Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Шак Татьяна Федоровна

Шак Татьяна Федоровна

Шак Татьяна Федоровна

Музыковед
Краснодарское краевое отделение Союза композиторов России

Родилась 10 августа 1955. Окончила теоретико-композиторский факультет Ле-нинградской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (1981).

В 1981-1982 преподаватель музыкального училища в г. Тольятти; в 1983-1999 преподаватель, старший преподаватель (1987), доцент (1995) Таганрогского государ-ственного педагогического института (параллельно в 1989-1999 работала преподавате-лем Таганрогского музыкального училища).

В 1999 получила грант фонда Сороса за проект «Современное музыкальное об-разование».

С 2000 работает в Краснодарском государственном институте культуры: доцент кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования (2000-2005); заведующая кафедрой музыкальных медиатехнологий (2006-2013); заведующая кафедрой звукорежиссуры (2013-2015); с 2015 заведующая кафедрой музыковедения, композиции и методики музыкального образования.

По ее инициативе в Краснодарском государственном институте культуры были открыты новые перспективные специальности: «Музыкальная звукорежиссура», «Му-зыкальное искусство эстрады», создана система дополнительного образования музы-кантов и введены программы профессиональной переподготовки.

Круг научных интересов Т.Ф. Шак связан с проблемами изучения гармонии, му-зыкальной драматургии, музыки в современных медиажанрах.

Т.Ф. Шак автор более 150 научных работ, монографий, учебно-методических пособий и статей, редактор-составитель 9 сборников научных трудов, а также инициа-тор ряда научных проектов регионального и федерального уровня, организатор еже-годной международной научно-практической конференции «Музыка в пространстве медиакультуры».

Является основателем научной школы «Методология анализа музыки в структу-ре медиатекста» (17.00.02 Музыкальное искусство). Под ее руководством подготовлены и защищены 3 кандидатские диссертации на соискание ученых степеней кандидатов культурологии и искусствоведения.

Кандидат искусствоведения (1994). Диссертация «Гармония как фактор музы-кальной драматургии в операх Н.А.Римского-Корсакова».

Доктор искусствоведения (2010). Диссертация «Музыка в стуктуре медиатекста: на материале художественного и анимационного кино».

Профессор (2010).

Член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (2001).

Член гильдии музыковедов России.

Член диссертационного совета Ростовской государственной консерватории им С.В. Рахманинова, член редакционных коллегий ряда научных журналов.

Член Союза композиторов России (2008).

Основные научные работы Т.Ф. Шак

  • 1. Гармония как фактор музыкальной драматургии в операх Н.А. Римского-Корсакова : автореф. Дис. ... канд. Искусствовед.: 17.00.02. – СПб, 1996. 22 с.
  • 2. Музыка в структуре медиатекста (на материале художественного и анимаци-онного кино): автореф. Дис. ... док. Искусствовед.: 17.00.02. – Ростов-на-Дону, 2010. 30 с.
  • Монографии
  • 3. Гармонические системы в оперной драматургии Н.А. Римского-Корсакова : монография. – Краснодар: Эоловы струны, 2002. 122 с.
  • 4. Музыка в структуре медиатекста: монография. – Краснодар: КГУКИ, 2010. 356 с.
  • Учебно-методические публикации
  • 5. Методические рекомендации к контрольным работам по гармонии для сту-дентов очной формы обучения : учеб. Пособие. – Таганрог: ТГПИ, 1990. 17 с.
  • 6. Контрольные работы по гармонии : методич. рекомендации. – Таганрог: ТГПИ, 1997. 36 с.
  • 7. Контрольные работы по полифонии : методич. рекомендации. – Таганрог: ТГПИ, 1997. 5 с.
  • 8. Комплексное методическое пособие по музыкально-теоретическим дисципли-нам на материале музыки Н.А. Римского-Корсакова; вып. 1. Музыкальные диктанты / Шак Т.Ф., Карпенков Г.Г. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. 40 с.
  • 9. Зарубежная хоровая литература; вып. 3 : учебно-методич. пособие. – Таганрог: ТГПИ, 1999. 92 с.
  • 10. Мелодии родного края. Сольфеджио на материале музыки композиторов Ку-бани : хрестоматия. – Краснодар: Эловы струны, 2004. 52 с.
  • 11. Комплексное учебное пособие по музыкально-теоретическим дисциплинам на материале музыки Н.А. Римского-Корсакова. Сольфеджио. Одноголосие. – Красно-дар: Эоловы струны, 2004. 68 с.
  • 12. Комплексное учебное пособие по музыкально-теоретическим дисциплинам на материале музыки Н.А. Римского-Корсакова, в трех вып. Сольфеджио. Многоголо-сие. – Краснодар: Эоловы струны, 2004. 45 с.
  • 13. Комплексное учебное пособие по музыкально-теоретическим дисциплинам на материале музыки Н.А. Римского-Корсакова. Вып. 2. Музыкальный диктант. – Краснодар: Эоловы струны, 2004. 56 с.
  • 14. Комплексное учебное пособие по музыкально-теоретическим дисциплинам на материале музыки Н.А. Римского-Корсакова. Вып. 3. Музыкальный материал для упражнений и творческих заданий. – Краснодар: Эоловы струны, 2004. 52 с.
  • 15. Курсовые работы в системе подготовки музыкальных звукорежиссеров : учебно-методич. Пособие / Шак Т.Ф., Предоляк А.А. – Краснодар: 2014. 60 с.

Научные публикации

  • 16. Лейтмотивы как целостная система в операх Н.А. Римского-Корсакова. – Деп. В НИО Информкультура, 1995, № 2994. 12 с.
  • 17. Выразительные и драматургические функции тональностей в операх Н.А. Римского-Корсакова. – Деп. В НИО Информкультура,1995, № 2981, 25 с.
  • 18. Гармония в операх Н.А. Римского-Корсакова (на примере анализа оперы «Царская невеста») // Н.А. Римский-Корсаков. Черты стиля. – СПб: Спб. Гос. Консер-ватория, 1996. С. 30-55.
  • 19. Медиаобразование для музыкантов // Высшее образование в России, 2004, № 8. С. 46-49.
  • 20. Медиаобразование для музыкантов, каким ему быть? // Современное музы-кальное образование : матер. Междунар. Науч.-практич. Конфер. – СПб: ИПЦ СПГУТД, 2000. С. 61-64.
  • 21. Жанровый синтез как основа концепции симфонии-реквиема «Последние свидетели» Владимира Магдалица // Кайгородовские чтения : матер. Науч.-практич. Конфер. Вып. 4. – Краснодар, 2005. С. 77-82.
  • 22. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» // Медиаобразование. 2005. № 5. С. 38-42.
  • 23. Функция лейттематизма в киномузыке // Размышляя о современном (симпо-зиум ГЦ КГУКИ). Пятая науч.-практич. Конфер. Гуманитарного центра КГУКИ. – Нью-Йорк-Краснодар, 2009. С. 49-51.
  • 24. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» // Проблемы музыкальной науки. 2009. № 2. С. 213-217.
  • 25. Стилистические особенности киномузыки А. Рыбникова (к проблеме стиле-вого анализа музыки в медиатексте) // Культурная жизнь Юга России, 2009, № 5. С. 61-63.
  • 26. Живопись и музыка в контексте диалогической культуры / Шак Т.Ф., Волко-ва П.С. // Культурная жизнь Юга России, 2009, № 5. С. 15-17.
  • 27. Сонатность как принцип построения композиции в киномузыке // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010, №. 1. Сер. «Филология и искус-ствоведение». С. 265-272.
  • 28. Музыкальная цитата в структуре медиатекста: направления анализа / Шак Т.Ф., Семченкова А.В. // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010, № 2. Сер. «Филология и искусствоведение». С. 217-224.
  • 29. Анализ музыки в медиатексте: методологический подход // Культурная жизнь Юга России, 2010, № 6. С. 25-28.
  • 30. Терминологический аппарат музыки в медиатексте // Культурная жизнь Юга России, 2011, № 42. С. 16-18.
  • 31. Развитие звукорежиссерского слуха на уроках сольфеджио // Культурно-образовательная среда: творчество и технологии : матер. Пятой междунар науч.-практич конфер. – Киев: Национальная академия руководящих кадров культуры и ис-кусств, 2011. С. 244-245.
  • 32. Учебный курс «Музыка в структуре медиатекста» в профессиональной под-готовке звукорежиссеров // Современные аудиовизуальные технологии в художествен-ном творчестве и высшем образовании. – СПб: СПбГУП, 2011. С. 36-39.
  • 33. Классическая музыка в кинематографе // Культурно-образовательная среда: творчество и технология. – Киев: Национальная академия руководящих кадров культу-ры и искусств, 2012. С. 150-152.
  • 34. Цитата классической музыки в структуре медиатекста // Южно-Российский музыкальный альманах, 2012, № 2. С. 22-27.
  • 35. Музыка как драматургический фактор в жанре экранизации / Шак Т.Ф., Ци-цишвили Ю.Г. // Искусствознание и гуманитарные науки современной России: парал-лели и ывзаимодействия : сб. статей по матер. Науч.-практич. Конфер. – М.: ГКА им. Маймонида, 2012. С. 23-32.
  • 36. О стилевом анализе музыки в медийной форме текста // Прблемы подготовки режиссеров мультимедиа : матер. Четвертой всеросс. Науч.-практич. Конфер. – СПб: СПбГУП, 2012. С. 20-22.
  • 37. Музыка в медиатексте с позиций терминологии // Современные аспекты культурного дталога: Россия – Украина : сб. матер. Второй междунар. Науч.-практич. Конфер. – Краснодар, 2012. С. 125-131.
  • 38. Музыкальный лейтмотив медиатекста в аспекте звукорежиссуры // Совре-менные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и образовании : матер. Пятой Всеросс. Науч.-практич. Конфер. – СПб: СПбГУП, 2013. С. 75-77.
  • 39. Музыка Игоря Корнелюка в жанре экранизации / Шак Т.Ф., Цицишвили Ю.Г. // Южно-Российский музыкальный альманах. 2013. № 2. С. 97-101.
  • 40. Методология анализа музыки кино в аспекте оперной драматургии (к про-блеме лейтгармоний) // Культурная жизнь Юга России, 2014, № 1. С. 29-33.
  • 41. Лейтмотивная система опер Н.А. Римского-Корсакова в аспекте традиций Р. Вагнера // Музыкальный театр: искусство, социум, бизнес. К 200-летию со дня рожде-ния Дж. Верди, Р. Вагнера : сб. науч. статей. – Ростов н/Д: РГК им. С.В. Рахманинова, 2014. С. 43-61.
  • 42. Музыкальная звукорежиссура в аспекте научных проблем современного му-зыкознания // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и образовании : матер. 6 Всеросс. Науч.-практич. Конфер. – СПб: СПбГУП, 2013. С. 15-18.
  • 43. Музыка как стилевой фактор в фильмах режиссера Ю. Норштейна // Про-блемы подготовки режиссеров мультимедиа : матер. 5 Всеросс. Науч.-практич. Конфер. – СПб: СПбГУП, 2014. С. 15-18.
  • 44. Цитаты музыки С.В. Рахманинова в современном кинематографе // Музы-кальная летопись российских регионов. Вып. 3. – Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2014. С. 160-168.
  • 45. О музыкальном формообразованиинии в медиатексте // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия : сб. матер. Междунар. Науч. конфер. – М.: Нобель-Пресс, 2014. С. 656-663.
  • 46. Об аспектах исследования лейтмотивности в медийных формах текста // Проблемы подготовки режиссеров мультимедиа : матер. 7 Всеросс. Науч.-практич. Конфер. – СПб: СПбГУП, 2015. С. 70-73.
  • 47. Интерпретация эстрадной песни в контексте проблем музыкальной драма-тургии // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом ; ред-сост. Г. Консон: сб. трудов междунар. Науч. конфер. – М.: Liteo, 2015. С. 548-558.
  • 48. Анализ музыки кино в контексте научных исследований музыкознания // Культурно-образовательная среда: творчество и технологии : матер. 8 междунар науч.-практич конфер. – Киев: Национальная академия руководящих кадров культуры и ис-кусств, 2015. С. 220-225.
  • 49. О системном принципе организации в музыке кино // Музыкальная наука в ХХI веке: пути и поиски : матер. Междунар. Науч. конфер. – М.: Пробел-2000, 2015. С. 433-441.
  • 50. О некоторых принципах структурирования музыкального тематизма в музы-ке кино / Шак Т.Ф., Масич О.В. // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 1. С. 55-61.
  • 51. Симфония-реквием Владимира Магдалица «Последние свидетели»: к про-блеме полижанровости // Культурная жизнь Юга России. 2016. № 3. С. 32-35.