Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Меремкулов Олег Иванович (Ованесович)

Меремкулов Олег Иванович (Ованесович)

Меремкулов Олег Иванович (Ованесович)

Композитор
Красноярская региональная организация Союза композиторов России

Родился в 1935 году в Симферополе. Начальное музыкальное образование получил дома под руководством двоюродной бабушки Ханбековой Варвары Карповны, ученицы А. Гольденвейзера, служившей в тот период концертмейстером симферопольского радио. Мать О.И. Меремкулова, Евгения Михайловна – праправнучка выдающегося русского архитектора Матвея Казакова, автора всемирно известных проектов Московского университета, Сената Московского кремля, дома Благородного Собрания и множества православных храмов.

Отец композитора, Иван Иванович, был служащим. В 1944 году он подвергся репрессиям, и Евгения Михайловна с сыном переселилась, вслед за мужем, в Кемеровскую область, а затем в Узбекистан.

В 1957 году О.И. Меремкулов закончил филологический факультет Ферганского государственного педагогического института, затем переехал в Новосибирск, а позже – в Горький (Нижний Новгород), где преподавал в общеобразовательной школе русский язык и литературу, а также руководил хоровым коллективом. Здесь же он осуществил постановку двух своих детских опер.

Сочинив вокальный цикл, молодой композитор решился послать его на отзыв Д.Б. Кабалевскому, который в 50-е гг. ХХ столетия был секретарем правления Союза композиторов СССР, а с 1962 г. возглавлял комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. Кабалевский оценил музыкальное дарование Меремкулова и настоятельно посоветовал ему получить профессиональное композиторское образование и посвятить свою жизнь творчеству.

По рекомендации Д.Б. Кабалевского, О.И. Меремкулов за 2 года, пройдя курс теоретических дисциплин под руководством преподавателей Горьковской консерватории, подготовился к поступлению в музыкальный вуз. В период 1967-1972 гг. он был студентом Горьковской консерватории, занимаясь первые годы по специальности «музыковедение», а с 3-го курса стал специализироваться как композитор в классе заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Аркадия Александровича Нестерова (выпускника Московской консерватории, ученика В.Я. Шебалина). В качестве дипломной работы на выпускном экзамене была представлена Первая симфония, в 1972 г. она была исполнена Горьковским филармоническим симфоническим оркестром под управлением Александра Скульского в Москве.

После окончания консерватории Олег Иванович Меремкулов заведовал теоретическим отделением Новороссийского музыкального училища, а в 1973-1978 гг. работал преподавателем кафедры теории музыки в Астраханской консерватории, затем руководил художественной работой в Республиканской филармонии в г. Сыктывкар (респ. Коми).

С 1980 года О. Меремкулов живет и работает в Красноярске. В 1982-1989 гг. он был первым заведующим кафедрой истории и теории музыки Красноярского государственного института искусств (ныне Академия музыки и театра), активно способствовал открытию Красноярской организации Союза композиторов Российской Федерации и был ее первым председателем (1983-1988). Ярким событием того периода стал Всероссийский фестиваль «Музыка для детей и юношества» (1986) и Неделя новой чешской и сибирской музыки (1988), концерты которого с большим успехом прошли в Красноярске, Иркутске, Абакане.

В 1991 г. в Красноярске по инициативе О. Меремкулова открылось отделение Всероссийского культурного центра «Русская энциклопедия», преобразованное в дальнейшем в Красноярский региональный общественный фонд «Русская энциклопедия», президентом которого Олег Иванович является в настоящее время. В этот период был осуществлен ряд значимых и оригинальных проектов, в том числе проведен музыкальный фестиваль «Возрожденное имя» (1993), посвященный композитору В.И. Ребикову (на котором впервые в России были представлены сцены из опер «Дворянское гнездо» и «Ёлка»); выпущен Енисейский энциклопедический словарь (1998 г.); состоялся Всероссийский фестиваль русской музыки (2001 г.). В последние годы ведется подготовка к изданию многотомной Енисейской энциклопедии.

Ряд творческих замыслов О. Меремкулова возник и осуществился, благодаря дружескому общению с ведущими сибирскими деятелями литературы и искусства: писателем В.П. Астафьевым, художественным руководителем и главным дирижером Красноярского симфонического оркестра, народным артистом России И. Шпиллером; виолончелистом, заслуженным артистом РФ, профессором М. Курицким; баянистом, заслуженным артистом РФ, профессором С. Найко; с преподавателями КГИИ в 80-х гг.: знатоком оркестра, специалистом в области инструментовки Б. Тарасовым и дирижером народного оркестра В. Тарасовой. Наиболее значимые сочинения О. Меремкулова написаны в тесном сотрудничестве с названными артистами, они же были первыми исполнителями. Живое участие в творческой судьбе новых опусов композитора принимали также балалаечник, заслуженный артист РФ, профессор В. Аверин; лауреат Всероссийского конкурса дуэт домр в составе заслуженных артистов России, ныне профессоров Л. Вахрушевой и В. Зелёного; лауреат Всероссийского конкурса дирижеров В. Блинов.

В частности, в тот период (1984 г.) создано одно из наиболее известных сочинений – Три фрески для баяна («Письмена», «Наваждение», «Хорал»), – посвященное С. Найко, изданное в его редакции и записанное на Всесоюзном и краевом радио. Это масштабное и глубокое по замыслу произведение вошло в элитный репертуар для баяна. Оно многократно исполнялось на серьезных концертных площадках: в Доме композиторов в Москве, в композиторской организации Ленинграда, на композиторском пленуме в Екатеринбурге (1985 г.), Красноярске, Иркутске, Чите, Норильске, Ангарске, Абакане.

Олег Меремкулов – художник, особенно остро проживающий в своих сочинениях связь времен, трагическое переплетение судеб – родной земли, народа и конкретной личности. В его столь разных, но неизменно оригинальных замыслах, всегда ощущается напряженность, интенсивность осмысления процессов, происходящих в пространстве, которое можно обозначить как духовно-историческое пространство России. Причем автор, развертывая свою мысль, словно вступает в диалог с великими предшественниками или современниками, потому так важна в его сочинениях роль слова – заголовка, эпиграфа, явной или скрытой литературной основы.

Такова, например, Третья симфония «По прочтении В. Астафьева» для русского народного оркестра. Каждая часть этого цикла имеет заголовок: «Голос из детства», «Таёжные сны», «Сиреневая пастораль», «Посреди России», и каждой – предпослан эпиграф из произведений В. Астафьева. В целом, при серьёзности содержания и концепционности, свойственной жанру симфонии, это произведение О. Меремкулова отличается удивительным сочетанием объективности «повествования» с повышенной значимостью личностного начала, что выражается в экспрессивности ее тона, в обостренной эмоциональности, в роли ассоциативных связей, метафоричности высказывания, в соединении поэтической утонченности с трагедийностью.

Третья симфония неоднократно исполнялась в Красноярске, в том числе оркестром им. Осипова (дир. В. Тарасова, 1987 г.), в Новосибирске (дир. В. Гусев). Дважды симфония «По прочтении В. Астафьева» во второй редакции звучала в Москве (в марте 2004 г. и в октябре 2006 г.) в Большом концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных (дир. профессор В. Петров). В 2006 г. она была включена в программу Второго всероссийского фестиваля современной музыки для русского народного оркестра и признана специалистами одним из значительных произведений, созданных в этом жанре.

Работая, преимущественно, в жанрах симфонической, камерной и хоровой музыки, О. Меремкулов выработал индивидуальный стиль высказывания, основанный на свободном владении современной композиторской техникой. Его авторский стиль отличается оригинальным сочетанием колоссального энергетического заряда, определяющего психологическую глубину, яркую экспрессию, подлинное симфоническое развитие материала, и эпичности, картинности, «фресковости».

Масштабный композиторский замысел последних лет – опыт прочтения Ф.М. Достоевского, первоначально представший в виде музыкально-драматических сцен «Бесы», премьера которых с большим успехом прошла в Малом зале Красноярской государственной филармонии в декабре 1995 г. (дирижер В. Ермошкин). В октябре 2004 г. в Красноярском государственном театре оперы и балета была исполнена новая версия этого сочинения – сцены из оперы-драмы «Бесы». Позже композитор определил жанр своего произведения как музыкальную драму-триптих. Основу его либретто составили эпизоды из романов «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». Сцены Пролога художественно претворяют подлинные факты биографии Достоевского и включают строки из его Дневника и писем, а также звучание песни, текст которой записан писателем в ссылке.

В условиях сжатого времени музыкально-сценического жанра каждое слово писателя, тщательно и бережно отобранное композитором, концентрируя в себе максимум информации, оказывается предельно «заряженным». Многоплановость текстов Достоевского, где пластическая характеристичность персонажей органично соединяется с символичностью их поступков и судеб, а предельная эмоциональная обостренность – с философским вопрошанием, находит свое отражение в музыке триптиха.

Используя средства современного музыкального «языка», О. Меремкулов, вместе с тем, продолжает традиции русских композиторов XIX-ХХ столетий в области музыкального претворения словесного текста. Автор привлекает к реализации своего замысла не только академический вокал и симфонический оркестр, но и драматических актеров, а также средства пантомимы и экранного искусства, что в совокупности способствует расширению границ восприятия.


  • Симфония «Сибирь» в 4-х частях. 1984 г. Впервые исполнена в Красноярске в 1984 г. Красноярским симфоническим оркестром п/у В. Блинова.
  • Три фрески для баяна («Письмена», «Наваждение», «Хорал»), 1984 г. Посвящены С. Найко. Впервые прозвучали в Красноярске в 1984 г. в исполнении лауреата Всесоюзного и международного конкурсов Сергея Найко. Позже исполнялись им же в Москве, Ленинграде, Свердловске.
  • Симфония для оркестра русских народных инструментов «По прочтении В. Астафьева», 1985 г. Впервые исполнена в Красноярске оркестром кафедры русских народных инструментов КГИИ п/у В. Тарасовой.
  • Концерт для органа, детского хора, виолончели, меццо-сопрано и ударных, 1988 г., 2-ая ред. 1993 г. Премьера состоялась в Красноярске во время фестиваля «Неделя новой чешской и сибирской музыки».
  • Симфоническая поэма "Посвящение В.И. Сурикову", 1989 г, 2-ая ред. 1993 г. Впервые исполнена в Красноярске в 1989 г. Красноярским симфоническим оркестром п/у заслуженного артиста РФ Шпилера. Позже исполнялась в Красноярске Красноярским симфоническим оркестром п/у П. Грибанова, в Кемерово Кузбасским симфоническим оркестром п/у заслуженного деятеля искусств В. Барсова.
  • Композиция «Памяти архитектора Матвея Казакова» для виолончели соло, 1990 г. Впервые была исполнена в Красноярске в 1991 г. заслуженным артистом России М. Курицким. Позже состоялось исполнение в Иркутске.
  • Музыкально-драматические сцены «Бесы» по произведениям Ф.М. Достоевского, 1995 г. Впервые исполнены в Малом зале Красноярской государственной филармонии в декабре 1995 г. (дирижер В. Ермошкин).
  • Музыкальная драма-триптих «Бесы» 1996-2007 гг. В октябре 2004 г. в рамках празднования 70-летия Красноярского края в Красноярском государственном театре оперы и балета были исполнены избранные сцены этого сочинения. Дирижер А. Чепурной, солисты Р. Хобта, А. Шестаков, О. Лепешкина.
  • Концерт для виолончели, гуслей звончатых и симфонического оркестра в 3-х частях, 2007 г.
  • «Возвращение романса» вок. цикл на стихи Пастернака, И. Жданова, Б. Ахмадулиной, А. Гедымин, Н. Ерёмина. 2007 г.