Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Волкова Полина Станиславовна

Волкова Полина Станиславовна

Волкова Полина Станиславовна

Музыковед
Краснодарское краевое отделение Союза композиторов России

Музыковед.

Родилась 11 мая 1966 в г. Грозном.

Окончила Астраханское музыкальное училище им. М.П. Мусоргского (1986, с отличием, класс специального ф.-п. Анастасовой Т.В.); Астраханскую государственную консерваторию (1991, с отличием, класс профессора Л.П. Казанцевой).

В 1995-2003 активно занимается популяризацией современной музыки. В рамках музыкального лектория «Современные композиторы – детям», работавшего на базе Астраханской государственной консерватории, провела творческие встречи с композиторами А.И. Блиновым, Ю.П. Гонцовым, С.Г. Кузминой (Астрахань), С.В. Жуковым, В.А. Екимовским, Б.А. Чайковским (Москва), Г.Г. Беловым, Ю.Н. Корнаковым (Санкт-Петербург); Н.М. Шабалиным (Ижевск), чьи произведения исполнялись профессорско-преподавательским составом кафедры общего ф.-п. и учащимися начальных и средних классов экономико-правового лицея № 10, проходившими обучение у П.С. Волковой по предмету «Музыка». В 1997 под руководством П.С. Волковой силами профессорско-преподавательского состава кафедры общего ф.-п. и студенческой молодежи, фольклорного ансамбля «Раздивье» (худ. рук. И. Тарасова), учащихся экономико-правового лицея № 10 была осуществлена премьерная постановка оперы Бориса Тищенко «Краденое солнце» (Астрахань). В 2003 под руководством П.С. Волковой силами преподавателей Центральной детской музыкальной школы и студентов педагогического колледжа была осуществлена премьерная постановка оперы Мориса Бонфельда «Дикие лебеди» (Туапсе).

В настоящее время работает профессором кафедры социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университета.

Автор 8 монографий, 7 учебных пособий и более 200 публикаций по проблемам философии образования, психолингвистики, герменевтики, интерпретации и реинтер-претации искусства, культурологии и социологии.

Под научным руководством П.С. Волковой защищены 2 докторские и 11 канди-датских диссертаций по специальностям 09.00.01 (онтология и теория познания); 09.00.11 (социальная философия); 24.00.01 (теория и история культуры); 17.00.09 (тео-рия и история искусства); 17.00.02 (музыкальное искусство).

Кандидат филологических наук (1997). Диссертация «Эмотивность как принцип интерпретации смысла художественного текста» (на материале произведений Н. Гоголя и музыки Ю. Буцко, А. Холминова и Р. Щедрина).

Доктор философских наук (2002). Диссертация «Риторические модели гумани-тарного образования как предмет философско-методологического анализа».

Доктор искусствоведения (2009). Диссертация «Реинтерпретация художествен-ного текста (на материале искусства ХХ века)».

Член Союза композиторов России (1997).


  • Почетный работник общего образования Российской Федерации (2000).
  • Имеет нагрудный знак «Учитель года» (1997).

Основные научные работы П.С. Волковой
Монографии

  • 1. Риторические модели гуманитарного образования : монография. – М.: Мос-ков. пед. гос. ун-т, 2001. 192 с.
  • 2. Метафизика огня, или опыт философии искусства : монография. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД МВД России, 2007. 104 с.
  • 3. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства ХХ века) : монография. – Краснодар: ООО Издательский дом «ХОРС», 2008. 200 с.
  • 4. Лики музыки XXI века: Приношение Галине Уствольской и Борису Тищенко : кол. моногр. – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. С. 63-73; 288-294.
  • 5. Опера как социокультурный феномен : кол. моногр. – Краснодар: «Светочъ», 2017. С. 5-29; 57-81.

Учебные пособия

  • 6. Играем вместе! (Для тех, кто верит чудесам, и открывать их любит сам) : кн. для учащихся. – Астрахань: Астрахан. обл. ин-т усовершенствования учителей, 1993. 111 с.
  • 7. Музыкальные занятия в условиях полихудожественного развития школы : учеб. пособие. – Астрахань: Астрахан. обл. ин-т усовершенствования учителей, 1999. 100 с.

Статьи

  • 8. Музыкальное прочтение стихотворения А. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный» (к проблеме типологии понимания текста) // Проблемы музыкальной науки. 2007. № 1. С. 226-233.
  • 9. Феномен реинтерпретации: опыт осмысления (на примере современного ис-кусства) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 78. С. 96-102.
  • 10. Синтетический художественый текст: опыт анализа (на примере оперы Л. Десятникова «Бедная Лиза») // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 5-8.
  • 11. «Лунная соната»: опыт реинтерпретации // Парадигма. Философско-культурологический альманах. – СПб., 2008. Вып. 11. С. 126-137.
  • 12. «Пиковая дама» Р. Пети: к вопросу о реинтерпретации текстов культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 3. С. 124-127.
  • 13. Музыка Бизе-Щедрина в мультипликационном фильме Гарри Бардина (к во-просу реинтерпретации) // Проблемы музыкальной науки. 2008. № 2. С. 233-238.
  • 14. Музыка в современном кинематографе: к вопросу о реинтерпретации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусство-ведение. 2009. № 1. С. 185-192.
  • 15. «Лебединое озеро» П.И. Чайковского в контексте современного искусства: интерпретация и реинтерпретация // Проблемы музыкальной науки. 2012. № 1. С. 37-43.
  • 16. Этико-эстетический аспект экологичности эмоций в произведениях искус-ства / Шаховский В.И., Волкова П.С. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2015. № 1. С. 31-41.
  • 17. Бетховен в пространстве «Кармен»: опыт реинтерпретации // Теория и прак-тика общественного развития. 2015. № 12. С. 393-397.
  • 18. «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена в анимации У. Диснея и В. Дегтярева: ин-терпретация и реинтерпретация / Волкова П.С., Горбатова О.В. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 16. С. 202-204.
  • 19. Культура в пространстве бытия: интерпретация и реинтерпретация // Насле-дие веков. 2016. № 1. С. 54-61.
  • 20. Рецензия на монографическое исследование В.И. Шаховского «Диссонанс экологичности в коммуникативном круге: человек, язык, эмоции» (Волгоград, изд-во ИП Поликарпов И.Л., 2016. 504 с.). // Вопросы психолингвистики. 2017. № 1. С. 272-275.