Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Эриванов Юрий Николаевич

Эриванов Юрий Николаевич

Эриванов Юрий Николаевич

Композитор
Союз композиторов Чувашской Республики

Юрий Николаевич Эриванов родился 29 мая 1967 г. в г. Чебоксары. Значительное влияние на его выбор профессии оказал отец, разносторонне одаренный музыкант Николай Лазаревич Эриванов. В культурной среде Чувашской Республики он известен не только как баянист, руководитель фольклорного ансамбля «Сăрнай» (г. Новочебоксарск), мастер по изготовлению чувашских народных инструментов, но и автор песен, хоровых и инструментальных сочинений.

После окончания Новочебоксарской детской музыкальной школы по классу баяна (1982) Юрий поступил в Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова на отделение народных инструментов (класс В.И. Шелепова, 1982-1986). Одновременно осваивал основы композиторского искусства у А.Г. Васильева, под руководством которого появились инструментальные ансамбли и сольные сочинения, в том числе и фортепианная сонатина (1984) – по мнению автора, одна из первых удачных его работ. Такого творческого «багажа» оказалось достаточно для поступления в 1986 г. на теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории в класс композиции профессора А.Б. Луппова.

В 1990 г., не завершив учебу в консерватории, Юрий вернулся в Чувашию, где стал руководителем хора ветеранов Дворца культуры «Химик» в городе Новочебоксарск. По творческим вопросам по-прежнему консультировался у А.Г. Васильева. Открытие в 1995 г. кафедры искусств и специализации «композиция» в Чувашском государственном университете имени И.Н. Ульянова послужило для него стимулом к возобновлению обучения по избранной специальности.

Продолжая заниматься у Александра Георгиевича (1995-2000), Юрий существенно углубил приобретенные им ранее знания. Вспоминая этот период, он говорит, что педагог учил его «быть индивидуальным, сохранять своё «лицо» и «корни», видеть с начала работы над произведением максимум заложенных в нем выразительных возможностей». Эти советы студент творчески претворил в Танце для оркестра русских народных инструментов (1995), пьесе «Чувашская фантазия» для скрипки соло и струнного оркестра (1995), Концертино для саксофона с симфоническим оркестром (1998), романсе «Если молчание может белеть» на стихи Г.Н. Айги (1998).

На обсуждении дипломной работы – четырехчастной Симфониетты (2000) для симфонического оркестра, председатель Государственной аттестационной комиссии профессор М.Г. Кондратьев положительно оценил сочинение, отметив, в частности, удачно найденные «мерцающие» терции в первой части, интонационно производные от «южночувашского» лада. А.Г. Васильев одобрил работу над тематизмом и отозвался о своем подопечном как зрелом квалифицированном музыканте с практическим опытом и хорошим знанием теории композиции. Так Юрий Эриванов стал первым композитором, получившим высшее профессиональное образование в Чувашии.

Окончив университет, Ю.Н. Эриванов преподавал композицию в Республиканском лицее-интернате № 3 имени Г.С. Лебедева (2000-2004) и Чебоксарском музыкальном училище (2003-2004). В 2002 году вступил в Ассоциацию композиторов Чувашии, в 2006 – в Союз композиторов России.

Желая продолжить обучение за рубежом, и разослав с этой целью партитуры и аудиозаписи своих сочинений в несколько высших музыкальных учебных заведений мира, в 2004 г. Юрий получил приглашение из Wanda L. Bass School of Music at Oklahoma State University (Школа музыки Ванды Ландовски в Университете г. Оклахома, США). Выбрав программу «Project 21 composers» (Композиторский проект 21), в которой наряду с традиционными дисциплинами – историей музыки, гармонией, полифонией, сольфеджио, инструментовкой, углубленно изучаются композиционные приемы современного музыкального искусства, в декабре 2004 г. он выехал в Америку. Там композитору открылась совершенно иная жизнь со своими богатыми культурными традициями. Среди наиболее ярких первых его впечатлений – фестиваль Red Earth (Красная Земля) с музыкой, танцами и костюмами местных жителей – индейцев.

Система обучения в американском университете предполагает обязательное исполнение всех произведений, созданных студентами в процессе учебы. В конце семестров устраивались концерты, в которых звучали сочинения Юрия Эриванова, написанные в классе его руководителя профессора Edward Knight (Эдвард Найт): «Music of Homeland» (Музыка Родного Края, 2005) для брасс-квинтета, «Fuga and Allegro a la Russe» (Фуга и Аллегро «в русском духе», 2005) для струнного трио, «Music for wind instruments, percussion and piano (Музыка для духовых, ударных и фортепиано, 2006). Обилие новых культурных впечатлений от пребывания в Америке не заслонило для автора его национальных истоков. В отзывах музыковедов, композиторов и исполнителей из Northwestern University (Северо-Западный Университет, г. Чикаго) и The Peabody Institute of the Johns Hopkins University (Пибоди Институт в Университете Джона Хопкинса, г. Маунт-Вернон) отмечалось, что студент Yury Erivanov всегда опирается на традиции своей национальной музыки.

В наиболее очевидной форме эта особенность творчества Эриванова воплотилась в брасс-квинтете «Music of Homeland» (Музыка Родного Края). Национальная почвенность этого небольшого четырехчастного цикла особенно ярко выражена в первой и второй частях, где разрабатываются мотивы чувашских народных плясовых наигрышей. Короткие трихордовые попевки с характерной квантитативной ритмикой композитор использует как интонационные модели, трансформируя их в различных тембровых и фактурных сочетаниях. Их искусное комбинирование и умелая мотивная разработка осуществляются в духе современных тенденций с постепенным расширением звукоряда до двенадцатитонового пространства.

Третьей и финальной частям свойственна большая ладоинтонационная и ритмическая свобода. В них Эриванов проявляет себя как автор, профессионально владеющий разнообразными приемами музыкального развития. Колоритное тембровое звучание, постоянная переменчивость ладовых опор, линеарное развитие фактуры с преобладанием имитационных приемов создает эффект импровизационно-непосредственного, «сиюминутного» рождения музыки. Многообразные истоки, восходящие к традициям чувашской народной культуры, творчеству И.С. Стравинского и Белы Бартока, в этом произведении Ю.Н. Эриванов «переплавляет» в своем стилевом «ключе».

Иная форма обращения к национальному искусству прослеживается в двухчастном цикле «Fuga and Allegro a la Russe» (Фуга и Аллегро «в русском духе»). Здесь, в особенности в Фуге, ощутима опора на традиции современной отечественной музыки. Выразительная и пластичная обостренно-хроматизированная тема напоминает своей драматизмом и внутренней напряженностью страницы струнных квартетов Д.Д. Шостаковича. Эмоционально-патетическое звучание и психологизм близки камерно-инструментальным и симфоническим творениям А.Г. Васильева, его «Симфонии-поэме» и «Приношению Ф. Павлову». В интонационный контекст композиции органично вплетаются приметы, свойственные стилю барокко: возвышенно-эмоциональный настрой, внутренняя экспрессия и благородство звучания.

Годы обучения в американском вузе завершились созданием балета «Through the Looking Glass» (Алиса в Зазеркалье, 2006) по книге Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». В четырнадцати сценах произведения автор, опираясь на историю американского сказочника, последовательно воспроизводит перипетии известного сюжета. На заключительном дипломном концерте в исполнении оркестра университета 31 октября 2006 г. прозвучала четвёртая сцена «Tweedledum and Tweedledee» (Твидледум и Твидледи). Размышляя о будущей хореографической интерпретации, композитор представляет постановку своего произведения в классическом или романтическом стиле. По результатам этой работы Юрию Эриванову в 2006 г. была присвоена степень «Master of Music in Music Composition» (доктор музыки).

Параллельно с учебой студент работал в компании по исполнению американских мюзиклов «Lyric Theatre of Oklahoma» (Театр Лирики в Оклахоме, 2005-2006). Окончив университет, Юрий Николаевич получил американский сертификат и в 2007 г. переехал в город Хьюстон. С этого времени он – аккомпаниатор-пианист в учебной академии «Houston Ballet» (Хьюстонский балет) компании «Houston Ballet Academy» (Академия балета, г. Хьюстон) и преподаватель курсов по фортепиано для детей различного возраста. Уделяя много времени педагогической и концертмейстерской работе, он не забывает о творчестве. Для корейской пианистки Amy I-Lin Cheng (Эми Ай Лин Ченг) осуществляет фортепианную транскрипцию балета. В планах у него работа над Симфонией. В последние годы Юрия все больше занимают идеи анимационного и художественного видеоряда к собственным произведениям. Воплощая эти замыслы, он создает мультфильм «Through the Looking Glass» (Алиса в Зазеркалье, 2008) и ряд видеоклипов: иллюстрацию сцены из мюзикла «Sennty» (Сентти, 2009) «О том, что происходит во дворе», композиции «The Light in the Tunne» (Свет в туннеле, 2010), «Theme for 3 clarinets» (Тема для трех кларнетов, 2011) и другие сочинения.

Творчество Юрия Николаевича Эриванова в последние годы разворачивается вдали от родных мест. Однако он не теряет контактов с родиной, коллегами, родными и друзьями. 24 мая 2012 г. в Чувашском государственном театре оперы и балета на концерте «Бенефис симфонического оркестра» было исполнено его сочинение «Скерцо для духовых, фортепиано и ударных инструментов». Как и прежде, для Ю.Н. Эриванова актуальна почвенная связь с Чувашией.

БАЛЕТ

  • «Through the Looking Glass» (Алиса в Зазеркалье) в 14 сценах, 2006. По сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес». Либретто автора. 4 сцена «Tweedledum and Tweedledee» исп. Филармоническим Оркестром Oklahoma State University (г. Оклахома, США), 31.10.2006.

МЮЗИКЛ

  • «Sennty» (Сентти) в 6 сценах, 1994. Либретто и сценарий автора на основе стихов Р. Сарби и К. Иванова. 2 сцена исп. оркестром русских народных инструментов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, декабрь 2003 г.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

  • Для симфонического оркестра. Величественное Шествие, 1992;
  • Прелюдия и Токката, 1994; Симфониетта в 4 ч., 2000.
  • Для оркестра русских народных инструментов. Танец, 1995.
  • Для саксофона с симфоническим оркестром. Концертино, 1998.
  • Для деревянных и медных духовых, ударных и фортепиано. Music for wind instruments, percussion and piano (Музыка) в 5 ч., 2006.
  • Для струнного трио (скрипка, альт, виолончель). «Fuga and Allegro a la Russe» (Фуга и Аллегро, 2005). Исп. струнным трио в составе: M.Milkowska (violin), M.Nierichlo (viola), A.Machnik (chelo), апрель 2005.
  • Для духовых, фортепиано и ударных инструментов. Скерцо. Исп.: симф. оркестр Чувашского гос. театра оперы и балета, 24.05.2012.
  • Для брасс-квинтета (2-х труб, валторны, тромбона, тубы). «Music of Homeland» (Музыка Родного Края) в 4 ч., 2005. Исп.: «Blackwelder quintet» (T. Phillips, S. Brown, M. Dwyer, C. Osborn, B. McMillian) в г. Оклахома, октябрь 2005.
  • Для скрипки соло и струнного оркестра. Пьеса «Чувашская фантазия», 1995.
  • Для голоса и фортепиано. Романс "Если молчание может белеть", 1998. Стихи Г.Н. Айги.
  • Для флейты, альта и клавесина. Сюита в 3 ч., 1990.
  • Для трех кларнетов. Тема, 2010.
  • Для скрипки соло. Сюита, 1991.
  • Для валторны и фортепиано. Пьеса, 2005.
  • Для фортепиано. Токката, 1984; Сонатина, 1984; Танец. Инвенция, 1998; Музыка для детей, 2005.
  • Для синтезатора. Композиция «The Light in the Tunne» (Свет в туннеле), 2010; Instrumental, 2011.

ДИСКОГРАФИЯ

  • Компакт Диск «Композитор Юрий Эриванов», 2005.

ЛИТЕРАТУРА

  • Ильин С.П., Зимин Н.А. Юрий Эриванов // Ассоциация композиторов Чувашской республики. Справочник. Чебоксары, 1995. С. 156.
  • Макарова С. Чувашские мелодии звучат и в Оклахоме // Сцена Чувашии. 2007. 18 октября;
  • ее же: Прекрасно музыке служенье // ЛИК. 2010. № 3. С. 147-156;
  • Макарова С.И. Композиторы Чувашии в XXI веке // Искусство композиторов Чувашии: История и современность. Чебоксары, 2012. С. 26-33.
  • Михайлова Т., Казаков Н. Композиторсен союзĕ: сĕнĕ тĕллевсем патне (Союз композиторов: к новым целям) // Хыпар. 2008. Юпа, 27.
  • Кузьмина Е. Музыкальный форум // Советская Чувашия. 2008. 30 сентября.
  • Эриванов Юрий Николаевич // Союз композиторов России. Справочник. Москва: Композитор, 2010. С. 328.
  • Григорьев Ю.П. 70 лет Союзу композиторов Чувашии // Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Вып. 4. Чебоксары, 2011. С. 36-39.