Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Аркадьев Михаил Александрович

Аркадьев Михаил Александрович

Аркадьев Михаил Александрович

Композитор

Родился 15 марта 1958 года в Ленинграде. Советский и российский дирижёр, пианист, композитор, теоретик музыки, философ. Доктор искусствоведения (2003). Заслуженный артист России (1995).

В 1974–1978 годах учился в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории по классу фортепиано у Я. И. Мильштейна, затем А. И. Соболева, а также у Ю. Н. Холопова (теория музыки). В 1978–1983 — в Российской Академии музыки им. Гнесиных (тогда ГМПИ) у А. А. Александрова, у него же в 1988 году окончил аспирантуру. Занимался композицией с А. Г. Шнитке и Р. С. Леденёвым, дирижированием — с В. Нельсоном, Ю. Симоновым и М. Эрмлером. На Аркадьева как музыковеда оказали влияние работы М. Г. Харлапа, И.Браудо, Э.Курта, и Л. А. Мазеля.

В 1988–1998 Аркадьев работал в тесном сотрудничестве с Г. В. Свиридовым. Принимал непосредственное участие в замысле, создании, комментировании и был первым исполнителем (совместно с Дм. Хворостовским) его последнего
крупного вокального сочинения — поэмы «Петербург» для голоса и фортепиано на сл. А. Блока.

В 1989 состоялись первые сольные концерты Михаила Аркадьева за рубежом, он стал постоянным участником и музыкальным директором фестиваля фортепианной и камерной музыки «Русские вечера» в г. Морзум (Германия). Как пианист Аркадьев выступал с Вл. Федосеевым, Ю. Симоновым, Вл. Понькиным, С. Скрипкой (Россия), Р. Кофманом (Украина) и др.

В 1990–2003 гг. Аркадьев работал как пианист с Народным артистом России Дмитрием Хворостовским на всех основных сценах мира (с ним записаны 3 компакт-диска: на фирме «Филипс», 1994, 1997, на фирме «Делос», 2003).
Аркадьев совместно с Хворостовским является автором новой исполнительской редакции поэмы Свиридова «Отчалившая Русь» (на сл. С. Есенина) (изд. «Музыка», 1996).

Его сочинения исполняются на российских и зарубежных сценах. В числе исполнителей А.Рудин, М. Лубоцкий, Г. Казазян, В. Симон, Б. Андрианов, А. Сафиулин, Т. Куинджи, Ф. Нодель, А. Кошкина, А. Тростянский, А. Притчен, Е. Петров, А. Шмитов, Дж. Харлионо.

М.А. Аркадьев был принят в Союз как музыковед, с 1985 года (Молодежная секция) он сотрудничал с такими коллегами, как С. Губайдулина, А. Шнитке, С. Беринский, Ю. Каспаров, Вл. Генин, Вл. Николаев, И. Жванецкая, Р. Леденев, Г. Свиридов, Вл. Рубин, А. Николаев, Гр. Фрид, и др. Его сочинения неоднократно исполнялись в Союзе московских композиторов, в том числе на сцене концертного зала Союза. В частности, «Мадригалы» для камерного хора звучали в 2001, Четыре Элегии Рильке для фортепиано звучали в 2018 году.

Основные научные работы :

  • Размышления о молодом композиторе. (О Вл. Генине) – Советская музыка, 1989, No12. 1 п.л.
  • Временные структуры новоевропейской музыки (опыт феноменологического исследования). М. 1992. 8 п.л. с илл., нот. Второе изд., испр. и доп.: М, 1993. https://imwerden.de/pdf/arkadjev_vremennye_struktury_novoevropejskoj_muzyki_1993__ocr.pdf
  • «Пиковая дама» и миф о царе Эдипе. Волшебная гора I. Москва: МГУ, 1993. 0,3 п.л.
  • К музыке Георгия Свиридова. Композитор и трансценденция. Музыкальная академия. 1996, No 1. https://mus.academy/articles/k-muzyke-georgiya-sviridova
  • G. Sviridov, Petersburg. Poem for voice and piano to words by Alexander Block. World Premiere. Programme note. Wigmore Hall, London 1996,
  • Лирическая вселенная Г.Свиридова. В кн. Русская музыка и ХХ век. Москва 1997.
  • Диалоги о постсовременности (беседа с Т.Чередниченко). Музыкальная академия 1998, https://mus.academy/articles/dialogi-o-postsovremennosti
  • Хроноартикуляционные структуры в клавирном творчестве И.С. Баха. Музыкальная академия. 2000, No2. https://mus.academy/articles/khronoartikulyatsionnye-struktury-v-klavirnom-tvorchestve-isbakha
  • Фундаментальные проблемы теории ритма и динамика «незвучащих» структур в музыке Веберна. Веберн и Гуссерль. Музыкальная академия 2001, No1, 2. https://mus.academy/articles/fundamentalnye-problemy-teorii-ritma-i-dinamika-nezvuchashchikh-struktur-v-muzyke-veberna-vebern-i-gusserl
  • И.С. Бах Гольдберг-вариации. Синтетический уртекст. Концепция и комментарии М. Аркадьева. Москва: Композитор, 2002. 8 п.л. Илл., нот. https://imwerden.de/pdf/arkadjev_bach_goldberg-variationen_2002.pdf
  • Музыкально-феноменологические вариации. В кн. Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы «Серебряковских научных чтений». Кн.1. Волгоград 2004. С.13-22
  • Основная структура хроноартикуляционного процесса новоевропейской музыки. В кн. Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы «Серебряковских научных чтений». Кн.1. Волгоград 2004. С.96-107
  • Предварительные эскизы к «практической теории дирижирования». Жест -музыкальный язык – партитура. В кн. Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления. Материалы «Серебряковских научных чтений». Кн.1. Волгоград 2004. С.401-409
  • Метроритм как творчество и динамика «незвучащего». Монография. Волгоград 2004. 5 п.л.
  • «Анти-Муджеллини», или базовые принципы работы пианиста с клавирными уртекстами. Методические рекомендации для студентов фортепианных факультетов консерваторий и вузов искусств. Москва-Магнитогорск:МаГК, 2006. 11с.
  • "Жизнь моя, иль ты приснилась мне... " Музыкальная академия. - 2007. - N 3. - С. 41-45. О моноопере "Альбом Алисы" российского композитора Владимира Ильича Рубина https://mus.academy/articles/zhizn-moya-il-ty-prisnilas-mne
  • Трагедия Ницше и музыкальный идол. Комментарий к музыке и проблеме. В журн. «Пушкин» №3-4 2010 https://nietzsche.ru/works/music/arkadiev/
  • Метр как творческий парадокс и как дисгармонирующее начало// Искусствознание и гуманитарные науки современной России: Параллели и взаимодействия: Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9–12 апреля 2012 года / Под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной и Г.Р. Консона. М.: Книга по Требованию, 2012. С. 414-419.
  • Технические принципы высшего пианистического мастерства// Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия: Сб. ст. по мат. Межд. науч. конф. 9–13 апреля 2013 года / Под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной и Г.Р.
  • Консона; Ред.-сост. Г.Р. Консон. М.: Нобель-пресс, 2013. С. 36-43.
  • Фундаментальные проблемы музыкального ритма и «незвучащее». Время, метр, нотный текст, артикуляция. Lap Lambert Academic Publishing. 2012. Монография.
  • Ритмология культуры: очерки / под ред. Ю.Ю. Ветютнева, А.И. Макарова, Д.Р. Яворского. – СПб.: Алетейя, 2012. - 280 с. Главы: 8. РИТМ И ВРЕМЯ. Стр. 129 - 142. 11. РИТМ В МУЗЫКЕ. Стр. 177 - 201.
  • Метр как творческий и исполнительский парадокс. Музыкальная Академия. Выпуск № 2. 2017 C.30-34 https://mus.academy/articles/metr-kak-tvorcheskiy-i-ispolnitelskiy-paradoks
  • Звуки и разрывы времени. В сб. Юрий Петров. Тайнопись музыки барокко. М.: Музыка, 2019. С.380-390.
  • Piano Master Key (Мастерки) или Все ли мы знаем о пианизме? Вопросы и ответы о технических принципах и приемах искусства фортепианной игры. В двух книгах. С.-Петербург: Планета музыка. 400с. (в печати)