Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Ширяева Ольга Федоровна

Ширяева Ольга Федоровна

Ширяева Ольга Федоровна

Музыковед
Челябинское областное отделение Союза композиторов России

Родилась 15 августа 1972 г. в г. Актюбинске Казахской ССР, кандидат искусствоведения (2004), доцент (2006), член Союза композиторов России (2007). В 1991г. закончила отделение теории музыки Алма-Атинского музыкального училища им. П. И. Чайковского; в 1996 г. – музыковедческо-композиторский факультет Алматинской государственной консерватории им. Курмангазы по специальности «Музыковедение»; защитила кандидатскую диссертацию в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство».

В 1998 г. О. Ф. Ширяева начала преподавательскую деятельность на кафедре истории и теории музыки консерваторского факультета Челябинского государственного института культуры. Ведет курсы истории отечественной музыки, истории искусства, гармонии, сольфеджио, музыкальной драматургии балета.

Тематика исследовательской деятельности О. Ф. Ширяевой включает в себя синтез искусств, визуальное начало в музыкальном искусстве, картинность в музыке, программность, жанры симфонической поэмы и симфонической картины, звукоизобразительность и т.п., – на примере сочинений отечественной и зарубежной классики. Регулярно обращается к творчеству композиторов Южного Урала, рассматривая его в контексте эволюции жанров оперы, симфонии, авторского стиля, образного содержания. По этой и другой проблематике опубликованы тезисы и статьи по итогам научных конференций разного уровня: международных, всероссийских, региональных и др. в Ростове, Перми, Екатеринбурге, Магнитогорске, Челябинске; изданы монографии «Картинность в музыке» (2001), «Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX – начала ХХ веков» (2005).

Творческая работа О. Ф. Ширяевой связана с проведением концертных мероприятий с участием ведущих коллективов Челябинска, таких как камерный оркестр «Классика» п/у заслуженного артиста РФ А. Абдурахманова, симфонический оркестр Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки п/у заслуженного деятеля искусств РФ, главного дирижера ЧГАТОиБ С. Ферулева, позже – А. Гришанина; ансамблей разных составов; солистов, в числе которых – лауреат Международного конкурса, профессор, заслуженный работник культуры РФ Н. Малыгин; дипломант Международного и Всероссийского конкурсов, солистка ЧГАТОиБ им. М. И. Глинки Н. Воронкина; солистка ЧГАТОиБ, лауреат международных конкурсов Е. Корчуганова; лауреат Международного конкурса М. Ивашков и др. Слово О. Ф. Ширяевой, предваряющее концерт, отличается продуманной логикой, доступностью, убедительной аргументацией, эмоциональностью. За время работы в Челябинске она выступала на разных концертных площадках города и области, участвовала в юбилейных мероприятиях, пленумах, фестивалях Челябинского отделения Союза композиторов России; имеет публикации в периодической печати.

  • Почетная грамота Министерства культуры Челябинской области за многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие музыкальной культуры Челябинской области и в связи с 30-летием со дня образования Челябинского областного отделения Общественной организации «Союз композиторов России» (Министр культуры А. В. Бетехтин, Приказ от 30.10.2013 г. № 448)
  • Учёная степень Кандидат искусствоведения (диплом КТ № 120439 от 16 апреля 2004 г.),
  • Учёное звание доцента (диплом № 2212/992-д от 26 октября 2006 г.).

Фестивали:

  • 2003 г., 15 мая - Камерный зал ЧГАКИ – V Пленум Челябинского отделения Союза композиторов России - Концерт камерной музыки - коллективы ЧГАКИ, Челяб.обл.филармония
  • 2003 г., 16 мая - Зал камерной и органной музыки - V Пленум Чел. отд. Союза композиторов России – Концерт камерной музыки - коллективы ЧГАКИ, симфонический оркестр ЧГАТОиБ
  • 2005 г. 12 апреля – Актовый зал ЧГАКИ – открытие фестиваля, посвященного 320-летию Баха, Генделя и Скарлатти - кафедры оркестровых струнных и духовых инструментов, специального фортепиано, хорового дирижирования и сольного пения исполнительского факультета ЧГАКИ
  • 2005 г. 13 апреля – Камерный зал ЧГАКИ – концерт в рамках фестиваля, посвященного 320-летию Баха, Генделя и Скарлатти - кафедра хорового дирижирования и сольного пения – вокальные сольные произведения
  • 10 декабря 2007 г. – г.Озерск – Областной фестиваль «Творчество композиторов Южного Урала»;
  • Апрель 2008 г. – Пленум Союза композиторов России (Челябинского отделения), Фестиваль «Композиторы России – детям»;
  • 19 ноября 2013 года – Пленум Чел.отд. СК РФ – Концерт хоровой музыки– Зал камерной и органной музыки;
  • 14 октября 2016 года - Всероссийский музыкальный фестиваль им. С. С. Прокофьева на Южном Урале, посвящённый 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева. Концерт вокальной музыки С. С. Прокофьева с участием студентов кафедры вокального искусства ЧГИК - Концертный зал им. М.Д.Смирнова, ЧГИК;
  • 26 октября 2016 года - Концертный зал им. С.С.Прокофьева. Всероссийский музыкальный фестиваль им. С. С. Прокофьева на Южном Урале, посвящённый 125-летию со дня рождения С. С. Прокофьева. Концерт«Посвящение С.С.Прокофьеву». Музыка челябинских композиторов. - С участием камерного оркестра «Классика» (ведущая концертной программы).
  • 19 ноября 2013 года – Пленум Чел.отд. СК РФ – Концерт хоровой музыки – Зал камерной и органной музыки;

Конференции:

  • 1998 – Челябинск, Уральский Социально-экономический ин-т Академии труда и социальных отношений – Респуб. науч. теоретич. конференция «Россия на пути реформ: основные парадигмы развития общества»: доклад «Некоторые тенденции развития современной музыкальной культуры в России»;
  • 1999 – Челябинск, ЧГИИК – XXI научно-практич. конференция профессорско-преподавательского состава ЧГИИК; доклад «Картинность в музыке: к проблеме музыкальной изобразительности»;
  • 2000 – Челябинск, ЧГИИК – XXII научно-практич. конференция профессорско-преподавательского состава ЧГИИК; доклад «Метод анализа сонорного слоя музыкально-картинных произведений»;
  • 2000 – Челябинск, ЧГИИК – XXII научно-практич. конференция профессорско-преподавательского состава ЧГИИК; доклад «К проблеме предметной образности в музыкальном искусстве»;
  • 2000 – Челябинск, ЧГПУ – межвуз. обл. научно-практич. конференция «Развитие профессионального образования на пороге III тысячелетия»; доклад «Визуальное начало и механизм восприятия музыкальных произведений»;
  • 2000 – Челябинск, Уральский Социально-экономический ин-т Академии труда и соц. отношений – всерос. научно-практич. конференция «Россия на пути реформ: XXI век – камо глядеши?»; доклад «Визуальное начало в музыкальной культуре России на рубеже XX-XXI веков»;
  • 2000 – Екатеринбург, Уральский гос. ун-т – всерос. научно-практич. конференция «Судьба России: образование, наука, культура»; статья «Визуальное начало и предметная образность в музыке композиторов южного Урала»;
  • 2001 – Магнитогорск, Магнитогорский гос. ун-т – межвуз. науч. конференция «Ручьевские чтения. На рубеже эпох: специфика художественного сознания»; доклад «Картинная образность в музыкальном искусстве рубежа XX-XXI веков»;
  • 2001 – Челябинск, ЧГАКИ –XV научно-методич. конференции преподавателей; доклад «К вопросу о специфике жанра музыкальной картины (проблемы методологии)»;
  • 2001 – Челябинск, ЧГАКИ – межрег. научно-практич. Конференция «Культура на пороге третьего тысячелетия в свете культурологического знания»; доклад «Визуальное начало в современной культуре»;
  • 2002 – Челябинск, ЧГАКИ –XXIII научно-теоретич. конференции преподавателей «Культура – искусство – образование»; доклад «Программность в русской симфонической музыке второй половины XIX-начала ХХ веков»;
  • 2003 – Челябинск, ЧГАКИ, ЮУТПП – научно-практич. конференция «Богатство и культура: дискуссии, мнения, проблемы»; доклад «Музыкальная картинность в аспекте культуры (о богатстве художественного отражения действительности)»;
  • 2003 – Челябинск, ЧГАКИ –XXIV науч.-практич. конференция профессорско-преподавательского состава академии «Культура – искусство – образование: Новые идеи в теории и практике»; статья «Принцип мозаичной композиции в музыкальных картинах отечественных композиторов второй половины XIX века»;
  • 2003 – Челябинск, ЧГАКИ – межвузовская научная конференция «Актуальные проблемы музыкальной науки»; доклад «Живописные принципы формообразования в музыкальных картинах отечественных композиторов XIX века»;
  • 2003 – Челябинск, ЧГАКИ – первой научн. конференция молодых ученых, аспирантов и соискателей «Молодежь в науке и культуре XXI века»; статья «Картинность в музыке ХХ века»;
  • 2003 – Челябинск, ЧГАКИ – II научная конференция молодых ученых, аспирантов, соискателей «Молодежь в науке и культуре XXI века»; статья «Жанр музыкальной картины (к вопросу о взаимодействии видов искусств)»;
  • 2004 – Челябинск, ЧГАКИ –XXV научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава академии «Культура – искусство – образование: Новые поиски и результаты в теории и практике»; доклад «Типы музыкальных картин»;
  • 2006 – Челябинск, ЧГАКИ –XXVII научно-практич. конференции профессорско-преподавательского состава академии «Культура – Искусство – Образование: новые аспекты синтеза теории и практики»; доклад «Симфоническое творчество А. Кузьмина: к проблеме эволюции жанра»;
  • 2008 – Челябинск, ЧГАКИ – научно-практич. конференции профессорско-преподавательского состава академии «Искусство – Образование: новые аспекты синтеза теории и практики»; доклад «Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX-XX вв.»;
  • 2009 – Челябинск, ЧГАКИ – 30 научно-практ. конф. проф-преп. состава академии «Культура – искусство – образование: новые аспекты в синтезе теории и практики»;доклад «Вторая симфония Анатолия Кривошея (к вопросу о специфике жанра вокальной симфонии)»;
  • 2009 – Челябинск, ЧГАКИ – всерос.научно-практ. конференция «Композитор в современном мире»; доклад «Симфоническое творчество Алана Кузьмина: формирование стиля»;
  • 2013 – Челябинск, ЧГАКИ – 34 научно-практ. конф. проф-преп. состава академии; доклад «Жанр детской оперы: к вопросу о специфике явления (на примере оперы Т. Шкербиной «Дюймовочка»;
  • 2013 – Пермь, Перм.гос.гуманит.-пед. ун-т – 6 Международной науч.практ-конф. «Проблемы современной музыки»; статья «Особенности драматургии и композиции оперы «Дюймовочка» Татьяны Шкербиной»;
  • 2014 – Челябинск, ЧГАКИ – науч.-практ.конф. седьмого пленума Чел.отд.СК РФ «Композитор в современном мире»; доклад «Специфика жанра детской оперы (на примере оперы Т.Шкербиной «Дюймовочка»)»;
  • 2016 – Челябинск, ЧГАКИ – Всерос.науч.-практ.конф. ЧГИК «Вопросы современного музыкознания»; доклад «Музыкальная феерия «Загадки» Алана Кузьмина: опыт анализа»;
  • 2016 – Челябинск, ЧГАКИ – Всерос.науч.-практ.конф. «Прокофьевские чтения»; доклад «Жанр симфонической картины в раннем творчестве С.С.Прокофьева: «Сны», «Осеннее»».
  • "Прекрасный плен" (О музыкальном формообразовании в композиции рассказа В. Набокова "Музыка") (тезисы) единственная работа – в соавторстве (с Семьян Т. Ф.)
  • Некоторые тенденции развития современной музыкальной культуры в России (тезисы)
  • Картинность в музыке: к проблеме музыкальной изобразительности (тезисы)
  • Метод анализа сонорного слоя музыкально-картинных произведений (тезисы)
  • К проблеме предметной образности в музыкальном искусстве (тезисы)
  • Визуальное начало и механизм восприятия музыкальных произведений (тезисы)
  • Визуальное начало в музыкальной культуре России на рубеже XX-XXIвеков (тезисы)
  • Визуальное начало и предметная образность в музыке композиторов южного Урала (статья)
  • Картинная образность в музыкальном искусстве рубежа XX-XXI веков (тезисы)
  • К вопросу о специфике жанра музыкальной картины (проблемы методологии) (тезисы)
  • Картинность в музыке. (монография)
  • Музыкальная галерея (тезисы)
  • Визуальное начало в современной культуре (тезисы)
  • Визуальная образность в симфонической картине А. К. Лядова «Из Апокалипсиса» (статья)
  • Музыкальная картинность как результат предметных представлений (статья)
  • Программность в русской симфонической музыке второй половины XIX-начала ХХ веков (тезисы)
  • Музыкальная картинность в аспекте культуры (о богатстве художественного отражения действительности) (статья)
  • Принцип мозаичной композиции в музыкальных картинах отечественных композиторов второй половины XIX века (статья)
  • Живописные принципы формообразования в музыкальных картинах отечественных композиторов XIX века (тезисы)
  • О некоторых композиционных особенностях жанра музыкальной картины (статья)
  • Картинность в музыке ХХ века (статья)
  • Жанр музыкальной картины (к вопросу о взаимодействии видов искусств) (статья)
  • Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX – начала ХХ веков (Автореф. дисс. на соиск. уч. степ.канд. искусствоведения)
  • Типы музыкальных картин (тезисы)
  • «UltimaThule» Владимира Набокова и Алана Кузьмина (к вопросу о программности) (статья)
  • На пересечении искусств (статья)
  • И снова – переход… (статья)
  • Возвышение (статья)
  • Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов второй половины XIX – начала ХХ веков (монография)
  • Симфоническое творчество А. Кузьмина: к проблеме эволюции жанра (статья)
  • К проблеме изучения древнерусской музыкальной культуры в курсе «История музыки»
  • Импрессионизм в русской музыке рубежа XIX-XX вв.
  • Вторая симфония Алана Кузьмина Вопросы современного музыкознания: Межвуз.сб.науч.тр.
  • Мотивы произведений В.Набокова в творчестве А.Кузьмина (к вопросу о синтезе искусств)
  • Вторая симфония Анатолия Кривошея (к вопросу о специфике жанра вокальной симфонии)
  • Симфоническое творчество Алана Кузьмина: формирование стиля
  • Жанр симфонической картины в творчестве русских композиторов (композиционный аспект)
  • Жанр детской оперы: к вопросу о специфике явления (на примере оперы Т.Шкербиной «Дюймовочка»
  • Особенности драматургии и композиции оперы «Дюймовочка» Татьяны Шкербиной. - 2013 год – Пермь (заочное участие в конференции)
  • Специфика жанра детской оперы (на примере оперы Т.Шкербиной «Дюймовочка»)
  • Симфоническая картины: судьба жанра в 20-начале 21 вв.
  • Жанр музыкальной картины в творчестве уральских композиторов. «Эсмеральда» Ю. Гальперина: опыт анализа
  • Музыкальная феерия «Загадки» Алана Кузьмина: опыт анализа
  • Жанр симфонической картины в раннем творчестве С.С.Прокофьева: «Сны», «Осеннее»
  • Учебное пособие «Жанр симфонической картины в творчестве отечественных композиторов»