Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Казанская (Белякаева-Казанская) Лариса Владимировна

Казанская (Белякаева-Казанская) Лариса Владимировна

Казанская (Белякаева-Казанская) Лариса Владимировна

Музыковед
Региональное представительство в г. Санкт-Петербург

Родилась 29.06.1944 г. Музыкальный критик, лектор и музыковед, кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный деятель искусств РФ, член Союза композиторов России и Санкт-Петербурга, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

В 1968 году окончила Казанскую государственную консерваторию по специальности «Музыковедение». В 1983 году защитила в Ленинградской государственной консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова кандидатскую диссертацию «Пути становления марийской симфонической музыки» (научный руководитель - профессор С.Л.Гинзбург).

Казанская Л.В. - автор книг и статей о музыкальной культуре Петербурга прошлого и настоящего, творчестве современных российских композиторов. В их числе книги: «Очерки истории марийской советской музыки» (М. 1983), «Эхо Серебряного века» (СПб. 1998), «Семен Львович Гинзбург. Статьи. Воспоминания. Материалы» (СПб.2001), «Силуэты музыкального Петербурга» (СПб. 2001; 2-ое издание, дополненное и расширенное, СПб. 2011), «Военная музыка в Санкт-Петербурге. 1703-1003» (в соавторстве с Г. В. Вилинбаховым, В. И. Тутуновым, Р. Г. Лаптевым, П. А. Лабутиным. СПб. 2003), «На Парнасе русской музыки» (СПб. 2006), «Композитор Евгений Рушанский. Личность и музыкальный мир (СПб.2011), «Неизведанный Чайковский» (СПб. 2016).

Она также составитель уникального сборника «Фортепианные сочинения современных российских композиторов на заданную тему ЛАРИСА» (СПб.2002).

• Медаль «Ветеран труда», 1990 г.

• Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга», 2004 г.

• Заслуженный деятель искусств РФ, 2004 г.


КНИГИ:

1. Очерки истории марийской советской музыки. М., Советский композитор, 1983. 152 с.

2. Пути становления марийской симфонической музыки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (на правах рукописи). Ленинград (б/и), 1983. 23 с.

3. Эхо серебряного века. Малоизвестные страницы петербургской культуры первой трети ХХ века. Санкт-Петербург, «Канон», 1999. 304 с.

4. Силуэты музыкального Петербурга. Путеводитель по музыкальным театрам, музеям, концертным залам прошлого и настоящего. Санкт-Петербург, Лениздат. 2001. 501 с.

5. «Семен Львович Гинзбург. Статьи, воспоминания, материалы». СПб, Канон. 2001 /Составитель-редактор, автор вступительной статьи и эссе, публикации, комментарии. 248 с.

6. Фортепианные сочинения современных российских композиторов на заданную тему «ЛАРИСА» /Составление, вступительная заметка «От составителя», сведения о композиторах, переложение для фортепиано в 4 руки Вальса В. Ребикова. – СПб, МузФонд Санкт-Петербурга, 2002. 55 с.

7. На Парнасе русской музыки. Музыкально-исторические этюды. СПб., Сударыня. 2006. 148 с.

8. Силуэты музыкального Петербурга. Изд. 2-ое, исправленное и дополненное. СПб. Композитор-Санкт-Петербург. 2011. 351 с.

9. Композитор Евгений Рушанский. Личность и музыкальный мир. СПб., Композитор-Санкт-Петербург. 2011. 60 с.

10. Петербургские музыкальные тайны. СПб., Композитор-Санкт-Петербург. 2014. 192 с.

11. Неизведанный Чайковский. 18 пьес для фортепиано ор.72. СПб., Союз художников. 2016. 40 с.

Научно-исследовательские статьи в сборниках и журналах в 2000 - 2018 годах:

1. Николай Кульбин: свободная музыка и синтез искусств.- В кн.: «Прометей»-2000 (о судьбе светомузыки: на рубеже веков). Материалы международной научно-практической конференции. Казань, 2-6 октября 2000 года. Из-во «Фэн», Казань. 2000. С.30-33.

2. Музыкальная теория Н.И.Кульбина и творчество современных петербургских композиторов / В кн.: Культурные коды двух тысячелетий. Материалы международной научной конференции 1-4 декабря 2000 года. Петрозаводская государственная консерватория. Вып.2. Петрозаводск, «Периодика», 2000. С.46- 51.

3. Артур Лурье: «Пушкин – наша печка». Опыт музыкально-исторического расследования //Балтийские сезоны, 2000, № 1. С.100-103. (Статья напечатана в сокращении. В полном виде см. в сети internet по адресу .www.theatre.spb.ru/seasons. А также в музыкальном журнале (электронном) Израиль XXI : № 3 ( 21), май 2010. Редактор Марк Райс.

4. GINSBURG Semen Lvovich. – The New Grove Dictionary of Music and Musicians, second edition. London, 2001.

5. GOSENPUD Abram Akimovich. - Там же.

6. Художественный мир Петербурга серебряного века: Рахманинов и Вышнеградские – В кн: Памяти С.В.Рахманинова. Сборник научных трудов Санкт-Петербургской консерватории. Составитель - кандидат искусствоведения, доцент Т.А.Хопрова. СПб., 2003.

7. Военная музыка в Петрограде-Ленинграде в 1917-1945 годах. Глава III в кн.: Военная музыка в Санкт- Петербурге. 1703 – 2003. СПб, Артдеко, 2004. С.140-171.

8. Итальянские мотивы в жизни Михаила и Матвея Виельгорских // Cборник статей кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова «Русско-итальянские музыкальные связи ». СПб., 2004. С.29-37.

9. «Россия» А. Г. Рубинштейна – увертюра к Всероссийской художественной выставке 1892 года // Муз.академия, 2005, №2. С.164-167.

10. А. К. Глазунов и русские художники // Муз.академия, 2006, № 1.С.169-174.

11. К.А.Смирнов – автор первой марийской симфонии. Памяти Г. Г. Тигранова посвящается / В кн.: Георгий Григорьевич Тигранов. К 100-летию со дня рождения. Статьи. Материалы. Воспоминания. Составители Э. С. Барутчева, И. Г. Тигранова. СПб. 2008. 400 с. С.257- 264.

12. Музыка и хореография в «Театре Будущего» Николая Евреинова //Записки русской академической группы в США. Том ХХХV Victory over the Sun. New York. 2008 – 2009. С. 119-130.

13. Неизвестное об известном авторском концерте Д.Д.Шостаковича // Музыкальная академия, 2009, № 4. С.68-71.

14. Лурье и Стравинский: «В тени гения ?..»//Музыкальная академия, 2010, №2. С. 102-106

15. Влияние Б.Кустодиева и Е.Замятина на творчество молодого Д.Шостаковича

//Музыкальная академия. 2011. №1.С.137-143.

16. Вокальные и хоровые циклы Евгения Рушанского / В сб.: Сохранение музыкального культурного наследия Северо-Запада России. Материалы межвузовской научно-практической конференции 29 ноября 2011 года. Ленинградский областной государственный университет имени А.С.Пушкина. СПб. 2011. С. 30-34

17. Но вечным сном пока я сплю, моя любовь не умирает. М. Бенуа – муза С. Танеева //Музыкальная академия, № 1. 2013. С. 70-73

18. Вдохновение сердца:”Liеd” для виолончели и фортепиано С.Рахманинова //Музыкальная академия, № 3, 2013. С. 168-171

19. Фортепианная музыка Евгения Рушанского – ХУП Царскосельские чтения: материалы Междунар.науч.конф., 23-24 апр.2013г./ под общ. ред. проф. В.Н.Скворцова.- СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2013. – Т.1.- 392 с. С.237-242.

20. Homo ludens: фортепианный альбом на звуковую монограмму la-re-si…// Музыкальная академия, № 3, 2014.С.36-40.

21. Вальс Летнего сада. Стихи А. Ахматовой. Музыка Е. Рушанского и Л.Казанской. – Нотный альбом. М., 2014, №5. С.2-6.

22. Андрей Эшпай - композитор и гражданин России. Импрессионистские заметки / В кн.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. XVIII Царскосельские чтения. Материалы Международной научной конференции. 22-23 апреля 2014г. Том 1. Санкт-Петербург, 2014. С.217-223.

23. Спящая красавица фортепианной музыки Чайковского / Музыка и время. 2015, №4. С. 59-67

24. Запечатленные гением: 18 пьес ор.72 для фортепиано Чайковского / Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия. Сборник трудов Международной научной конференции 13-18 апреля 2015 года года в Москве в Российском государственном социальном университете. М., 2015. С.209-224.

25. П.И.Чайковский и его портретисты //Мариинский театр, 2015, № 1-2; приложение «Окно в Европу» №1-2 2015, с.7,8.

26. П.И.Чайковский и его портретисты/ Музыкальная академия, 2015, № 4, с.64-71.

27.Фортепианные ансамбли Евгения Рушанского / В сб.: Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образовании: сб.ст. по материалам Междунар.науч.-практ.конф. в РГПУим.А.И.Герцена 25 марта 2015 г/ред.-сост. Н.В.Медведева, С.Д.Верхолат; научн.ред. Н.В.Медведева; ред. М.В.Воротной. – СПб.: Изд-во Политехн.ун-та, 2016.- 264 с. С.205-211

28. От романтического абсурда к ингредиенту волшебства в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Истоки и последствия / В сб.: Мир Алисы: поэтика необычного в литературе и искусстве Х1Х-ХХ1 веков. Сборник статей. Отв. ред. Н.Фиртич. Материалы Международной конференции «Мир Алисы: поэтика необычного в литературе и искусстве ХIХ-ХХI веков»/ 13-14 октября 2015 года/ - СПб: издательство общества «Аполлон». 2017 год. 288 с. С. 145-155

29. «Афоризмы» Д. Д. Шостаковича в оркестровке Г. Г. Белова //Музыка и время №2, 2017. С. 15-1 8

30. Бесценный памятник ушедшей эпохи (Последний портрет А.К.Глазунова)// Музыка и время, №8, 2017. С. 42-46.

31. «Словно два крыла». Музыка Андрея Яковлевича Эшпая в фильмах Андрея Андреевича Эшпая //Музыка и время, № 11, 2017. С.20-24.

Доклады на научных конференциях в 2000-2018-х годах:

32. Музыкальная теория Н.И.Кульбина и современное творчество петербургских композиторов (к вопросу о пространстве, времени и цвете) / Международная конференция «Прометей-2000», Казань, 2000, 2-6 октября. Тезисы.

33. На рубеже веков: из тисков традиций к свободе от утилитаризма – Николай Кульбин и Арнольд Шенберг / Международный симпозиум «Вена и Санкт-Петербург на рубежах веков: культурные интерференции.Санкт-Петербург, 6-8 ноября 2000 г. Австрийская библиотека в С.-Петербурге, Филологический факультет СПбГУ. Программа.

34. Аспекты музыкальной теории Н.И Кульбина и их преломление в творчестве современных петербургских композиторов /Межвузовская научная конференция «Культурные коды двух тысячелетий». Петрозаводская консерватория, 2000, 2-4 декабря. – Тезисы.

35. С. Л. Гинзбург и отечественное историческое музыкознание / Междисциплинарный семинар-4 «Интерпретация художественного текста». Петрозаводская консерватория. 2001, 30-31 марта.- Программа.

36. Музыка грани веков: рецепция идеалов Серебряного века в творчестве современных петербургских композиторов / Научно-теоретическая конференция «Музыкальный мир на рубеже тысячелетий.Взгляд из Петербурга» в Доме композиторов на 37-м Международном фестивале «Петербургская музыкальная весна». 2001, 17-19 мая. Программа. Буклет, с.40.

37. Иван Вышнеградский: петербургские истоки / V междисциплинарный семинар «Текст художественный: в поисках утраченного». Петрозаводская консерватория, 2002. 29-30 марта. Программа, тезисы.

38. Художественный мир Петербурга «серебряного века»: С.В.Рахманинов и Вышнеградские / III Международная научно-практическая конференция «Творчество С. В. Рахманинова в контексте мировой музыкальной культуры. Опыт и новые направления исследований на рубеже ХХ-ХХI веков”. 26-28 мая 2003 года. Тамбов-Ивановка-Тамбов. Программа, тезисы.

39. Значение европейских музыкальных традиций в формировании театрально-концертной жизни Петербурга /IX Всероссийская Царскосельская научная конференция «Петербург. Место встречи с Европой». Государственный музей-заповедник «Царское село». Пушкин, 24-26 ноября 2003 года.

40. Николай Евреинов и музыкальный театр /VIII Царскосельские научные чтения. ЛГУ им.А.С.Пушкина. 21 апреля, 2004.

41. Забытая «Россия» А.Г.Рубинштейна / Музыкальное собрание к 175-летию со дня рождения А.Г.Рубинштейна в Санкт-Петербургской консерватории 15 ноября 2004 года .

42. Вариация на тему: А.К.Глазунов глазами русских художников / Международная научная конференция в рамках V фестиваля «Международная неделя консерваторий» «А. К. ГЛАЗУНОВ. Его время и творчество». 10 октября 2005 года, Санкт-Петербургская консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова. Программа.

43. К.А.Смирнов – марийский ученик Д. Д. Шостаковича /31 Шостаковические чтения к 100-летию со дня рождения Д. Д. Шостаковича. СПб., Союз композиторов, СПб. консерватория. 13 октября 2006 года . Программа.

44. Музыка и хореография в «Театре будущего» Н.Евреинова /Международный симпозиум «Русская футуристическая опера «Победа над солнцем» в контексте авангардного искусства». – Дом композиторов, 10 ноября 2007 года. Программа.

45. Лурье и Стравинский: «В тени гения ?..» /Международная научная конференция «От и До: траектории петербургского Авангарда». 21-22 октября 2008 года. Концертный зал Музея-квартиры А.С.Пушкина. Мойка, 12. Организаторы: СПб общество музыки и искусства «Аполлон», русский факультет Университета «Вассар Колледж» (Нью-Йорк, США). АСМ Союза композиторов СПб., Всероссийский Музей А.С.Пушкина.

46. Неизвестные страницы творчества Д.Д.Шостаковича /Всероссийская научно-практическая конференция «Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании».28 марта 2009 года. Кафедра звукорежиссуры СПб гуманитарного университета профсоюзов.

47. Влияние Б. Кустодиева и Е.Замятина на творчество молодого Д. Шостаковича / 35-е Шостаковические чтения. Дом композиторов. 9 ноября 2010 г.

48. Живописный театр Б.М. Кустодиева, гротесковый сюрреализм Е.И.Замятина и театральный авангард молодого Д.Д.Шостаковича / Международная научная конференция «Цвет в искусстве авангарда». 09-10 декабря 2010 года. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Музей петербургского авангарда (Дом М.В. Матюшина). Санкт-Петербургское общество музыки и искусств «Аполлон». Vassar College, Нью-Йорк, США. - Петропавловская крепость, Иоанновский равелин, лекторий музея.

49. Эпизод из жизни артиста: «Муза Сергея Танеева» / Международный симпозиум «Рахманинов и его время» к 140-летию со дня рождения и 70-летию со дня смерти С.В. Рахманинова. Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена. 21-23 марта 2013 года.

50. Фортепианные произведения Е.Рушанского / ЛГУ имени А. С. Пушкина. Царскосельские чтения. 21 апреля 2013 года.

51. Живописный мир Б.М. Кустодиева, гротесковый сюрреализм Е.И.Замятина и театральный авангард Д.Д.Шостаковича / Международная научная конференция «Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве». К 100-летию со дня рождения Я. М. Гиршмана. Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова. 25-26 сентября 2013 года.

52. Вспоминая Бориса Тищенко /Международная научная конференция «Лики музыки ХХ1 века» - к 95-летию Г.Уствольской и 75-летию Б.Тищенко. Институт музыки, театр и хореографии РГПУ им. А.И.Герцена. 1 марта 2014 года.

53. Андрей Эшпай - композитор и гражданин России. Импрессионистские заметки / Международная научная конференция «XVIII Царскосельские чтения» в ЛГУ имени А.С.Пушкина. 23 апреля 2014 года.

54. Пятая «Ленинградская музыкальная весна в Казани». Очень личные воспоминания / Научно-практическая конференция в Доме композиторов. 24 мая 2014 года. 50-й международный фестиваль «Петербургская музыкальная весна».

55. Фортепианные ансамбли Евгения Рушанского / Международная научно-практическая конференция «Фортепианный ансамбль в современном музыкальном искусстве и образования». Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Институт музыки. Театра и хореографии. 25 марта 2015 года.

56. Круг жизни в отзвуках балета / Российская Государственная библиотека. Всероссийская научная конференция «Петр Ильич Чайковский. 175 лет со дня рождения». 30 марта 2015. Тезисы доклада. С.4.

57. Запечатленные гением: 18 пьес ор.72 для фортепиано П.И.Чайковского / Российский государственный университет, Москва. Международная научная конференция 13-18 апреля 2015 года. Доклад 15 апреля 2015 года. «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия. Буклет с. 20. Книга статей.

58. Ровесники, соратники, друзья: Андрей Эшпай и Борис Чайковский / Международная научная конференция в РГПУ имени А. И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии «Выдающиеся композиторы современной России. Борис Чайковский». 21-22 мая 2015.

59. От романтического абсурда к ингредиенту волшебства в балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Истоки и последствия – Международная научная конференция «Мир Алисы. Поэтика необычного в литературе и искусстве XIX-XXI веков». 13-14 октября 2015. Русский факультет Университета Vassar College (штат Нью-Йорк, США), Всероссийский музей А.С.Пушкина (Мойка, 12), СПб Общество музыки и искусств «Аполлон». Мойка, 12.

60. Бесценный памятник ушедшей эпохи. Последний портрет А.К. Глазунова. - Международный форум, симпозиум и фестиваль «Две легенды русской музыки». К 150-летию со дня рождения А.К.Глазунова и к 100-летию со дня кончины А.Н.Скрябина. 29-31 октября 2015. РГПУ имени А. И. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии.

61. Словно два крыла: музыка Андрея Яковлевича Эшпая в фильмах Андрея Андреевича Эшпая- Международная научная конференция КИНОКАРТИНА. Литература, Живопись и Музыка в искусстве кинематографа.17-18 октября 2016 года. Всероссийский Музей А.С.Пушкина, Русский факультет УниверситетаVassar College (США), СПб Общество музыки и искусства «Аполлон».

62. Инструментальные версии «Афоризмов» Д.Шостаковича. – 41-ые Шостаковические Чтения 1 декабря 2016 г. Дом композиторов. Союз композиторов Санкт-Петербурга.

63. Незабываемый Георгий Фиртич // Международная конференция «Творческий мир Георгия Фиртича. К 80-летию со дня рождения» в Институте музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена 16 ноября 2018 года.