Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Мироненко Ярослав Петрович

Мироненко Ярослав Петрович

Мироненко Ярослав Петрович

Музыковед
Краснодарское краевое отделение Союза композиторов России

Родился 3 декабря 1941 в г. Сухуми. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. Был направлен на работу в г. Кишинев в Молдавский государственный институт искусств им. Г. Музыческу (кафедра теории музыки и композиции), где по его инициативе и непосредственном участии был основан Кабинет народной музыки.

В 2003-2015 профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры.

На протяжении всей своей творческой, научной и педагогической деятельности занимается собиранием, историческим и научным осмыслением музыкального фольк-лора: к настоящему времени Я.П. Мироненко записано около 12 тысяч украинских, молдавских, гагаузских, цыганских, грузинских, армянских, русских песен и инстру-ментальных мелодий.

Кандидат искусствоведения (1981). Диссертация «Музыкальный фольклор укра-инских сел Молдавии (проблемы молдавско-украинского фольклорного взаимодей-ствия)».

Доктор искусствоведения (1996). Диссертация «Молдавско-украинские связи в музыкальном фольклоре: история и современность».

Доцент (1990), профессор (1997).

Основные научные публикации Я.П. Мироненко

  • 1. Музыкальный фольклор украинских сел // Искусство Молдавии. Исследова-ния и материалы. – Кишинев: Штиинца,1975. С. 114-125.
  • 2. Элементы типологической классификации народных песен // Первый всесо-юзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов : материалы. – Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1977. С. 197-201.
  • 3. Факты фольклорного взаимодействия. // Социологические аспекты изучения музыкального фольклора. - Алма-Ата: Наука, 1978. С.86-88.
  • 4. Походження одного типу весільних пісень, записаних на Україні та в Молда-вії. // Народна творчість та етнографія (Київ), 1979, № 6. С. 30-35.
  • 5. Музыкальный фольклор украинских сел Молдавии (проблемы молдавско-украинского фольклорного взаимодействия) : автореф. дис. ... канд. искусствовед. – Киев, 1981. 17 с.
  • 6. Роль географических и языковых условий в формировании молдавско-украинского фольклорного взаимодействия // Музыкальное искусство Советской Мол-давии. – Кишинев: Штиинца, 1984. С. 42-59.
  • 7. Выразительная система фольклора и композиторское творчество // Фольклор и композиторское творчество в Молдавии. – Кишинев: Штиинца, 1986. С. 16-26.
  • 8. Проблемы социально-исторического изучения молдавского фольклора // Ис-торико-теоретические проблемы искусства. – Кишинев: Штиинца, 1987. С. 67-78.
  • 9. Двойственная природа унисона (тезисы) // Вопросы народного многоголосия. – Тбилиси, 1988. С. 36-37.
  • 10. Обрядовый фольклор и традиции сельской общин // Фольклор: проблемы сохранения, изучения и пропаганды. – М., 1988. С. 23-27.
  • 11. Молдавско-украинские связи в музыкальном фольклоре: история и совре-менность : монография. – Кишинев: Штиинца, 1988. 144 с.
  • 12. Традиційний фольклор i національна культура // Проблеми вивчення та про-паганди народної творчості як складової частини української національної культури. – Рівне, 1990.
  • 13. Про розселення хорватів, тиверців та уличів (за музично-фолькорними дани-ми) // Третя конференція дослідників народної музики червоно руських (галицько-володимирських) та суміжних земель: матеріали. – Львів, 1992. С. 31-37.
  • 14. К критериям дифференциации традиций в музыкальном фольклоре // Мето-дологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики : матер. всеросс. науч. конфер. – Краснодар, 1997. С. 25-29.
  • 15. Moldawien // Die Musik in Geschihte und Gegenwart. – Kassel: Bӓrenreiter, Sach-teil 6, 1997. P. 436-440.
  • 16. Музыкальный фольклор этнических молдаван Кубани // Культура, искусство, образование: история и современность : сб. статей. Вып. 1. – Краснодар, 1997. С. 131-136.
  • 17. Cântecul soarelui – метаморфозы эпической мелодии // Cercetări de muzicologie. – Chişinău: Ştiinţa. Р. 44-72.
  • 18. Проблема идентичности в песнях цыган Молдавии // Цыгане Республики Молдова: история, культура, социальное положение : Первая науч. конфер. (Доклады и выступления). – Кишинев, 1998. С. 24-27.
  • 19. II. Traditional Music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: 7th Edition. – London, 2000. Vol. 16. P. 892-897.
  • 20. Епiчнi пiснi села Петруня // Парадiгматiка фольклору: юбілейний зб. з нагоды 70-рiччя С.I. Грици. – Київ-Тернопіль: АСТОН, 2000. С. 129-138.
  • 21. Универсалии фольклора и универсальный каталог // Народній пiснi я життя своє присвятив. – Львів, 2001. С. 48-51.
  • 22. Экспедиция на Северный Кавказ // Народній пiснi я життя своє присвятив. – Львів, 2001. С. 104-105.
  • 23. Об одном сюжете музыкальной антропологии // Вопросы музыкознания : сб. науч. статей выпускников Краснодар. музык. колледжа. – Краснодар, 2006. С. 232-246.
  • 24. Община, патронимия и фольклор = Община патронімія та фольклор // Пам’ятi Володимира Гошовського: 1922-1996. – Львів, 2006. С. 155-176.
  • 25. О консерватизме в музыкальном фольклоре // Folclor şi contemporaneitatea: conservarea, revitalizarea şi valorificare culturii tradiţionale: materiale simpozionului ştiinţific. – Chişinău, 2006. P. 123-129.
  • 26. Песнь любви в эпоху романтизма: об одном типе мелодического контура // Художник и время: взаимодействие культур в современном мире : матер. конфер. Вып. 4. – Краснодар, 2007. С. 181-186.
  • 27. Музыкальная культура цыган Молдовы // Slova şi muzica populară – componentă culturală a procesului civilizatoare: materialele conferinţei ştiinţifico-practice. – Chişinău, 2008. Р. 30-44.
  • 28. О традиционной культуре молдавских сел Кавказа: антропологические за-метки // Фелицинские чтения (Х). – Краснодар, 2008. С. 89-94.
  • 29. Фольклор українців Молдови: питання жанру // Українці Молдови: історія i сучасність: Наукові дослідження i матеріали. – Кишинів, 2008. С. 116-131.
  • 30. О консерватизме в музыке устной традиции // Актуальные проблемы совре-менного художественного образования : сб. науч. статей. Вып. 1. – Краснодар, 2003.
  • 31. Мелодика песен и романсов Григория Пономаренко // Григорий Пономарен-ко: творчество и судьба : сб. статей. – Краснодар: КГУКИ, 2010. С. 66-117.
  • 32. Песня в творчестве Григория Пономаренко: опыт постижения // Концепту-альные основы регионализации в свете музыкального образования : сб. науч. трудов. – Краснодар: КГУКИ, 2011. С. 93-100.
  • 33. О восприятии В.А. Моцартом тональности Ми-бемоль мажор // Музыкальное и художественное творчество в контексте фестиваля-конкурса «Краснодарская камера-та». – Краснодар: КГУКИ, 2011. С. 90-94.
  • 34. О происхождении мелодии песни про татарский полон // Проблеми етному-зикологiї : науково-методич. зб. Вип. 9. – Київ, 2013. С.146-158.
  • 35. Настя Присяжнюк. Спогад про К. Квітку (публ. Я. Мироненка) // Проблеми етномузикологiї : науково-методич. зб. Вип. 9. – Київ, 2013. С. 243-245.
  • 36. Музыка Клода Дебюсси: антропологический аспект // Многоуровневая си-стема художественного образования и воспитания: современные подходы в научных исследованиях. – Краснодар, 2013. С. 419-423.
  • 37. Греческая античная эстетика и гносеология фольклора // Культурная жизнь Юга России. 2014. № 1. С. 10-14.
  • 38. Ранние тюрко-славянские связи как музыковедческая проблема // Нематери-альное культурное наследие тюркских народов как объект сохранения : сб. матер. на-уч.-практич. конфер. – Казань: Ихлас, 2014. С. 339-344.
  • 39. Onthe Prayers, an Unknown Folk Music Genre of Moldavian Diasporafrom North-Western Caucasus // Folclor şi postfolclor în contemporaneitate: rezumatele lucrărilor. – Chişinău, 2014. P. 41.
  • 40. Жанровый синтез как художественный метод в военных песнях Матвея Блантера // Материалы научно-практической конференции. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 60-67.
  • 41. Мелодика Alla turca В.А. Моцарта: от рококо и барокко к класицизму // Па-мяти В.А. Фролкина. – Краснодар: КГИК, 2015. С. 5-18.

Учебно-методические работы

  • 1. Погребальный обряд (статья и вопросник) // Practica de colectare a folclorului: Lucrare metodică pentru cursul „Creaţia populară muzicală moldovenească”. – Chişinău, 1983. Р. 33-48.
  • 2. Antropologie muzicală: conţinutul şi sarcinile cursului // Învăţămîntul artistic – dimensiuni culturale (conferinţa de totalizare. Ediţia a II-a). – Chişinău, 2002. Р. 126-128.
  • 3. Despre noţiunea de „monodie” în cursul de folclor muzical românesc // Pagini de muzicologie. – Chişinău, 2001. Р. 58-59.
  • 4. Музыкальный фольклор этнических групп Краснодарского края в системе // Музыкальное образование в колледже: теория, история, практика. – Краснодар, 2011. С. 167-174.

Сборники музыкального фольклора

  • 1. Şi cânt codrului cu drag: Folclor moldovenesc din sate nord-caucaziene. – Chişinău: Literatura artistică, 1987.
  • 2. Співає Струзовка: Збірка українського та молдавського фольклору, с. Струзо-вка Глодянського району Молдови (К. Попович, В. Панько, К. Чернега). – Кишинів, 1995. 182 с.
  • 3. Satul Petrunea la cântec şi la joc: Din istoria şi poezia populară a satului Petrunea (C. Popovici, G. Botezatu, E. Cernega, I. Datii, V.Panico). – Chişinău, 1996. 256 с.
  • 4. В земле наши корни: история, традиции и фольклор сел Дану, Каменкуца и Николаевка Глодянского района. Исследования и материалы. – Кишинев: Шиинца, 1997. 400 с.