Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Кнайфель Александр Аронович

Кнайфель Александр Аронович

Кнайфель Александр Аронович

Композитор
Санкт-Петербургский филиал Союза композиторов России

Композитор родился 28 ноября 1943 года в Ташкенте в семье музыкантов. Отец композитора, скрипач Арон Кнайфель, был прекрасным солистом и ансамблистом. В звучании струнного квартета Александр Кнайфель и сегодня слышит любимую музыку - музыку своего детства. Он закончил Среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории в 1961 г. по классу виолончели у Э. Фишмана, следующие два года (1961-1963) учился у М. Ростроповича в Московской консерватории.

Но судьба предопределила ему иной путь - Кнайфель обратился к композиции. Он вернулся в Ленинград, разлука с которым всегда давалась ему тяжело, и поступил в консерваторию в класс Бориса Арапова. Призвание обнаружилось быстро: 22-летний студент становится автором оперы "Кентервильское привидение", вскоре с успехом поставленной на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории.

Александр Кнайфель начинал бурно, стремительно, с избыточной энергией. Своими ранними сочинениями он снискал репутацию неукротимого авангардиста. С начала 1970-х композитор много работает для кинематографа. Он написал музыку более чем к 40 художественным и художественно-публицистическим фильмам. В 10 из них он - соавтор выдающегося режиссера С. Арановича.

Судьба подарила композитору и другие знаменательные встречи. Навсегда сохранилось духовное родство с М. Ростроповичем. Всемирно известный музыкант стал вдохновителем мировой премьеры "Восьмой главы", сanticum canticorum для храма, хоров и виолончели (1993), "Пятидесятого псалма" (1995) и "Блаженств" (1996).

В содружестве с великим балетмейстером Л. Якобсоном Кнайфель создал хореографическую сцену "Кающаяся Магдалина" (по мотивам произведений Тициана и Родена, 1967) и хореографический стриптиз "Разоружение" (по мотивам карикатур Бидструпа, 1966). Балет "Гамлет", их последний совместный замысел, остался незавершенным.

"Кающаяся Магдалина" и "Монодия" (для женского голоса, 1968) были воплощены в танце легендарной балериной К. Федичевой.

Под управлением Г. Рождественского впервые прозвучали романтические сцены "Кентервильское привидение" (ВВС Лондон, 1980) и музыка хореографической симфонии "Медея" (Ленинград, 1984).

Среди немногочисленных обращений прославленного Франса Брюггена к современной музыке была интерпретация композиции Александра Кнайфеля "Еще раз к гипотезе" (в диалоге с прелюдией и фугой И.-С. Баха; премьера Голландского фестиваля, 1994).

В 2001 году на сцене королевского театра Carre (Амстердам) Пьером Ауди была поставлена "Алиса в стране чудес" для театра играющих, поющих и танцующих, созданная Александром Кнайфелем по заказу Нидерландской оперы.

Для Татьяны Мелентьевой, выдающейся камерной певицы, были написаны 15 историй для певицы и пианиста "Глупая лошадь" (1981), трио для певицы и виолончелиста "Сквозь радугу невольных слез" (1987-1988), Песнь Пресвятой Богородицы "Свете Тихий" (1991), "Бабочка", в строфах Иосифа Бродского (1993), "Облеченная в солнце" для солистки солистов (1995) и пушкинское "Блаженство" (1997).

В жизнь Александра Кнайфеля навсегда вошли самобытнейшие мастера российского искусства - поэт Сергей Вакуленко (1939-1997), театральный режиссер Борис Понизовский (1930-1994) и живописец Евгений Михнов-Войтенко (1932-1988).

Среди друзей композитора - дирижер Аркадий Штейнлухт, пианист Олег Малов, виолончелисты Иван Монигетти, Борис Пергаменщиков, Томас и Патрик Деменга, ударники Марк Пекарский и Мирсеа Арделеану, исполнитель джазовой и старинной музыки Геннадий Гольштейн, композиторы Валентин Сильвестров, Арво Пярт, Гия Канчели, Эдисон Денисов, Тигран Мансурян, Софья Губайдулина.

Александр Кнайфель - автор свыше 80 композиций во всех областях музыкального творчества. Среди его сочинений почти не встречаются традиционно устоявшиеся жанры. Премьеры его произведений звучат на крупнейших музыкальных фестивалях в Париже, Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Цюрихе, Зальцбурге, Берлине, Кельне, Маастрихте, Ферраре. В 1992 г. во Франкфурте на Майне состоялся первый монографический фестиваль композитора. 1993-1994 гг. он провел в Берлине, первым из российских музыкантов удостоенный международной премии DAAD (Немецкой академической службы обменов).

Музыка Кнайфеля транслировалась Радио России, BBC (Великобритания), Voice of America и National Public Radio (США), Radio France (Франция), Deutschlandfunk и WDR (Германия), KRO (Нидерланды), Lousanna, Bern (Швейцария). Записи сочинений Кнайфеля выходили на фирмах Мелодия, Сhant du Monde, Megadisc Classics, Teldec Classics International, ECM New Sereies.

Член Союза композиторов с 1968 г. и Союза кинематографистов с 1987 г., cвободный художник, заслуженный деятель искусств России (1996), А. Кнайфель живет и работает в Санкт-Петербурге.

  • заслуженный Деятель искусств рос.федерации (1996 г.)
  • орден Дружбы (2004 г.)

Для театра

• 1963 "Мечта", фантазия для театра.

• 1965 "Кентервильское привидение", опера в трех действиях, семи картинах с прологом для солистов и камерного оркестра.

• 1966 "Разоружение", хореографический стриптиз.

• 1967 "Кающаяся Магдалина", хореографическая сцена.

• 1968 "Петроградские воробьи", хореографическая фантасмогория.

• 1969 "Медея" ("Колхидская волшебница"), балет (хореографическая симфония) в двух частях.

• 1986 "Крылья холопа", вокально-хореографическая фреска по одноименному стихотворению Давида Самойлова.

• 1994-2002 "Алиса в Стране Чудес", 24 картинки с антрактом для театра играющих, поющих и танцующих.

Вокально-инструментальные сочинения (большие и средние составы)

• 1962 "Швырни его в мой сад", фугато для симфонического оркестра и cмешанного хора.

• 1966 "Кентервильское привидение", романтические сцены для трех солистов (низкий бас, нежное сопрано, большой орган) и камерного оркестра.

• 1966 "150 000 000", дифирамб для смешанного хора и оркестра. Стихи Владимира Маяковского из одноименной поэмы.

• 1967 "Петроградские воробьи", сюита-фантасмагория для оркестра двенадцати, с участием хора мальчиков.

• 1969 "Argumentum de jure", письмо Владимира Ленина членам ЦК для 12 хоров.

• 1970 "Случайное" для смешанного хора, струнного оркестра, органа и солистки-девочки.

• 1971 "Языческий рок" для хора басов, ударных и инструментальной рок группы.

• 1983-1984 "Ника", в семидесяти двух фрагментах, семнадцатью исполнителями.

• 1984 "Противостояние", suite-memoria для большого симфонического оркестра и хора басов.

• 1991-1992 "Еще раз к гипотезе", в диалоге с Прелюдией и фугой Иоганна Себастьяна Баха [WTK, I-22 (b-moll)] для ансамбля солистов.

• 1993 "Маранафa", Слово огласительное Иоанна Златоустого для солистов, ансамблей, хоров и оркестров.

• 1995 "Облечённая в солнце" ("Amicta sole") для солистки солистов.

• 1996 "Блаженства" для Мстислава Ростроповича - виолончелиста, пианиста, дирижера.

• 2002 "Cказка о рыбаке и рыбке" (Александр Пушкин) для скрипки, виолончели и смешанного хора.

Хоровые сочинения

• 1964 "Пять стихотворений Михаила Лермонтова" для смешанного хора a cappella.

• 1964 "Ангел", стихотворение Михаила Лермонтова для смешанного хора a cappella.

• 1965 "О глупости", хором и фугой.

• 1973-1975"Возникновение" ("Status nascendi") для трех групп исполнителей.

• 1978 "Айнана", семнадцать вариаций на имя для камерного хора, ударных и магнитофона.

• 1985 "Бог", ода Гавриила Державина для двух хоров (смешанного и детского).

• 1991 "Свете Тихий". Версия для женского или детского хора.

• 1992 Постлюдия. Версия для смешанного хора а сарреlla.

• 1993 "Восьмая глава", canticum canticorum для храма, хоров (детского, смешанного, мужского и женского) и виолончели.

• 1994 "Царю Небесный", молитва Святому Духу. Версия для смешанного хора и челесты. Версия для виолончели, челесты и смешанного хора.

• 1995 "Утeшителю", молитва Святому Духу для смешанного хора a cappella.

• 1997-1998 "Белым по белому", венок сонетов Сергея Вакуленко для смешанного - 1998 хора a cappella.

• 1998 "Alliluja" Версия "Скинии" для смешанного хора.

Инструментальные сочинения (большие и средние составы)

• 1963 "Бурлеска" для тромбона и смычкового оркестра.

• 1964 "131" для альта, контрабаса, духовых и ударных инструментов.

• 1965 "Грядущего града взыскующие", два фрагмента для большого смычкового оркестра, большого ансамбля ударных инструментов и большого органа.

• 1970-1978 "Жанна", passione для тринадцати групп инструментов (пятидесяти шести солистов).

• 1980 "Вера", вариации и строфа посвящения для оркестра струнных инструментов.

• 1980 "Клик буревестника", фанфары для трубы (труб) и фортепиано с оркестром.

• 1987 "Безумие", postpostscriptum для камерного оркестра.

• 1988 "Litania" для оркестра.

• 1991 "Возношение" для хора смычковых инструментов.

• 1992 "Лестница Иакова", glossolalia тринадцати.

• 1994 "Утешителю", молитва Святому Духу для хора виолончелей.

• 1997 "Сие дитя" для камерного оркестра

• 2001 "Утренние молитвы" для скрипки и камерного оркестра.

Вокально-инструментальные и вокальные сочинения (малые составы)

• 1963 "Песня Роберта Бёрнса" для баритона и фортепиано.

• 1964 "Памяти Самуила Маршака", шесть лирических эпиграмм Самуила Маршака для баритона (высокого баса) и фортепиано (новая ред.)

• 1967 "Salve!" для сопрано и пяти инструментов.

• 1967 "Монодия" для женского голоса.

• 1980 "Строфа посвящения" для сопрано, арфы и органа.

• 1981 "Глупая лошадь", пятнадцать историй для певицы и пианиста.

• 1987-1988 "Сквозь радугу невольных слез", трио для певицы и виолончелиста.

• 1991 "Свете Тихий", Песнь Пресвятой Богородицы для Татьяны Мелентьевой.

• 1991 "Бабочка", в строфах Иосифа Бродского.

• 1992 "Царю Небесный", молитва Святому Духу для голоса с сопровождением (версии с фортепиано, с челестой и фортепиано, с челестой, фортепиано и струнным квартетом).

• 1993 "Блаженство", стихотворение Александра Пушкина для голоса (сопрано) с сопровождением. (фортепиано и три группы crotali).

• 1998 "Скиния". Версия для голоса соло.

• 1999 "День", веткой голоса и карильона.

• 2001 "Синие пёрышки".

Инструментальные сочинения (малые составы)

• 1961 "Соната о сказке" для фортепиано.

• 1962 "Диада" (две пьесы) для флейты, альта, фортепиано и ударных.

• 1963 "Классическая сюита" для фортепиано.

• 1964 "Ostinati" для скрипки и виолончели.

• 1964 "Musique militaire" для фортепиано.

• 1966 "Пассакалия" для органа.

• 1967 "Lamento" для виолончели соло. Версия для фортепиано.

• 1967 "Salve!" ("Турниpная музыка") Версия для валторны и фортепиано.

• 1967 "Tertium non datur" для клавесина. Версия для фортепиано.

• 1972 "A prima vista" для четырех исполнителей на пяти группах ударных.

• 1973 Квадрат "Рафферти" для джазового ансамбля.

• 1974 "Solaris", фрагмент canticum eternum для тридцати пяти яванских гонгов (один исполнитель с электро-акустической системой).

• 1975 "Да", композиция для ансамбля солистов.

• 1984 "Aria" для карильона.

• 1985 "Agnus Dei" для четырех инструменталистов a cappella.

• 1988 "Шрамы марша" для фортепиано и магнитолы.

• 1992 Постлюдия ("В каком-то забытьи изнеможенья"). Версия для фортепиано.

• 1993 "Cantus" (от тишины до темноты) для двух исполнителей (фортепиано и ударные).

• 1994 "В эфире чистом и незримом", строфы с Тютчевым для фортепиано и струнного квартета.

• 1995 "Пятидесятый псалом" ("Psalm 51") для виолончели соло.

• 1998 "Lux aeterna" для двух псалмопевцев (две виолончели).

• 1997 "Сие дитя" версия для фортепиано.

• 1998 "Снежинка на паутинке" ("время вот теперь") для виолончели соло.

• 2001 "Петя и долг", антре с контрабасом (4 исполнителя).

Музыка для детей

Инструментовки

• 1964 Клод Дебюсси "Шаги на снегу" (Прелюдия № 6) для симфонического оркестра.

• 1972 Татьяна Воронина. "Appelli", шесть пьес для камерного оркестра.

Литературное наследие

• 1974 "И правда, как звезда в ночи, открылась" (субъективные заметки о Пятнадцатом квартете Дмитрия Шостаковича).

• 1996 "Несколько слов музыканта" (о поэте Сергее Вакуленко).

• 1998 1998 "Пробуждение" (о кинорежиссёре Семене Арановиче).

• 1998 "12 декабря 1992" (о названии композиции "Снежинка на паутинке").

• 2002 "Репетиция рая" (к 75-летию Мстислава Ростроповича).

Встреча с искусством Кнайфеля принадлежит к самым важным открытиям последних лет.

Frankfurter Rundschau

Музыкант-мыслитель, своим способом видения и запечатления мира, своим творчеством утверждает тот культурный и духовный экуменизм, который свойственен самым высоким умам и художественным натурам ХХ века. Его интересы соотносятся с огромным культурным ареалом, охватывают без каких бы то ни было стилевых ассоциаций, цитат или программных сюжетных включений высказанные в разные эпохи идеи и откровения о природном мире, о человеке и его месте в космосе.

"Музыка в СССР"

Услышать вечное в преходящем, высшее в случайном - в этом заключен пафос столь далекого от всякой патетики, единственного в своем роде искусства Александра Кнайфеля.

"Музыкальная академия"