Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Задерацкий Всеволод Всеволодович

Задерацкий Всеволод Всеволодович

Задерацкий Всеволод Всеволодович

Композитор

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, профессор, главный редактор журнала "PianoФорум", координатор творческих программ Российского музыкального союза

Музыковед, музыкально-общественный деятель, лауреат Государственной премии России, заместитель председателя Союза композиторов России, художественный руководитель Академии музыки «Новое передвижничество».

Родился в семье композитора и пианиста Всеволода Петровича Задерацкого (1891–1953). Занимался музыкой с отцом, затем поступил во Львовскую консерваторию, где обучался у А. Н. Котляревского, А. М. Солтиса и Т. С. Маерского. Последний, будучи учеником Э. Кшенека и И. Коффлера, оказал большое влияние на формирование представлений В. Задерацкого об искусстве ХХ века. Окончил историко-теоретический (1958) и фортепианный (1959) факультеты. В 1963–1965 совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории (науч. рук. В. В. Протопопов). В 1968 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Полифония в инструментальных произведениях Д. Д. Шостаковича».

В 1958–61 годах преподавал во Львовской консерватории и ССМШ при консерватории, в 1961–63 и 1965–67 — в Новосибирской консерватории, в 1967–80 — на кафедре теории музыки Киевской консерватории (с 1971 доцент, в 1968–77 проректор по научной работе). С 1980 преподаёт в Московской консерватории: сначала на кафедре теории музыки, в 1981–1988 декан теоретико-композиторского факультета, с 1990 — на композиторском отделении (с 1997 композиторский факультет). Ведёт курсы полифонии, музыкальной формы, руководит дипломными работами и кандидатскими диссертациями. Среди многочисленных учеников В. В. Задерацкого — профессора, доктора искусствоведения и ведущие специалисты разных стран.

Автор учебного пособия по музыкальной форме в 2-х томах, ориентированного главным образом на подготовку композиторов и дающего новый взгляд на проблемы формы с учётом творческого опыта ХХ века.

Задерацкий видный музыкально-общественный деятель и просветитель. В 1980-е годы — главный художественный эксперт по организации крупнейших международных фестивалей, посвящённых творчеству Д. Д. Шостаковича (в 30 городах ФРГ), С. С. Прокофьева и современных отечественных композиторов (в 23 городах ФРГ), фестиваля «Музыкальная культура ФРГ» (в 16 городах СССР). Входил в число директоров проекта ЮНЕСКО «Музыка в жизни человечества — Всемирная история». Участвовал в многочисленных международных симпозиумах и конгрессах, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, городах Великобритании, Франции, ГДР, ФРГ, Мексике, Швеции, Финляндии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Японии.

В 1980–86 возглавлял Комиссию музыкознания и критики при СК СССР. В 1990-е годы, возрождая идею художественного передвижничества, учредил передвижные музыкальные академии «Новое передвижничество», объединявшие наиболее авторитетные коллективы, музыкальные театры, ансамбли, известных артистов, композиторов и педагогов Москвы и Санкт-Петербурга. С 1990 года — вице-председатель и секретарь СК РФ.

Государственная премия РФ

Почётная памятная медаль «Тихон Хренников — 100 лет со дня рождения»