Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Сокольская Жанна Абрамовна

Сокольская Жанна Абрамовна

Сокольская Жанна Абрамовна

Музыковед
Региональная общественная организация «Союз композиторов Свердловской области»

Родилась 17 ноября 1932 г. в г. Свердловске. С 1940 – 1950 гг. училась в общеобразовательной школе № 12 и в ДМШ № 1 г. Свердловска. С 1950 – 1953 гг. обучалась в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского по специальностям фортепиано и теория музыки. Ж.А.Сокольская – выпускница Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского по специальности «Музыковедение». С 1953 г. началась трудовая деятельность Ж.А. Сокольской в качестве педагога фортепиано и музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ г. Верхняя Пышма, затем в Железнодорожной музыкальной школе г. Свердловска. Начиная с 1959г. по 1962 г., Ж.А. Сокольская преподавала музыкальную литературу, сольфеджио и фортепиано в Свердловском областном культурно-просветительном училище и в Свердловском областном музыкально-педагогическом училище. В 1962 г. она была приглашена на работу в Свердловский государственный педагогический институт, где проработала 40 лет на музыкально-педагогическом факультете и на кафедре культурологии. В разные годы Ж.А.Сокольская преподавала в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, где читала курс истории музыки.

В 1966 г. Ж.А. Сокольская поступила в аспирантуру по специальности «Музыкальная педагогика» Московского заочного педагогического института. В 1973 г. Ж.А. Сокольская защитила диссертацию на тему «Пути и методы овладения интонационно-смысловым анализом произведения в процессе изучения истории музыки». В 1977 г. получила учёное звание доцента. Одновременно с педагогической и научно-исследовательской работой Ж.А. Сокольская постоянно занимается музыкально-просветительской и пропагандистской деятельностью.

С 1958 г. она является постоянным внештатным корреспондентом областных и городских газет: Уральский рабочий», «Областная газета», «Вечерний Свердловск (Екатеринбург)», «На смену!». Также она сотрудничала с газетами «Екатеринбургская неделя», «Главный проспект», «Подробности»; являлась внештатным корреспондентом музыкальных редакций Свердловского радио и телевидения. Всего по проблемам музыкального искусства ею опубликовано 4 монографии (одна – в соавторстве с другими музыковедами), учебное пособие, свыше 200 статей в разных столичных и местных сборниках, журналах, свыше 300 – в местных и центральных газетах. Ею подготовлено более 500 радио- и телепередач, которые прошли в циклах «Свердловск музыкальный», «Композиторы Урала» и в её авторском цикле «Музыка вокруг нас».

В 1981 г. Ж.А. Сокольской был организован музыкальный клуб «Камерата», где она являлась художественным руководителем, сценаристом и ведущей большинства программ, куда систематически включались сочинения отечественных и современных зарубежных композиторов, представлялось искусство ведущих композиторов России и молодых авторов.

В 1970 г. Ж.А. Сокольская была принята в члены Союза композиторов СССР, дважды избиралась членом Правления УрО СК России. С 1980 и по настоящее время она возглавляет музыковедческую секцию Уральской композиторской организации. Также в течение 1960-80 гг. Ж.А.Сокольская являлась членом Президиума хорового общества Свердловской области, а затем, с момента образования Музыкального общества Свердловской области, членом Президиума названной организации. В 1991 г. Ж.А. Сокольская была удостоена Почётного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а 2002-ом году – Почётного знака «50 лет в искусстве»; в 2005 г. и 2009 г. она стала лауреатом Областного конкурса «Камертон»; книга «Урал музыкальный: вчера и сегодня» была одобрена Грантом Администрации г. Екатеринбурга в 2006 г. и вышла в свет в 2008 г. Данная книга посвящена становлению музыкальной культуры Урала, развитию профессионального композиторского творчества, музыкального театра, исполнительского искусства и просветительства. Публикация этой книги направлена на сохранение и пропаганду музыкальной культуры Урала и патриотическое воспитание детей и юношества. В настоящее время Ж.А. Сокольской ведётся работа над книгой «Композиторы Екатеринбурга», выпуск 2 (аннотация прилагается). Готовится к изданию ещё одна книга – «Музыка не ведает границ, – где рассматривается вопрос о взаимодействии, с одной стороны, творческой деятельности представителей искусства российских столиц и, с другой стороны, – Урала.

Более полувека Ж.А. Сокольская занималась музыкально-педагогической деятельностью. Многие из её учеников сейчас являются известными деятелями культуры и искусства, удостоены почётных и учёных званий.

  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств России» (1991).
  • Почётный Знак «50 лет в искусстве» (2002).
  • Лауреат Областного конкурса «Камертон» (2005, 2008).

Гранты:

  • - Грант Администрации г. Екатеринбурга: (2006, 2008),
  • - Стипендия Министерства культуры РФ: (2002, 2007);
  • - Стипендия Министерства культуры Свердловской области (2002, 2007).
  • Делегат Съездов Союза композиторов СССР и РСФСР (разные годы).
  • Фестивали: «Варшавская осень» (Польша), «Музыки и театра» (Германия, 1984), «Московская осень» (разные годы), «Международного театра» (Великобритания, 1990) и др.

Основные публикации: Опубликовано свыше 200 музыковедческих и музыкально-педагогических работ и свыше 300 статей разного жанра: рецензии на концерты, обзоры творчества композиторов, репортажи с фестивалей, пленумов и съездов композиторов, творческие портреты отечественных композиторов, в том числе уральских, отечественных и зарубежных исполнителей и др.

Монографии, брошюры, разделы в монографических сборниках и энциклопедиях

Бажов и музыка Урала // Бажовская энциклопедия. Екатеринбург, 2007. С. 46–51; Воспевая доброту: к 75-летию композитора Владимира Горячих. Екатеринбург, 2004; Геральд Топорков // Композиторы РФ. М., 1984. С. 212–239; Евгений Павлович Родыгин // Композиторы Урала. Свердловск, 1968. С. 94–99; Клара Абрамовна Кацман // Там же. С. 82–92; Композиторы Екатеринбурга (авт. и рук. проекта, ред.-сост.): монография. Екатеринбург, 1998; Музыка не ведает границ: монография. Екатеринбург, 2010; Напев об уральской рябине: размышление о жизни и творчестве Евгения Родыгина. Екатеринбург, 2001; Песни Евгения Родыгина (сост. и авт. очерка). М., 1996; Песни композиторов Урала (сост. и авт. вступ. очерка) М., 1985; Творческое слуховое развитие личности в аспекте проблем современной музыкальной культуры: монография. Екатеринбург, 1995; Урал музыкальный: вчера и сегодня: монография. Екатеринбург, 2008.

Научные и научно-методические работы

К вопросу о применении интонационной теории в курсе истории музыки // Учен. зап. СГПИ. Сб. 111. Свердловск, 1984; Принципы и методы развития творческих способностей студентов при изучении гармонического сольфеджио: Метод. разраб. Свердловск: СГПИ, 1983; Проблемы развития творческого мышления в процессе обучения по курсу гармонии. // Совершенствование подготовки учителя музыки на муз.-пед. фак-те: Межвуз. сб. тр. / СГПИ. Свердловск, 1983; Творческое развитие студентов в процессе изучения курса гармонии: Учеб. пособие. Свердловск: СГПИ, 1988; Формирование эстетических взглядов будущих педагогов-музыкантов в процессе изучения истории музыки // Учен. зап. СГПИ. Сб. 122. Свердловск, 1970.

Статьи в периодических изданиях

День тем хорош, что труден // Театр. жизнь. 1982. № 5; День, полный музыки // Сов. муз. 1982. № 7; Доброго пути вам, «Сестры» // Сов. муз. 1969. № 11; Дороги военные – дороги искусства // Муз. жизнь. 1969. № 3; И радость, и волнение. // Кругозор. 1986. № 2; Искусство масс // Сов. муз. 1966. № 8; Лебединая песня // Муз. жизнь. 1982. № 7; Мымра // Муз. жизнь. 1984. № 23; На юбилейном вечере К.А. Кацман. // Сов. муз. 1977. № 4; Победу славят уральцы // Сов. муз. 1975. № 5; Под сенью таланта // Театр. жизнь. 1982. № 19; После юбилея // Сов. муз. 1963. № 4; Революции посвященная // Сов. муз. 1965. № 11; Родному Уралу поклон // Кругозор. 1986. № 5; С экрана телевизора // Сов. муз. 1963. № 10; Сила песни // Сов. муз. 1964. № 1; Спасибо, старые дома // Театральная жизнь. 1980. № 4; Тропа к Собинову // Муз. жизнь. 1981. № 16; Уральские самоцветы // Муз. жизнь. 1965. №2.; Браво, Тамара! // Екатеринбургская неделя. 1996.1 нояб.; Глядя вперед, оглядываясь назад // Обл. газета. 1999. 22 сент.; Два часа красоты // Обл. газета. 2002. 23 нояб.; «Дон Жуан» – трагедия или фарс? // Ур. раб. 1968. 14 февр.; Его приметные черты // Ур. раб. 1980. 3 июля; Его тернистый путь к звездам // Обл. газета. 2005. 28 янв.; Жизнь как легенда // Обл. газ. 2003. 10 июня; И всякий раз вступаешь в новый мир // Ур. раб. 1976. 2 февр.; Как ставить классику? // Ур. раб. 1982. 10 февр.; «Манон» // Ур. раб. 1957. 24 февр.; Многоликая оперетта // Ур. раб. 1984. 22 нояб.; Мужание характеров // Ур. раб. 1977. 22 нояб.; Музыка мужественных // Ур. раб. 1968. 5 нояб.; Музыка, век ХХ //Ур. раб. 1976. 24 июня; Музыкальные приношения Сары Колдуэлл. // Обл. газета. 1995.10 июня; Музыканты Эстонии // Ур. раб. 1981. 6 окт.; Не прервется живая нить // Ур. раб. 1989. 21 нояб.; Неповторимость // Ур. раб. 1969. 8 июля; Новая жизнь Швейка // Ур. раб. 1962. 15 апр.; О времени и о себе // Ур. раб. 1967. 19 апр.; Открытие Америки // Ур. раб. 1993. 19 янв.; Печать мастера // Веч. Свердл. 1983. 13 дек; По долгу солдата // Ур. раб. 1985. 26 нояб.; Повесть о вечно живых // Веч. Свердл. 1979. 30 апр.; Понимание классики // Ур. раб. 1976. 17 дек.; Праздник творчества и познания // Обл. газ. 2010. 29 апр.; С днём рождения, хор городской! // Ур. раб. 1992. 13 мая ; Судьбы женские // Ур. раб. 1978. 28 окт.; Что несёт мюзикл? // Ур. раб. 1975. 17 мая; Язык, понятный на всех континентах // Обл. газета. 1997. 16 июля.

Книги и монографические очерки о музыкальном искусстве

1. «Напев об уральской рябине: размышления о жизни и творчестве Евгения Родыгина». Екатеринбург, 2001.

2. Монография «Композиторы Екатеринбурга» – автор проекта и очерков о композиторах. Екатеринбург, 1998 г.

3. «Творческое слуховое развитие личности в аспекте проблем современной музыкальной культуры». Монография. Екатеринбург, 1995 - 10 п.л.

4. «Геральд Топорков» – раздел монографического сборника «Композиторы Российской Федерации». М., 1984 - 3 п.л.

5. «Творческое развитие студентов в процессе изучения курса гармонии». Учебное пособие. Свердловск, 1988. - 6,5 п.л.

6. «Воспевая доброту» (о творчестве композитора В. Горячих). Екатеринбург, 2004.

7. Монография «Урал музыкальный: вчера и сегодня» 808 стр.). Екатеринбург, издательство УрГУ, 2008.

8. «Бажов и музыка Урала» – раздел «Бажовской энциклопедии», Екатеринбург, изд-во УрГУ, 2006.

Статьи в центральных журналах

«Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь», «Кругозор», сборник «Композиторы Урала». Свердловск, 1968 (выборочно).

«Сила песни». Журнал «Советская музыка», 1964, №1.

«Уральские самоцветы». Журнал «Музыкальная жизнь», 1965, №2.

«Революции посвященная» (об оратории «Сны революции» В.Рубина. Журнал «Советская музыка», 1965, №11).

«Искусство масс». Журнал «Советская музыка»,1966, №8.

Вступ. Очерк в сб.: Песни Родыгина. Свердловск, 1966.

«Оратория К.Кацман «Юный барабанщик» в сб.: Эстетическое воспитание учащейся молодежи, №40, Свердловск, 1966.

«Творчество Е.Родыгина» в сб.: Композиторы Урала. Свердловск, 1968.

«Творчество К.Кацман». Там же.

«Дороги военные - дороги искусства». Журнал «Музыкальная жизнь», 1969, №3.

«Доброго вам пути, «Сестры» (об опере Д.Кабалевского. Журнал «Советская музыка»,1969, №11).

Постоянно публикуются статьи о композиторах, исполнителях, дирижерах и музыкальной жизни города в местных СМИ: «Областная газета», «Уральский рабочий», «Вечерний Екатеринбург». (Список даётся выборочно).

1. «Если бы в сутках ещё побольше времени» (беседа с композитором А.Н.Нименским)

«Областная газета» (ОГ), 5 августа 2000 г.

2. «Возвращаясь к родным берегам» (рецензия на авторские концерты композиторов – нар.арт. РФ В.Казенина и засл. деят.иск. РФ В.Бибергана ОГ, 24 декабря 2002 г.

3. «Два часа красоты» (рецензия на концерт певца – лауреата Международных конкурсов Д.Корчака) ОГ, 23 ноября 2002 г.

4. «Еще не вечер» (творческий портрет нар.арт.РФ М.Владимировой ОГ, 8 апреля 2003 г.

5. «Жизнь как легенда» (творческий портрет нар.арт.РФ, композитора Клары Кацман) ОГ, 10 июня 2003 г.

6. «Да. Та самая Татьяна!» (рецензия на концерт композитора Т.Камышевой) ОГ, 5 ноября 2003 г.

7. «Искусство звёзды зажигать» (обзорная статья к 60-летию Екатеринбургского музыкального лицея) ОГ, 10 января 2004 г.

8. «Такая щедрая судьба» (беседа с композитором, засл.деят.искусств РФ В.И.Горячих) ОГ, 12 мая 2004 г.

9. «Дирижёрская палочка Маэстро» (рецензия на события «Фестиваля памяти Марка Павермана») «Уральский рабочий» (УР), 16 июля 2004

10. «Для кого сияют звезды?» (статья о вокалистах – выпускниках Уральской консерватории) ОГ, 1 октября 2004 г.

11. «Созидая, он вел за собой» (творческий портрет М.П.Фролова – первого директора Уральской консерватории и первого председателя Свердловского Союза композиторов СССР) ОГ, 27 ноября 2004 г.

12. «Музыка – это мысль о мире» (творческий портрет композитора А.Шнитке, засл.деят. иск. РФ) ОГ, 14 января 2005 г.

13. «Многие жанры ему подвластны» (творческий портрет композитора В.Горячих)

14. «Путь на дирижёрский Олимп» (о творчестве дирижёра В. Вишневского) ОГ, 28 января 2005 г. ОГ, 3 февраля 2006 г.

15. «Наш незабвенный маэстро» Газ. УРФО, июнь-июль 2007 г. (к 100-летию дирижёра М.Павермана)

16. «Любимый голос русских композито- ОГ, 24 марта 2009 г. ров» (творческий портрет солиста Екатеринбургского театра оперы и балета Г. Агаджаняна)

16. «По-прежнему в пути» (к 80-летию ОГ, 14 апреля 2009 г. композитора В.Горячих)