Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Лобзакова Елена Эдуардовна

Лобзакова Елена Эдуардовна

Лобзакова Елена Эдуардовна

Музыковед
Ростовская региональная общественная организация «Союз композиторов России»

Родилась 22 марта 1977 в Чите. Музыковед, педагог. Окончила Ростовское училище искусств (1997) по специальности «Теория музыки» и теоретико-композиторский факультет РГК им. С. В. Рахманинова (2002), дипломная работа – «Взаимодействие светского и религиозного в произведениях М. Глинки и Н. Римского-Корсакова» (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н. В. Бекетова). В 2007 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему «Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве русских композиторов XIX – начала ХХ века» (научный руководитель – кандидат искусствоведения, доцент Н. В. Бекетова). В 2012 году присвоено учение звание доцента.

Вся профессиональная деятельность связана с образовательными учреждениями Ростовской области. В 1998–2007 – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин ДМШ им. П. И. Чайковского г. Ростова-на-Дону; в 2002–2013 – преподаватель отделения теории музыки Ростовского колледжа искусств, в 2008–2013 – зав. методической работой Ростовского колледжа искусств. С 2007 г. по настоящее время преподает на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова: читает курсы истории отечественной и зарубежной музыки, методики преподавания профессиональных дисциплин высшей школы, является научным руководителем дипломных работ студентов-музыковедов и кандидатских диссертаций.

На протяжении многих лет преподавательскую деятельность в консерватории совмещает с административной работой. В 2013–2018 – в должности начальника учебно-методического управления, с 2013 г. по настоящее время является ученым секретарем Ученого совета, с 2016 г. по настоящее время – заведующим кафедрой истории музыки, с 2018 г. по настоящее время – ученым секретарем Диссертационного совета РГК.

Е. Э. Лобзакова – участник международных и всероссийских научно-практических конференций и симпозиумов, автор около 60 научных статей и методических работ, выступает в качестве оппонента и рецензента диссертаций на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, научного редактора. Сфера ее научных интересов – изучение процесса взаимообогащения религиозной и светской традиций в пространстве отечественной музыкальной культуры ХХ – начала ХХI века, а также включение этого аспекта в образовательную практику. Целенаправленно осуществляет методическую и профориентационную работу: неоднократно проводила мастер-классы и курсы повышения квалификации для преподавателей музыкальных колледжей и колледжей искусств Ростовской области и Краснодарского края. Является инициатором запуска обучения в РГК специалистов по новой образовательной программе «Музыкальная журналистика и редакторская деятельность в СМИ».

Ведет активную музыкально-общественную, организаторскую деятельность. Являлась членом оргкомитетов многочисленных областных музыкальных фестивалей и конкурсов, в том числе: Первого областного хореографического конкурса им. О. Спесивцевой (2012), Международного конкурса фортепианной и ансамблевой музыки «Путь к мастерству» (2012), Областного фестиваля хоровой музыки «Благовест» (2013) и других. С 2009 года – руководитель Южно-российской (открытой) олимпиады по музыкальной литературе среди студентов музыкальных колледжей и колледжей искусств; с 2014 года – исполнительный директор филиала Всероссийского хорового общества по Ростовской области; с 2022 г. – инициатор проведения и руководитель Всероссийского конкурса молодежных научных исследований. Регулярно выступает в качестве лектора-музыковеда на сцене Ростовской областной филармонии, принимает участие в телерепортажах и программах региональных телеканалов.

В своей научной, просветительской и педагогической работе активно способствует изучению и популяризации творчества современных отечественных композиторов, которые становятся «героями» ее статей (С. Слонимский, А. Шнитке, Н. Корндорф, Ю. Буцко, В. Ульянич и др.), вступительных слов к концертам (Е. Подгайц, С. Василенко, М. Броннер, Н. Чайкин, ростовские композиторы – Л. Клиничев, А. Кусяков, Г. Гонтаренко, Ю. Машин, М. Фуксман, Ю. Толстенко, А. Хевелев и др.), выполняемых под ее руководством дипломных работ и кандидатских диссертаций (А. Чайковский, А. Кнайфель, В. Кобекин, Н. Капустин, Г. Дмитриев, И. Воробьев, Г. Зайцев и др.). В качестве музыковеда-исследователя и лектора неоднократно принимала участие в мероприятиях (конференциях и концертах) к юбилейным датам Ростовской организации Союза композиторов России.

Лобзакова Е. Э. входила в состав рабочих групп по созданию Концепции долгосрочного развития концертной деятельности в области академической музыки до 2030 года и Концепции развития системы образования в сфере культуры Ростовской области до 2030 года. Отмечена Благодарственными письмами Министерства культуры Ростовской области (2011, 2024) и Благодарностью Министра культуры Ростовской области за проведение на высоком профессиональном уровне окружного этапа Всероссийского хорового фестиваля. Имеет звание «Лучший работник культуры Ростовской области» (2018).

  • Духовная музыка М. Глинки: опыт осмысления Южно-Российский музыкальный альманах – 2004. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005. – С. 46 – 51.
  • Рахманинов и духовная музыка его времени. Сергей Рахманинов: история и современность: Сб. статей. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2005. – С. 387 – 398.
  • Взаимодействие светской и религиозной традиций в творчестве Н. Римского-Корсакова. Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы II международной науч. – практ. конф. – Тамбов: ТГМПИ им. С.В.Рахманинова, 2006. – С. 48 – 50.
  • Литургические компоненты в Воскресной увертюре Н. Римского-Корсакова»Южно-Российский музыкальный альманах – 2005. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2006. – С. 145 – 151.
  • Взаимодействие светского и религиозного в музыкальном произведении: методологические аспекты анализа Музичне і театральнее мистецтво України в досліджениях молодих мистецтвознавців: Матеріали Всеукраїнськоі науково – творчої конференції студентів та аспірантів. – Харьков.: ХДУМ, 2006 – С.73 – 77.
  • Взаимодействие светской и религиозной традиции в творчестве русских композиторов XIX – начала ХХ века: семиотическая модель. Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: Сб. статей по материалам Международной науч. конф. Часть 1. / Гл. ред. Л. Саввина. – Астрахань: Изд-во ОПОУ ДПО АИПКП, 2006. – С. 224 – 234.
  • Римский-Корсаков и Рахманинов: к вопросу взаимодействия светской и религиозной С. Рахманинов: на переломе столетий (Вып. 3): Сб. материалов Международного симпозиума / Ред. Л. Трубникова. – Харьков: СПДФО Носань В.А., 2006. – С. 133 – 149.
  • «Херувимская» М. И. Глинки: каноническая модель в условиях авторского стиля. Гуманитарные и социально-экономические науки. – № 10 (29). – 2006. – С. 239 – 242
  • Преломление традиций национального культового пения в «Жизни за царя» Глинки М.И.Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т.2. – М.: Изд-во МГК им. Чайковского, 2007. С. 78-85
  • Воскресная увертюра Римского-Корсакова: к вопросу ассимиляции музыкально-поэтических средств духовной и светской музыки Художественный текст: автор и исполнитель: Сб. статей по материалам науч.-практ. конф. молодых ученых Уфа, УГАИ, 2007. – С. 187-197.
  • Формирование профессиональных образовательных программ в колледжах искусств в условиях компетентностного подхода Актуальные задачи современной региональной модели профессионального образования: Материалы XII областной науч.-практ. конф. учреждений среднего профессионального образования. – Ростов н/Д: Изд-во ООП ГОУ ДОД ОЦТТУ, 2008. – С. 32 – 34.
  • Авторская рецепция канона в «Херувимской» М. И. Глинки. Южно-Российский музыкальный альманах.– Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2010. – № 2 (7). – С. 27 – 30.
  • Взаимодействие светской и религиозной традиций в «Воскресной увертюре» Н. А. Римского-Корсакова: семиотический подход Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 1. – С. 42 – 49.
  • Роль электронной медиасреды и медиаобразования в формировании профессиональной компетентности будущего музыковеда. Музыкальное искусство в современном социуме: Сборник научных статей. – Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2014.
  • Рецепция в музыкознании: к вопросу использования термина Южно-Российский музыкальный альманах.– Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2015. – № 3 (7). – С. 5 – 10.
  • Сюжет об Иосифе Прекрасном в балетном жанре: к вопросу использования рецептивного подхода в музыкознании Проблемы музыкальной науки. – 2016. – № 1. – С. 79-85.
  • Анализ музыкального произведения и проблемы рецепции Проблемы музыкальной науки. – 2018. – № . – С. 139-144.
  • Римский-Корсаков и Рахманинов: некоторые творческие сопряжения Музыкальный мир С. В. Рахманинова на рубеже XX–XXI веков: проблемы диалога культур (к 50-летию РГК имени С. В. Рахманинова) / Сборник Международная научная конференция
  • Музыковедческая терминология в поле взаимодействия гуманитарных наук Южно-Российский музыкальный альманах.– Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 2018. – № 1. – С. 5-9.
  • Древнерусская культовая монодия в пространстве отечественной музыкальной культуры: о двух подходах к изучению Южно-Российский музыкальный альманах. – 2018. – № 3 – С. 26-31.
  • Концепт «Воскресение» в поэтике романсов С. В. Рахманинова Культура и искусство. – 2018. – № 10 (37). – С. 73-78.
  • Рецепция распева тропаря Пасхи в светских жанрах: тенденции и методы Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Вып. 3: в 2-х т. Т. 1. – Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г», 2018. – С. 415-427.
  • Отечественная духовно-музыкальная традиция в поэтике романсов С. В. Рахманинова С. В. Рахманинов и мировая культура: материалы VI Международной научно-практической конференции «С. В. Рахманинов и мировая культура» / ред.-сост. И. Н. Вановская. – Тамбов: Музей-усадьба С. В. Рахманинова «Ивановка», 2018. – С. 22–29.
  • Трансмиссия древнерусского распева в отечественной музыкальной культуре: методология исследования проблемы Южно-Российский музыкальный альманах. – 2019. – № 4. – С. 65-70.
  • Древнерусский распев в условиях современной инструментальной композиции: опыты В. Ульянича Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре: сб. трудов межд. науч. конф. 11–15 апреля 2019 г. Т. 2. – Ростов-на-Дону: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2019. – С. 52–62.
  • Механизмы адаптации древнерусского распева в сочинениях современных композиторов Проблемы современного композиторского творчества. – Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2019. – С. 229 – 236.
  • Древнерусский распев и современное композиторское творчество: типология сопряжений Проблемы музыкальной науки. – 2020. – № 1. – С. – 8-15.
  • Знаменный распев в музыкально-стилевом пространстве ранних симфонических опусов С. Слонимского Южно-Российский музыкальный альманах. – 2020. – № 3. – С. 63–68
  • Проблема адаптации древнерусского распева в отечественной культуре Нового и Новейшего времени: истоки исследовательской традиции Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире. Выпуск 4. Сборник материалов IV международной научной конференции. Краснодар: изд-во Магарин О.Г., 2020.
  • Осмысление механизмов культурно-исторического диалога в современном музыкознании: тенденции, методы Научные школы в музыковедении XXI века: к 125-летию учебных заведений имени Гнесиных. Материалы Международной научной онлайн-конференции 24-27 ноября 2020 года / ред.-сост. Т.И. Науменко / Рос. акад. музыки. М.: Издательство «Российская академия музыки имени Гнесиных», 2020. С. 380–387.
  • «Пугачев» В. Кобекина: вновь об анатомии русского бунта Четверть века в музыкальной науке : к юбилею диссертационного совета Ростовской консерватории. – Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2020. – С. 84–97.
  • Диссертационному совету Ростовской консерватории 25 лет: прошлое и настоящее (в соавторстве с И. П. Дабаевой)Четверть века в музыкальной науке : к юбилею диссертационного совета Ростовской консерватории. – Ростов-на-Дону, РГК им. С. В. Рахманинова, 2020. – С. 6–12.
  • Фортепианные циклы Эрика Сати 1912-1915 годов: музыкальные опусы или критические памфлеты? (в соавторстве с М. Порубиной) Южно-Российский музыкальный альманах. – 2021. – № 1. – С. 63-69.
  • Древнерусский распев и инструментальная композиция XX века: музыкальные интерференции в струнных квартетах А. Шнитке и Н. Корндорфа Музыкальные миры Альфреда Шнитке: сб. научный статей. Вып. 2. – М.: ООО Издательство «Согласие», 2022. – С. 53–60.
  • Терминология музыкознания в условиях глобализации гуманитарного знания Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы: сб. материалов конференции. – М. : МГК, 2022. – С. 64–70.
  • Авангард и древнерусская певческая традиция: музыкальные интерференции в произведениях Николая Корндорфа Музыкознание в современном мире: темы, проблемы, тенденции развития: материалы участников III всероссийской конференции. – Ростов-на-Дону: РГК им. С. В. Рахманинова, 2021. – С.7–17.
  • Опера В. Кобекина «Холстомер»: к проблеме «композиторского» либретто Южно-Российский музыкальный альманах. – 2022. – № 3. – С. 127-136.
  • Знаменный распев как константа художественного мира Юрия Буцко: камерная музыка PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2022. – № 5.
  • Знаменная монодия в условиях современной камерно-инструментальной композиции: опыты А. Шнитке Проблемы музыкальной науки. – 2022. – № 4. – С. 89-97.
  • Поэтика сновидений в опере «Клара Милич» А. Кастальского по повести И. Тургенева Arte: научно-исследовательский журнал об искусстве. – 2022. – № 2. – С. 37–43.
  • «Пугачев» Владимира Кобекина. Спирали развития исторической оперы, или Вновь об анатомии русского бунта Пути развития русской оперы: сборник статей по материалам международной научной конференции. – М. : МГК, 2023. – С. 240-253.
  • Опера А. Кастальского «Клара Милич»: в пространстве интертекста (в соавторстве с Д. Ермаковой) Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. – № 2 (51). – С. 50-56.
  • Преломление полифонических принципов в фортепианных сонатах Н. Капустина (в соавторстве с Мо Кайтин) Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. – № 3 (56). – С. 57-66.