное штюрмерство в контексте европейского сентиментализма. Новосибирск, 2002.
 - Музыкальный театр эпохи сентиментализма. «Добрая дочка» Н. Пиччинни. Новосибирск, 2002.
 - Сентиментализм как общеевропейская художественная тенденция в культуре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.
 - Чувствительный стиль в западноевропейском оперном театре второй половины XVIII века. Новосибирск, 2002.
 - О двух тенденциях сентиментализма в искусстве XVIII века. Новосибирск, 2003.
 - Сакральное и земное в симфонии «Lamentatione» Й. Гайдна. Новосибирск, 2005.
 - Тема любви в лирико-комической опере второй половины XVIII века. Новосибирск, 2007.
 - Поиски новой выразительности в юношеской симфонии Моцарта g-moll (К.183, 1773). Кемерово, 2009.
 - О собрании нот в книжной коллекции Григория Строганова. Музыка в доме Строгановых (в соавторстве с О.В. Крупцевой), 2002.
 - «То флейта слышится, то будто фортепиано»: Музыка в семье Строгановых. Часть 2» (в соавторстве с О.В. Крупцевой), 2003.
 - «Гитар-гитар»: к вопросу о постмодернистских приемах в творчестве Петра Налича. Красноярск, 2011.
 - Балканизация как популярное явление в современной массовой музыкальной культуре. Балканский проект новосибирской группы «Рви меха». Новосибирск, 2011.
 - Латиноамериканское направление в отечественной массовой музыке рубежа ХХ-ХХI веков. Красноярск, 2012.
 - Творческая рефлексия песенного наследия Владимира Высоцкого. Новосибирск, Пятигорск, 2013.
 - «Бурановские бабушки»: в диалоге с постмодерном и реалиями российского шоу-бизнеса. Новосибирск, 2013.
 - Интеграционные процессы в современной концертной практике (на примере Гала-концерта «Интерры-2011»). Новосибирск, 2013.
 - Творчество группы «Ильвинги» (Новосибирск): к изучению отечественного арт-рока. Челябинск, 2014.
 - Новый год эпохи постмодерна (о праздничных телеконцертах канала «Культура»). Симферополь, 2014.
 - Романс в отечественной массовой музыке рубежа XX-XXI веков. Кемерово, 2014.
 - «Чумачечая весна плюс Цискаридзе»: к проблеме диффузии высокой и массовой культуры. Белгород, 2014.
 - Забытые песни великой войны. Новосибирск, 2014.
 - К проблеме плагиата в отечественной массовой музыке. Новосибирск, 2015.
 - О двух тенденциях в музыкально-развлекательных шоу (к проблеме норм коммуникации в массовой культуре). Самара, 2015.
 - Барды как объект пародии. Новосибирск, 2016.
 - Потерянные миры и сладкие грезы российской поп-музыки 1980-нач.90-х годов. Волгоград, 2016.
 - Стиль фьюжн: к вопросу о различных формах диалога в отечественной массовой музыке. Тамбов, 2017.
 - Этнический компонент в российской массовой музыке. Москва, 2017.
 - Акустическая скрипка в рок-музыке. Группа «Silenzium» (Новосибирск). Волгоград, 2017 (в соавторстве с Крыловой Е.Ю.).
 - Из истории изучения массовой музыки в Новосибирской государственной консерватории. Кемерово, 2018.
 - Специфика изучения явлений массовой музыкальной культуры (на примере информации о бардовских фестивалях в социальных сетях). Новосибирск, 2018.
 - Орган в неакадемической музыкальной практике. Орган и рок-музыка. Тамбов, 2018.
 - Духовые инструменты в современной массовой музыке: некоторые аспекты изучения. Новосибирск, 2019.
 - Новые формы представления классического искусства в масс-культурном пространстве мегаполиса (на примере Новосибирской консерватории). Новосибирск, 2019.
 - Феномен К-поп: о новых возможностях мировой музыкальной индустрии. Новосибирск, 2020.
 - Профессиональные народные коллективы в контексте современного хорового искусства России. Новосибирск, 2020.
 - Продвижение бренда национального хорового коллектива в молодежной среде (в соавт. С Н.В. Санниковой). Новосибирск, 2020.
 - Феномен фриковости на российской эстраде: к изучению проблемы. Москва, 2020.
 - Исполнительские манеры в современной российской эстрадной музыке. Новосибирск, 2021.
 - Семантика эмбиента в опере Д. Мазурова «Dark». Новосибирск, 2021 (в соавт. с К.В. Чехловой)
 - О судьбе жанра фортепианного этюда в XXI веке. Новосибирск, 2021 (в соавт. с Е.В. Олейниковой)
 - Эстетика посткультурного карнавала в альбоме "Mein lieber tanz" группы "Несчастный случай". Новосибирск, 2021.
 - Достоевский и массовая музыка. Новосибирск, 2022.
 - Глобальная научная опера (GSO) как новый тренд мирового образования. Красноярск, 2022 (в соавт. с Е.А. Мизоновой)
 - Возможности использования препарированного фортепиано в развитии творческих способностей ребёнка. Красноярск, 2022 (в соавт. с Т.А. Бочкаревой)
 - Ремейк в современной массовой музыке: к проблеме соавторства. Саратов, 2022 (в соавт. с К.К. Телегиной)
 - О трансформации жанра духовного стиха в современной массовой музыке. Саратов, 2023.
 - Песни Я. Дронова (Shaman) в свете изучения жанра патриотической песни в современной России. Новосибирск, 2023.
 
Автор материалов о композиторах Новосибирска, в т.ч.:
- Андрей Попов: эскизы к портрету. Новосибирск, 2014.
 - «Своё» и «чужое» в творчестве новосибирского композитора Андрея Попова. Новосибирск, 2014.
 - «Андрей Молчанов: путь к успеху» / Композиторы Новосибирска. Выпуск 2. Новосибирск, 2016.
 
Автор статей в периодических изданиях (журналы «Орган», «Музыкальная жизнь», «Вестник» Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, газета «Играем с начала», «Сибирская католическая газета»), в которых освещаются события культурной жизни Новосибирска.
Статьи в периодике
- «Играем с начала», https://gazetaigraem.ru/author/3181:
 - Юрий Ткаченко: девиз «пусть победит сильнейший» никто не отменял. 03.01.2020.
 - Место встречи Баха с Букстехуде изменить нельзя. 30.09.2017.
 - Австрийский наказ сибирским органистам. 31.01.2017.
 - Страсти по барокко. 25.12.2015.
 - «Три истории» не для приятного просмотра. 25.11.2015.
 - Настоящие и будущие открытия «сезонов». 28.04.2015.
 - Сибирский органный форум. 25.11.2014.
 - Рискуя совершить чудо. 25.11.2014.
 - Бах в голландской Венеции. 28.10.2014.
 - «Кентервильское привидение» в Новосибирске. 27.08.2014.
 - Путевые заметки из Германии. 27.08.2014.
 - Летние open air. 27.08.2014.
 - «Оperahause». 21.05.2014.
 - Правила и свободы, 21.05.2014.
 
«Орган»:
- Фестивальная круговерть. 3[15]/2012. http://organjournal.ru/old/numbers/2012-03.htm
 
«Музыкальная жизнь»:
- Неповторимые дни в столице Сибири. Денис Мацуев дал старт новому проек-ту в Новосибирске. №11, 2015. https://muzlifemagazine.ru/journal_release/muzykal...
 
«Музыкальный клондайк»:
- Этот мир должен быть красивым. 09.12.2019. https://dzen.ru/media/muzklondike/etot-mir-doljen-...
 
«Сибирская католическая газета»:
- Заметки о Втором Сибирском органном форуме, или Мастер-класс от Гюнтера Роста. Январь 20, 2017. https://sib-catholic.ru/zametki-o-vtorom-sibirskom-organnom-forume-ili-master-klass-ot-gyuntera-rosta/
 









