Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Вишневская Лилия Алексеевна

Вишневская Лилия Алексеевна

Вишневская Лилия Алексеевна

Музыковед
Саратовская региональная творческая композиторская организация «Союз композиторов России»

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Карачаево-Черкессия.

Родилась 31 марта 1952 года в Азербайджанской ССР, в семье военнослужащего. После демобилизации отца, семья переехала в Краснодарский край (г. Апшеронск), где была закончена музыкальная школа, и затем теоретическое отделение Адыгейского музыкального училища (г. Майкоп), после окончания которого Л.А. была распределена на работу в Черкесское музыкальное училище (преподаватель теоретических дисциплин, заведующий теоретическим отделением). В период 1973–1978 годов обучалась в Саратовской консерватории на кафедре теории музыки и композиции. С 1980 года проживает в г. Саратове, где в 1980-1982 годах работала в Саратовском музыкальном училище, а после поступления в аспирантуру (1982) была принята на работу в Саратовскую консерваторию.

В настоящее время, Вишневская Л.А. – доктор искусствоведения (с 2012 г.), профессор ВАК (с 2019 года), Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской республики (с 2015 года), член Союза композиторов России (с 2001 года). Является заместителем Председателя Диссертационного совета при СГК, заместителем главного редактора журнала «Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания» (журнал входит в Перечень изданий, рекомендованных ВАК), членом Совета по научно-исследовательской работе СГК. С 2018 года возглавляет кафедру теории музыки и композиции.

Вишневская Л.А. является инициатором и куратором ряда проектов кафедры теории музыки и композиции, таких как Всероссийская научно-практическая конференция «Педагогическая практика –– путь к индивидуальной педагогике»; Всероссийская открытая олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам среди учащихся средних учебных заведений; Всероссийский методический семинар по музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам; Внутривузовская олимпиада «Теория музыки – для всех», Конкурс видео-уроков «Лучший урок специалиста» (в рамках конференции «Педагогическая практика – путь к индивидуальной педагогике»); Кафедральной студенческая конференции «Педагогическая практика глазами студентов»; Творческо-просветительский проект «Год композитора»; Сессии музыковедческих и композиторских СНТО, и др.

Принимает активное участие в научных конференциях Международного и Всероссийского уровней, является инициатором ряда проектов студенческой науки на кафедре (это участие студентов как в кафедральных сессиях СНТО, в конференциях СГК, так и в аналогичных студенческих проектах РАМ им. Гнесиных). Начиная с 2019 года, по запросу Центра непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры, приняла участие в работе КПК при СГК по программам «Инновационные методики и технологии в области теоретического и прикладного музыкознания (2019) и «Инновационные методики и технологии в области теории и истории музыки» (2020–2022). Активна деятельность Л.А. по проведению профориентации (в том числе в виде мастер-классов для педагогов и учащихся колледжей искусств). В период 2017–2021 гг. являлась Председателем ГИА в Воронежском институте искусств, и в Саратовском областном колледже искусств.

Лауреат I, II и III степеней Международного профессионального конкурса преподавателей вузов «Формирование компетенций в профессиональном образовании 2018 (в рамках требований ФГОС) в номинации «Участие среди профессоров по направлению “Искусствоведение”» (Москва). Лауреат I степени III Международного конкурса научных, учебно-методических, творческо-педагогических проектов «Музыкальное образование XXI» в номинации «Коллективная монография» (Москва).

Имеет множество Почётных грамот, Благодарностей и Благодарственных писем, среди которых наиболее значимыми являются:

  • Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций РФ (2007);
  • Благодарственное письмо Министерства образования Саратовской области (2017);
  • Благодарственное письмо Саратовской Городской Думы (2018); Почётная грамота «За добросовестный труд и высокий профессионализм в работе» ректора Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова (2021);
  • Благодарность «За многолетний и добросовестный труд» Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ (2022);
  • Диплом Лауреата Премии «Высота 2023» Правительства Саратовской области за вклад в образование, воспитание, научную и научно-техническую деятельность молодёжи (2023).

В отечественных и зарубежных изданиях опубликовано более двухсот научных, научно-методических трудов (статьи, монографии, учебные пособия) по проблемам музыки саратовских композиторов (Е. Бикташев, А. Павлючук, И. Дороднов, Е. Гохман, В. Мишле, В. Орлов, И. Субботин), северокавказских композиторов (А. Дауров, А. Малкандуев, С. Крымский, М. Ногайлиев, А. Черкесов), по вопросам народной музыки адыгов (черкесов), балкарцев и карачаевцев, а также по отечественному музыкальному образованию, в том числе посвящённых научной деятельности саратовских музыковедов. В числе наиболее важных:

  • Вишневская Л.А. О роли символики в певческом каноне черкесов и карачаевцев // Проблемы художественного творчества. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С. 20-25.
  • Вишневская Л.А. Заметки о творчестве Алексея Павлючука // Музыка и время, 2006, № 10. С. 27-31.
  • Вишневская Л.А. Опыт использования теории ладового ритма Б. Яворского при анализе народной музыки (на примере хоровых песен черкесов и карачаевцев) // Венок Яворскому: Межвузовский сборник научных статей. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2006. С.116-122.
  • Вишневская Л.А. Вариации на тему «EGCH». Послесловие к юбилею // Музыка и время, 2006, № 8. С. 13-15 (о творчестве композитора Е.В. Гохман).
  • Вишневская Л.А. Культурный канон в певческом искусстве черкесов и карачаевцев (к постановке проблемы) // «Вестник» Карачаево-Черкесского ордена «Знак Почёта» института гуманитарных исследований. Выпуск 5: Этнография и искусствоведение. Черкесск, 2007. С. 176-203.
  • Вишневская Л.А. Формульная лексика традиционных песен черкесов и карачаевцев // V «Серебряковские научные чтения». Волгоград: Волгоградский институт искусств им. П.А. Серебрякова, 2007. С. 219-224.
  • Вишневская Л.А. Биосфера традиционной песенной культуры черкесов и карачаевцев // Музыковедение, 2007, № 5. С. 59-63.
  • Вишневская Л.А. О музыке черкесов и карачаевцев // Музыкальная академия. 2007, № 4. С. 124-130.
  • Вишневская Л.А. Акустический элемент бурдонно-певческой модели черкесов и карачаевцев // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2007, № 1. С. 179-182.
  • Вишневская Л.А. Игровая логика традиционной певческой культуры черкесов и карачаевцев // Музыкальное образование и наука: преемственность, традиции и перспективы развития. Астана: Казахская национальная академия музыки, 2008. С. 292-295.
  • Вишневская Л.А. Черты евразийского диалога в традиционной певческой культуре черкесов и карачаевцев // Восток-Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур. Астрахань: Государственный фольклорный центр «Астраханская песня», 2008. С. 47-52.
  • Вишневская Л.А. Артикуляция и тембр в ансамблевой певческой традиции черкесов и карачаевцев // Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции. СПб: Российский институт истории искусств, 2008. С. 228-232.
  • Вишневская Л.А. Поволжье – Северный Кавказ: культурно-исторические параллели тюркоязычных народов // VI «Серебряковские научные чтения». В 2 кн. Кн. II. Педагогика: история образования. История и теория культуры. Музыкальная фольклористика и краеведение. Волгоград: Волгоградский институт искусств им. П.А. Серебрякова, 2008. С. 89-98.
  • Вишневская Л.А. Семантика сольного компонента в ансамблевой певческой традиции черкесов и карачаевцев // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития. Астрахань: изд-во Астраханской государственной консерватории, 2008. С. 280-284.
  • Вишневская Л.А. К вопросу о генетических истоках традиционной песенной музыки черкесов и карачаевцев // Pax sonoris: история и современность (Памяти М.А. Этингера): Научный журнал. Выпуск III. Астрахань: Государственный фольклорный центр «Астраханская песня», 2008. С. 80-83.
  • Вишневская Л.А. Интегральный метод обучения в сфере музыкально-теоретических дисциплин (на примере фольклорного материала) // Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного вуза. М.: Экшэн, 2008. С. 193-197.
  • Вишневская Л.А. Кавказская специфика интегративных процессов в певческой культуре черкесов и карачаевцев // Культура. Наука. Творчество. Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2008. С. 89-95.
  • Вишневская Л.А. К проблеме ежъу в традиционных песнях черкесов и карачаевцев // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2008, № 10. С. 183-188.
  • Вишневская Л.А. К проблеме бурдона в традиционных песнях черкесов и карачаевцев // Музыковедение. М., 2008, № 9. С. 54-61.
  • Вишневская Л.А. Ростислав Таубе // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 123-128.
  • Вишневская Л.А. Елена Ершова // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 306-313.
  • Вишневская Л.А. Татьяна Малышева // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 337-342.
  • Вишневская Л.А. Людмила Топоркова // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 370-373.
  • Вишневская Л.А. Алексей Павлючук // Композиторы и музыковеды Саратова. М.: Композитор, 2008. С. 425-437.
  • Вишневская Л.А. Гармония в стилях. Теория. Практика. Учебное пособие (рекомендовано УМО высших учебных заведений РФ). Издание второе, переработанное и дополненное. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2008. 99 с.
  • Вишневская Л.А. Основы вокальной полифонии в песенном бурдонном двухголосии черкесов и карачаевцев // Музыковедение. М., 2009, № 9. С. 38-43.
  • Вишневская Л.А. Феномен диалога и монолога в певческой традиции адыгов, карачаевцев и балкарцев // Музыкальная академия. М., 2009, № 3. С. 164-168.
  • Вишневская Л.А. Традиционная песня адыгов, карачаевцев и балкарцев в контексте ранних форм многоголосия // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2009, № 3. С. 260-266.
  • Вишневская Л.А. К проблеме варианта в северокавказской сольно-бурдонной песенной традиции // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2009, № 4. С. 221-228.
  • Вишневская Л.А. Игорь Дороднов: «Довериться чутью – самое важное» // Рампа, 2009, ноябрь.
  • Вишневская Л.А. О взаимодействии монодийных и гармонических элементов полифонии в традиционных бурдонных песнях черкесов и карачаевцев // Проблемы музыкальной науки. Уфа, 2010, № 1. С. 50-54.
  • Вишневская Л.А. Традиционная песня адыгов, балкарцев и карачаевцев в контексте ранних форм интонирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2010, № 2. С. 210-216.
  • Вишневская Л.А. Сольфеджио как творческая дисциплина в музыкальном образовании (на примере фольклорного материала) // Проблемы педагогической деятельности в профессиональном образовании в сфере культуры и искусства. Саратов: ООО «АРМК Софит», 2010. С. 26-29.
  • Вишневская Л.А. О некоторых социокультурных аспектах содержания солирующей партии в традиционных песнях адыгов, карачаевцев и балкарцев // Музыка: искусство, образование, диалог культур. Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2010. С. 95-100.
  • Вишневская Л.А. Время и песни композитора Евгения Бикташева // Музыка и время, 2010, № 6. С. 39-43.
  • Вишневская Л.А. Владимир Магдалиц: «Мы не должны терять возможность захватить публику музыкой» // Музыкальная академия. 2010, № 1. С. 172-175.
  • Вишневская Л.А. Музыкальная педагогика в творчестве Е.В. Гохман // Проблемы художественного творчества: сб. статей по материалам Всероссийских научных чтений, посвящённых Б.Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. С. 9-13.
  • Вишневская Л.А. Очерки истории и теории северокавказского вокального многоголосия: монографическое исследование. Саратов: «Новый ветер», 2011. 324 с.
  • Редактор-составитель сб. статей «Елена Дмитриевна Ершова: музыкант, учёный, педагог» (К 100-летию СГК). Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2012. 121 с.
  • Вишневская Л.А. Черты агонального мышления в северокавказском вокальном многоголосии // Свод памятников состязательной культуры народов Юга России. Ростов-на-Дону: Экомост, 2012. С. 95-100.
  • Вишневская Л.А. Бурдонно-певческая традиция черкесов, карачаевцев и балкарцев // Фольклор: историческая традиция и современные полевые исследования. Материалы Четвёртой международной научной конференции памяти А.В. Рудневой. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. (Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского; сборник 75). С. 207-218.
  • Вишневская Л.А. Северокавказская вокальная полифония в свете музыкальной агонистики // Международный электронный журнал «Израиль XXI». 2013, № 6 (42).
  • Вишневская Л.А. Елена Владимировна Гохман. У истоков новых традиций преподавания гармонии в Саратовской консерватории // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Часть I. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2013. С. 36-39.
  • Вишневская Л.А. О музыке Владимира Мишле // Музыка и время. 2013, № 3. С. 41-42.
  • Вишневская Л.А. Пути становления и развития профессионализма в творчестве композиторов Карачаево-Черкесии // Музыка и время. № 8, 2014. С. 48-52.
  • Вишневская Л.А. Структурные и интонационные основы традиционной вокальной полифонии карачаевцев и балкарцев // Музыковедение. 2014. № 6, С. 51-55.
  • Вишневская Л.А. Песню поёт Дух // Музыка и время. 2014. № 12. С. 62-64.
  • Вишневская Л.А. Пути становления и развития музыкального профессионализма в Карачаево-Черкесии // Гуманитарная мысль Северного Кавказа в общероссийском научном пространстве. Ч.1. Черкесск: КЧИГИ. 2014. С. 58-62.
  • Вишневская Л.А. Традиционная вокальная полифония карачаевцев в контексте византийского церковного многоголосия // Орловские чтения: актуальные проблемы современного сравнительного искусствознания (тезисы Второго международного конгресса). СПб.: РИИИ, 2014. C. 16-17.
  • Вишневская Л.А. Полифонические принципы организации сольно-группового вокального многоголосия карачаевцев и балкарцев» // Антология «Карачаевцы. Балкарцы». М.: «Наука», 2014 (Серия «Народы и культуры»). – С. 619-624.
  • Вишневская Л.А. Эмоциональный код традиционной северокавказской музыки // Израиль XXI (международный музыкальный электронный журнал). 2015, № 1. http://www.21israel-music. com/Music_journal_No49.htm
  • Вишневская Л.А. Внемузыкальные предпосылки традиционной северокавказской музыки (часть первая) // Израиль XXI (международный музыкальный электронный журнал). – 2015, № 2. – http://www.21israel-music. com/Music_journal_No 50.htm
  • Вишневская Л.А. Рабочая тетрадь по вузовскому курсу гармонии. Западноевропейская гармония Средневековья, Возрождения, Барокко: учебно-методическое пособие. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2015. 137 с.
  • Вишневская Л.А. К вопросу типологии традиционной вокальной полифонии карачаевцев и балкарцев // Музыкальная наука в едином культурном пространстве: материалы Третьей Международной интернет-конференции. М.: РАМ им. Гнесиных, 2015. http://gnesinstudy.ru/?p=190.
  • Вишневская Л.А. Внемузыкальные предпосылки традиционной северокавказской музыки (часть вторая) // Израиль XXI (международный музыкальный электронный журнал). 2015, № 3. http://www.21israel-music. com/Music_journal_No 51.htm
  • Вишневская Л.А. Композитор Владимир Орлов собирает друзей // журнал «Камертон» СГК им. Л.В. Собинова 2015 (май).
  • Вишневская Л.А. Вокальная полифония карачаевцев и балкарцев в контексте фольклорных и храмовых форм многоголосия // Музыковедение. № 7, 2015. С. 36-41.
  • Вишневская Л.А. Театральный элемент певческой традиции северокавказских народов // Альманах «Театр. Музыка. Кино. Живопись». № 3, 2015. С. 182-194.
  • Вишневская Л.А. Некоторые вопросы изучения вокальной традиции карачаевцев и балкарцев // Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве (по материалам Международных VII Лазаревских чтений). Челябинск: ЧГАКИ, 2015. С. 73- 80.
  • Вишневская Л.А. Концепция звука в традиционной певческой культуре северокавказских народов // Ежемесячный научный журнал ЕСУ. № 5, 2015. С. 169-171.
  • Вишневская Л.А. Ритуально-обрядовые смыслы северокавказской вокальной полифонии // Ежемесячный научный журнал НАУ. № 5, 2015. С. 54-56.
  • Вишневская Л.А. Карачаево-балкарская историко-героическая песня во времени и пространстве // Музыковедение. 2016, № 8. С. 41-52.
  • Вишневская Л.А. Елена Владимировна Гохман – педагог // Проблемы художественного творчества. Саратов, 2016. С. 56-59.
  • Вишневская Л.А. В траектории бесконечно меняющегося // Музыкальная академия, 2016, № 4. С. 105-108.
  • Вишневская Л.А. Рабочая тетрадь по вузовскому курсу гармонии. Западноевропейская гармония Средневековья, Возрождения, Барокко: учебно-методическое пособие. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2015. 132 с.
  • Вишневская Л.А. Рабочая тетрадь по вузовскому курсу гармонии. Западноевропейская гармония XIX – начала XX веков: учебно-методическое пособие. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2016. 108 с.
  • Вишневская Л.А. Рабочая тетрадь по вузовскому курсу гармонии. Гармония русских композиторов: учебно-методическое пособие. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2017. 35 с.
  • Вишневская Л.А. Два гения с берегов Волги (А. Шнитке, Е. Гохман) // Музыка и время, 2017, № 11. С. 18-21.
  • Вишневская Л.А. В «копилку» музыкального кавказоведения: «Антология народной музыки балкарцев и карачаевцев» // Музыковедение, 2017, № 11. С. 39-42.
  • Вишневская Л.А. К 105-летию Саратовской консерватории. Елена Дмитриевна Ершова: музыкант, учёный, педагог // Музыка и время. 2017, № 12. С. 45-48.
  • Вишневская Л.А. (в соавторстве) Полистилистика в музыке саратовских композиторов. Монография. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2017. 252 с.
  • Вишневская Л.А. Вокальная полифония карачаевцев и балкарцев в контексте фольклорных и храмовых форм многоголосия // Международный электронный журнал «Израиль-XXI». № 2 (64), 2018. (http://21israel-music.net/Burdon.htm).
  • Вишневская Л.А. Проблемы типологического изучения ранних форм вокального многоголосия (на материале северокавказских певческих традиций) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. № 1, 2018. С. 80-84.
  • Вишневская Л.А. К вопросу сравнительного изучения музыкальной культуры тюрков Поволжья и Северного Кавказа // Культура в фокусе научных парадигм. Донецк: Донецкий национальный университет, 2018. С. 59-65.
  • Вишневская Л.А. Компаративный метод изучения северокавказских певческих стилей // Карачаево-Черкесия в социокультурном пространстве Кавказа. Черкесск: КЧИГИ, 2017. С. 305-312.
  • Вишневская Л.А. Признаки традиционного этикета в структуре северокавказской вокальной полифонии (на материале сольно-групповых песнопений адыгов, карачаевцев и балкарцев) // Музыковедение. 2018. № 10, С. 28-37.
  • Вишневская Л.А. У истоков черкесской композиторской школы // Международный электронный журнал «Филармоника». 2018. № 1. С. 46-51.
  • Вишневская Л.А. О некоторых аспектах теоретических воззрений Б.Л. Яворского // Проблемы художественного творчества. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2018. С. 7-10.
  • Вишневская Л.А. Solo and Group Songs of Circassians and Karachays in the Context of Cultural Traditions // «Arhipelag XXI» Press, Tîrgu Mureş (România), 2018. P. 132-137.
  • Вишневская Л.А. Предисловие // И. Субботин. Популярные эстрадные песни для голоса и симфонического оркестра. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2018. С. 3-6.
  • Вишневская Л.А. Предисловие // В. Мишле. Песни Арно Бабаджаняна для голоса и инструментального ансамбля. Саратов: СГК имени Л.В. Собинова, 2019. С. 3-6.
  • Вишневская Л.А. Композитор Аслан Дауров // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире. Астрахань, 2019. С. 191-196.
  • Вишневская Л.А. Из педагогического наследия Саратовской консерватории: Елена Владимировна Гохман в классе гармонии // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, история, исполнительство, педагогика. Астрахань, 2019. С. 155-159.
  • Вишневская Л.А. Размышления о симфонии «Минги Тау» Ахмата Малкандуева // Музыкальная наука и композиторское творчество в современном мире. Астрахань, 2020. С. 158-161.
  • Вишневская Л.А. О некоторых современных формах бытования северокавказской народной песни (на примере современной музыкальной культуры адыгов) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2019. № 3 (5). С. 72-77.
  • Вишневская Л.А. Научная рефлексия об отечественной музыке начала XX века в трудах А.И. Демченко // Проблемы художественного творчества. Саратов: СГК им. Л.В, Собинова, 2019. С.
  • Вишневская Л.А. Специфика претворения фольклорного элемента в творчестве балкарского композитора Ахмата Малкандуева // Языки и литературы в поликультурном пространстве России: современное состояние и перспективы развития. Карачаевск: КЧГУ им. У.Д. Алиева, 2020. С. 162–171.
  • Вишневская Л.А. Звучит музыка саратовских композиторов: размышление о концерте «Учитель-ученик» // Новости Шнитке-центра. 2020, № 12. С. 33-36.
  • Вишневская Л.А. Современная практика бытования черкесской народной песни: о творчестве джегуако Алия Черкесова // Петербург и национальные музыкальные культуры. Музыкальные традиции народов Кавказа. СПб: РИИИ, 2020. С. 58-63.
  • Вишневская Л.А. Этикет как форма театрализации северокавказской певческой традиции // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 1. С. 8-26.
  • Вишневская Л.А. К юбилею саратовских композиторов В. Мишле и В. Королевского // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 1. С. 3-7.
  • Вишневская Л.А. Композитору Е.В. Гохман посвящается // Камертон. 2021. № 124 (июнь). С. 12-15.
  • Вишневская Л.А. Мир природы в северокавказской традиционной музыке (на примере народных песен адыгов, балкарцев и карачаевцев) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2022. № 3. С. 25-35.
  • Вишневская Л.А. Формы сотворчества в народной музыке (на примере адыгской певческой традиции) // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 1. С. 65–70.
  • Вишневская Л.А. (совместно с В.В. Орловым). XIV Международный конкурс молодых композиторов имени А.Г. Шинке: «чем больше культурных слоёв в музыке, тем она тоньше» // Камертон. № 135, 2022. С. 6-11.
  • Вишневская Л.А. Конкурс молодых композиторов имени А.Г. Шнитке: история и современность // Культурное наследие г. Саратова и Саратовской области. Саратов: Саратовский источник, 2022. С. 213-220.
  • Вишневская Л.А. Вспоминая Татьяну Сергеевну Бершадскую // Татьяне Сергеевне Бершадской посвящается. К 100-летию Учителя (ред.-сост. Е.В. Титова, А.В. Денисов, Т.И. Твердовская). Санкт-Петербург: СПб-консерватория, 2022. С. 225-227.
  • Вишневская Л.А. К юбилею кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023 № 1 (19). С. 3-7.
  • Вишневская Л.А. Из истории преподавания гармонии в Саратовской консерватории: имена и школы // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023 № 1 (19). С. 79-87.
  • Вишневская Л.А. Традиции преподавания гармонии в Саратовской консерватории // Творческие школы и научно-педагогические традиции кафедры теории музыки и композиции СГК им. Л.В. Собинова. Монография. Саратов: СГК им Л.В. Собинова, 2023. С. 89-109.