Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Галимова Эльмира Мунировна

Галимова Эльмира Мунировна

Галимова Эльмира Мунировна

Композитор
Союз композиторов Республики Татарстан

Галимова Эльмира Мунировна – композитор, кандидат искусствоведения (2014 г.), с 2007 года член Союза композиторов России и Татарстана.

Окончила Казанское музыкальное училище им. И.В. Аухадеева по специальности теории музыки. В 2006 году с отличием окончила Казанскую государственную консерваторию им. Н. Г. Жиганова по специальности «композиция» (класс профессора Б. Н. Трубина).

Необходимо отметить, что уже в период учебы в Казанском музыкальном училище им. И. В. Аухадеева (1996-2001 г), далее в Казанской Государственной консерватории им. Н. Г. Жиганова (2001-2006 г), Эльмира Галимова стала лауреатом и дипломантом различных всероссийских, республиканских конкурсов и фестивалей композиторов, такие как: «Тургай» (1994-1999 г), «Туган жирем-Татарстан» (1997 г), «Таң йолдызы» (1997 г), «Чаллы былбылы» (1998 г), «Барлау» (1999 г), «Татарстан яшьләре» (2000 г), VIII татарский студенческий фестиваль «Ягымлы яз» (2000 г).

За успехи в области искусства и культуры Эльмира Галимова была награждена стипендией мэрии г. Набережные Челны (1996 г.). В 2009 году за творческие успехи в области музыкального искусства она стала стипендиатом Союза композиторов России. В этом же году, за многолетнюю плодотворную работу в области культуры и музыкального искусства Э. Галимова была награждена почетной грамотой в связи с 70-летием Союза композиторов республики Татарстан.

В 2010 году Эльмира Галимова провела свой первый авторский концерт, в котором представила вниманию слушателей «Этно-фантазию» для саксофона и камерного оркестра, «Камерную симфонию» в четырёх частях, ораторию «Изге ядкәр» для солистов, хора и камерного оркестра. В 2011 году на сцене Татарского ТЮЗа им. Г. Кариева с огромным успехом состоялась премьера музыкальной драмы Э. Галимовой «Зәйтүнәкәй» по сценарию Р. Батуллы (режиссёр: Р. Аюпов). В 2011 году в рамках своего второго авторского концерта Эльмира Галимова представила премьеру арт-оперы «Сөембикә канаты». 17 января 2014 г. состоялся III авторский концерт «Салям - Шолом» совместно с композитором Беньямином Юсуповым (Израиль), в рамках которого состоялась мировая премьера трёх сочинений композитора Э. Галимовой: «Рапсодия» для баяна и камерного оркестра, «Музыкальная анимация» для органа и камерного оркестра, и «Диптих» для двух флейт и камерного оркестра. 9 декабря 2015 г. состоялся IV авторский концерт «Рисую жизнь нотами», который знаменовал собой 20-летие творчества композитора Э.Галимовой. В программе концерта прозвучали как уже зарекомендовавшие себя среди слушателей и в музыкальной общественности произведения: симфоническая картина «Четыре стихии»; сочинение для струнного оркестра и рояля «Мегаполис»; симфоническая картина «Небеса зеркала»; Симфоническая аллегория, так и 2 премьеры: вокально-симфонические картины из арт-оперы «Крыло Сююмбике» и Концерт для фортепиано с оркестром в 3-х частях, Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан. Худ.рук. и главный дирижёр – Александр Сладковский. Дирижёр: Михаил Мосенков.

В 2014 году Эльмира Галимова приняла участие в I Международном фестивале «Тюркский мир», в Международном фестивале камерно-оркестровой музыки «Сибирь – Европа», в фестивале музыки композиторов Поволжья и Приуралья "Идель-Урал" (Республика Башкортостан, г. Уфа). 2014 г. В этом же году состоялась премьера композитора - музыкальная мистерия для детей «Әйт, эле күбәләк» («Расскажи-ка мне, бабочка») по мотивам сказок Г. Тукая. Автор сценария: Туфан Миннулин. Постановка - КТГТюз имени Г. Кариева. (режиссёр: Р. Аюпов). В 2015 году состоялась премьера музыкальной пьесы-сказки по тюркскому эпосу «Книга Деда Коркута» в рамках XII Международного театрального фестиваля «Науруз». Постановка - КТГТюз имени Г. Кариева. (режиссёр: Р. Аюпов). В 2015 г. композитор приняла участие в симфоническом концерте-премьере к Саммитам ШОС и БРИКС в Республике Башкортостан и в Международном фестивале новой музыки «Европа-Азия» с премьерой сочинения «Бумеранг» для кларнета, виолончели и фортепиано.

24 мая 2016 года состоялась премьера музыкальной комедии «Первая любовь» в постановке Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина (режиссёр: Р. Загидуллин). 17 ноября 2016 года состоялась премьера музыкальной драмы композитора «Каракуз» по пъесе К. Тинчурина в постановке Мензелинского государственного татарского драматического театра им. С. Амутбаева. 23 марта 2017 года состоялась премьера музыкальной драмы «Афарин, Артист» по пъесе Р. Хариса в постановке Буинского государственного драматического театра. Режиссёр: А. Зарипов.

9 ноября 2016 года Эльмира Галимова достойно представила свою республику (г. Краснодар) в рамках фестиваля молодых композиторов России прозвучала симфоническая картина «Жизнь под знаком Маугли» в исполнении Кубанского симфонического оркестра под управлением Дениса Ивенского. Это стало началом целой фестивальной плеяды, посвященной 85 –летию Софии Губайдуллиной.: V Музыкальный фестиваль-марафон – 2016 «Звучащий дом Софии», 2 декабря 2016 года - Музыкальное приношение Софии Губайдуллиной», 5 декабря 2016 года в г. Москве в Камерном зале Московской филармонии состоялась премьера сочинения для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано «Ветер» в исполнении Московского ансамбля современной музыки (МАСМ). 25 апреля 2017 года в г. Анкара (Турция) состоялся международный фестиваль женщин-композиторов Тюркского мира, в котором Э. Галимова приняла участие и представила премьеру сочинения «String extravaganza» для камерного оркестра, являясь представителем Республики Татарстан.

Огромный творческий потенциал и трудолюбие молодого композитора Эльмиры Галимовой отмечают многие деятели музыкальной культуры, как в нашей республике, так и за её пределами. За последние (с 2010 по 2017 гг.) ей написано около 30 произведений крупного жанра. Лучшие из этих произведений открыли новую страницу в татарской профессиональной музыке.

Эльмира Галимова также является постоянным участником симфонических концертов "Новая музыка композиторов Татарстана" (2010 - 2014 гг.), в которых представляет премьеры своих сочинений разных жанров: «Фрески» для скрипки с оркестром, «Симфоническая аллегория», симфоническая картина «Небеса-Зеркала». Учредителем данного проекта является Министерство культуры Республики Татарстан и Союз композиторов РТ.

С 2002 года Э. Галимова является традиционным участником Международного фестиваля Новой музыки "Европа - Азия". В рамках фестивальных программ прозвучали премьеры камерных сочинений: «Трио-Диалогия» для флейты, кларнета и скрипки; «Дневник души» для флейты, кларнета, скрипки и фортепиано; «Инь-Янь» для кларнета, флейты, ударных и камерного оркестра; «Музыка-метафора» для флейты, виолончели, гармоники и таблы.

Произведения Эльмиры Галимовой звучат как в России (Казань, Москва, Уфа, Екатеринбург), так и за её пределами (Казахстан, Украина, Италия, Германия, Словакия, Австрия).

Знаковым событием в её творческой жизни оказалось то, что она стала лауреатом I Международного конкурса композиторов им. Н. Г. Жиганова (апрель 2011 г.). В финале конкурса прозвучала премьера симфонической картины «Четыре стихии».

Огромным успехом в творчестве молодого композитора стало её участие в финале Международного фестиваля Ассоциации современной музыки ISCM 2013 (Словакия-Австрия). На данном престижном музыкальном проекте она была единственным представителем Республики Татарстан. В рамках фестивальной программы 5 ноября 2013 г. в исполнении VENY ENSEMBLE прозвучало камерное сочинение «Дневник души» для флейты, кларнета, скрипки и фортепиано.

24 декабря 2013 г. за большой вклад в развитие современной татарской музыки и создание музыкальных произведений: оратория «Изге Ядкәр», музыкальная драма «Зәйтүнәкәй», арт-опера «Сөембикә канаты» - Эльмира Галимова стала лауреатом Республиканской премии им. М. Джалиля.

Интерес Эльмиры Галимовой к истории и культуре татарского народа находит свое отражение в выборе текстов, сюжетов, музыкально-этнографического плана. Достойным примером тому являются перечисленные выше музыкальные произведения, которые воплощают главные исторические темы, образы, национальные традиции татарского народа. С каждым годом внимание к творчеству молодого композитора возрастает. Музыка Эльмиры Галимовой звучит в концертных программах в исполнении известных коллективов: Государственного симфонического оркестра РТ, Государственного симфонического оркестра Казахстана, Кубанского симфонического оркестра, Казанского камерного оркестр «La Primavera», Государственного квартета РТ, инструментального ансамбля «Мирас», Государственного ансамбля песни и танца «Булгары» и многих других зарубежных камерных ансамблей, и симфонических оркестров.

Несмотря на свой молодой возраст Эльмира Галимова считает необходимым не только создавать современную музыку, но и всеми возможными способами пропагандировать национальное современное искусство. Именно поэтому Эльмира находит время заниматься общественной деятельностью, принимает участие в различных передачах на радио ГТРК «Татарстан», телевидении на канале ТНВ «Мәдәният дөньясында», «Кара-каршы», «Әйләнә сәхнә», «Сиңа миннән саләм», «Аулак өй», «Манзара», «В мире культуры», «Доброе утро», дает интервью музыковедам и журналистам, публикуется в печатных изданиях.

Эльмира Галимова так же активно участвует в международных форумах современной музыки. Её сочинения звучали на XIX фестивале музыки композиторов Поволжья и Приуралья "Идель-Урал" (2006г), десятом Международном фестиваль современной музыки "Московский Форум — Свобода звука" (сезон 2006-2007); XXI Всероссийском фестивале музыки композиторов Поволжья, Приуралья и республики Коми (2008г., 2014 г., Уфа), на фестивале молодых композиторов России (2008г., Москва; 2016 г. Краснодар), участие в Международном фестивале современной музыки 2D2N (Украина, 2014 г.).

Ведя такую активную творческую и общественную деятельность, Эльмира стремится проникнуть в глубины татарского фольклора и изучить сегодняшние актуальные проблемы своей культуры. Эти поиски нашли отражение и в её научной деятельности, около 40 статей в журналах и выступлениях на научно-практических конференциях. В 2014 году молодой композитор выступила в новой ипостаси и защитила кандидатскую диссертацию по теме «Традиционная музыкальная культура пермских татар».

С 2013 года – по январь 2016 года Эльмира Галимова работала в должности Исполнительного директора «Казанского камерного оркестра «LA PRIMAVERA» Муниципального автономного учреждения культуры г. Казани. В период работы ей удалось решить сложнейшие задачи жизнедеятельности известного коллектива, и участвовать в работе оргкомитета культурно-массовых мероприятий Управления культуры Исполнительного комитета г. Казани. Благодаря организаторским способностям Эльмиры Галимовой, увидели свет такие знаковые проекты Камерного оркестра, как: Международный фестиваль «L’arte del arco», «Абязов фестиваль»; «Европа – Азия», «Тюркский мир», Музыкально-музейный фестиваль «Колесница Клио», проекты для детей: «Детский абонемент», «Мелодии из мобильника», а также гастрольные поездки оркестра в Калининград, Красноярск, Швецию, Швейцарию.

В 2014 году Эльмира Галимова «За достижения в культуре» награждена нагрудным знаком Министерства культуры Республики Татарстан.

С сентября 2016 года Эльмира Галимова продолжает работать в должности заведующего отделом театра и музыки Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук РТ. В ходе своей активной научной работы, Э.М. Галимова также ярко проявляет себя как организатор и модератор круглых столов, всероссийских и международных научно-практических конференций.

22 декабря 2016 г. при содействии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ, зав. отделом театра и музыки Э.М. Галимова явилась организатором и модератором международной научно-практической конференции «Театр XXI века и вызовы нового времени», посвященной 110-летию татарского театра.

Кандидат искусствоведения Галимова Э.М. провела работу, касающуюся составления и редактирования сборника «Театр XXI века и вызовы нового времени: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 110-летию татарского театра». Составила и разработала концепцию буклета «Коль хочешь ты народа душу тронуть», посвященного творчеству выдающихся деятелей Солтана Габаши, Мирхайдару Файзи и Габдулле Кариеву.

14 сентября 2017 года в Малом зале Академии наук под руководством заведующей отделом театра и музыки ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ Галимовой Э.М. была организована и проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Карим Тинчурин и татарский театр», посвященная 130-летию со дня рождения выдающегося драматурга, актёра и режиссёра.

25 октября 2017 при содействии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АНРТ была проведена работа круглого стола на тему «Актуальные проблемы театральной критики и театроведения в Республике Татарстан», организатором и модератором которого явилась Э.М. Галимова.

В апреле 2017 года Э.М. Галимовой за достижения в области науки, культуры и искусства была поощрена Благодарственным письмом Кабинета Министров РТ.

Автор более 200 эстрадных песен и романсов.

1) «Трио-диалогия» для флейты, кларнета и скрипки. (2009 г.)

2) «Дневник души» для флейты, кларнета, скрипки и фортепиано (2009г).

3) «Этно-фантазия» для саксофона и камерного оркестра - 2010г.

4) «Камерная Симфония» в четырёх частях - 2010г.

5) Оратория «Изге Ядкәр» (либретто Р. Батуллы) для солистов, хора и камерного оркестра - 2010г.

6) Симфоническая картина «Четыре стихии» - 2011г.

7) «Инь-Янь» для флейты, кларнета, ударных и камерного оркестра.

8) Музыкальная драма «Зәйтүнәкәй» - 2011 г.

9) Арт-опера «Сөембикә канаты» - 2011 г. (либретто: Ф. Янышевой, перевод на татарский язык: Э. Галимовой).

10) «Душа-птица» для флейты, скрипки и фортепиано. - 2011 г.

11) Музыкально-хореографическая картина «Борынгы көй» - 2011г.

12) «Ак канатлы шагыйрь» гимн для симфонического оркестра - 2012 г. (Исполнение во время открытия памятника Г. Тукая в г. Москве).

13) «Душа птица» для флейты, кларнета и камерного оркестра. (2я редакция). - 2012 г.

14) «Симфоническая аллегория» симфоническая картина для оркестра. - 2012 г.

15) «Увертюра» для симфонического оркестра. - 2012 г.

14) «Небеса-зеркала» симфоническая картина для оркестра - 2013 г.

15) «Рапсодия» для баяна и камерного оркестра. - 2013 г.

16) «Музыкальная анимация» для органа и камерного оркестра. - 2013 г.

17) «Диптих» для двух флейт и камерного оркестра (две части) – 2013 г.

18) «Музыка-метафора» для флейты, виолончели, гармоники и таблы- 2013 г.

19) «Мегаполис» музыкальная картина для камерного оркестра-2014 г.

20) «Әйт, әле күбәләк» музыкальная мистерия для детей (по мотивам сказок Г. Тукая)- премьера состоялась 22 декабря в 2014 году. Постановка КГТЮЗ им. Г. Кариева.

21) «Айрыз Батыр» - музыка к пъесе-сказке по тюркскому эпосу «Книга Деда Коркута». –премьера 10 апреля 2015 года

22) «Беренче мәхәббәт» - музыкальная комедия в постановке Татарского государственного театра драмы и комедии им. К. Тинчурина – премьера 24 мая 2016 г.

23) «Каракуз» - музыкальная драма в постановке Мезелинского татарского государственного драматического театра им. С. Амутбаева. – премьера 17 ноября 2016 г.

24) «Афарин, Артист» - музыкальная драма в постановке Буинского драматического театра. – премьера 23 марта 2017 года.

25) «Жизнь под знаком Маугли» - симфоническая картина. – премьера 22 июня 2016 года.

26) «String extravaganza» для камерного оркестра.

Научные публикации:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

1. Особенности музыкальной культуры сылвенско-иренских татар Пермского края // Вестник Чувашского университета. – 2012. – №2. – С. 383-387. (0,4 п. л.)

2. Обряды земледельческо-календарного цикла пермских татар // Проблемы музыкальной науки (Российский научный специализированный журнал) – 2012. – №2 (11). – С. 126-129. (0, 5 п. л.)

3. Особенности поэтического стиля песенной традиции пермских татар // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №2. – С. 4-8. (0,5 п. л.)

4. Роль музыки в семейно-обрядовом фольклоре пермских татар // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. – №4. Ч.1. – С. 35-39. (0,5 п. л.)

5. Музыкально-стилевые особенности напевов «Сорән» пермских татар // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – №3. – С. 63-67.

6. Практические результаты полевых исследований в области традиционной музыкальной культуры оренбургских татар // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. –2016. – №2. – С. 119-122.

7. Специфика инструментальной культуры татар Оренбургской области // Культура и цивилизация. – №4. – Москва, 2017.

Статьи, опубликованные в других изданиях:

8. Народные песни в исполнении Баки Урманче // Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства (Искусство тюркского мира), вып. 2.,-Казань, 2012 г.

9. Статья «Претворение национальных музыкальных традиций в творчестве молодых татарских композиторов» в сборнике «Наука XXI века. Проблемы филологии и искусствоведения». (Материалы научной конференции молодых ученых и аспирантов-Казань, 18 мая 2011 г.)

10. Статья «Воплощение темы Г. Тукая в музыкально-сценических произведениях (на примере музыкальной драмы «Зайтунакай») в сборнике «Наследие Габдуллы Тукая в контексте национальных культур». (Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Габдуллы Тукая-25 апреля 2011 г.). – Казань, 2011.- С. 298-301.

11. Рекрутские песни пермских татар // Наука XXI века. Проблемы филологии и искусствоведения: Материалы Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов. Вып.6. – Казань, 2012. – С. 247-252. (0,3 п. л.)

12. Вопросы этнического формирования пермских татар // Ревитализация культурного наследия народов России: опыт, проблемы, перспективы / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Возрождение, сохранение и трансляция культурного наследия народов России в современном этнокультурном пространстве». – Казань, 2012. – С. 25-29. (0,2 п. л.)

13. Свадебный обряд пермских татар: традиции и современность // Сборник трудов молодых ученых Академии наук Республики Татарстан за 2013 год. / Под ред. Б.И. Измайлова. – Казань: Изд-во «Яз», 2013. – С. 19-25. (0,3 п. л.)

14. Инструментальная культура пермских татар // Наука XXI века. Проблемы филологии и искусствоведения: Материалы Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов. Вып.7. – Казань, 2012. – С. 272-278. (0,4 п. л.)

15. Особенности песенной культуры пермских татар: традиции и современность // Гуманитарные науки: поиски и достижения: Материалы итоговой конференции – 2012. – Казань, 2013. – С. 305-310. (0,3 п. л.)

16. Финно-угорские особенности в обрядовом фольклоре пермских татар-мусульман // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир: Материалы Международной научной конференции, Казань, 7–9 ноября 2012 года. – Казань, 2013. – С. 158-163. (0,4 п. л.)

17. Особенности песенной культуры пермских татар: традиции и современность // История Перми – вклад татарского народа в становление и развитие города (Материалы научно-практической конференции в рамках проведения «Дней татарской науки и культуры в Перми, посвящённые 290-летию основанию города». – Пермь, 2014 . – С. 67-73.

18. Пермские татары: некоторые особенности музыкальной культуры // Наука XXI века: проблемы филологии и искусствоведения. – Казань, 2014. – С.121-126.

19. Музыкально-стилевые особенности песен пермских татар // Истоки и эволюция литератур и музыки тюркских народов. – Казань, 2014. – С. 258-261.

20. Традиционная музыкальная культура пермских татар // Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени. – Екатеринбург, 2015. – С.85-92.

21. Художественно-композиционные приёмы поэтики песен пермских тата // XXXI Международная конференция, посвящённая проблемам общественных наук. – Москва, 2015. – С. 97-101.

22. Абдулла Кротов башкаруындагы Мордовиядә яшәүче татар мишәрләренен җырлар үзенчәлеге // Фэнни Татарстан. – Казань, 2015. – №3. –

23. Жанры книжной традиции пермских татар //Музыка как национальный мир искусства (Международная научная конференция). – Казань, 2015. - С.49-54.

24. Таҗи Гыйззәт драмаларының музыкаль бизәлеш үзенчәлекләре // Фәнни Татарстан. – Казан, 2016. №10 – 163-165 бит.

25. Новаторские черты в постановке трилогии спектаклей о жизни и творчестве выдающегося поэта Г. Тукая // Г. Тукай и тюркский мир / Материалы межд. Конференции. – Казань, 2016 г. – С.125-128.

26. С. Габәши музыкасында фольклор чагылышы // Фэнни Татарстан. – Казань, 2016. – №4. – С. 148-153.

27. Музыка в татарском драматическом театре: практический опыт композитора // Театр XXI века и вызовы нового времени: материалы международной научно-практической конференции. – Казань, 2016. – С. 234-241.

28. Музыкальный фольклор тулвинских татар и башкир Пермского края: традиции и современность // Милли-мәдәни мирасыбыз. Пермь татарлары. Барда. – Казан, 2017. – 297-325 бит.

29. Традиционная музыкальная культура татар Оренбургской области // Милли-мәдәни мирасыбыз. Пермь татарлары. Барда. – Казан, 2017. – 241-262 бит.

30. Зәйтүнәкәй // Эциклопедия Г. Тукая. – Казань, 2016. – С. 267

31. Фасиль Ахметов // Энциклопедия Г.Тукая. – Казань, 2016. – С. 88

32. Александр Ключарёв // Энциклопедия Г. Тукая. – Казань, 2016. – С. 369

33. Рашит Губайдуллин // Энциклопедия Г. Тукая. – Казань, 2016. – С. 204

34. Джаудат Файзи // Энциклопедия Г. Тукая. – Казань, 2016. – С. 686

35. Флёра Сулейманова // Энциклопедия Г. Тукая. – Казань, 2016. – С. 588

36. Исмай Шамсутдинов // Энциклопедия Г Тукая. – Казань, 2016. – С. 771

37. Масгуда Шамсутдинова // Энциклопедия Г. Тукая. – Казань, 2016. – С. 772

38. Татар музыка сәнгатендә Г. Тукай мирасы // Энциклопедия Г. Тукая (доклад) -7 февраля 2017 г.

39. Галимова Э.М. «Кәрим Тинчуринның драма әсәрләре үсешенә музыканың йогынтысы: «Каракүз» музыкаль кыйссасы мисалында» // Фэнни Татарстан. – Казань, 2017. – С.56-59.

40. Галимова Э.М. Жанры книжной традиции оренбургских татар // Современные проблемы науки, технологий, инновационной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 августа 2017 г.: в 4 ч. / Под общ. ред. Е.П. Ткачевой. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. – Часть III. – С.66-70.