Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Эскина Наталья Анатольевна

Эскина Наталья Анатольевна

Эскина Наталья Анатольевна

Музыковед
Самарская организация Союза композиторов России

(1949–2020)

С 2003 года сотрудничала с самарским ансамблем старинной музыки «Альтера Музыка»: участвовала в региональных и международных фестивалях старинной музыки, выступала в концертах ансамбля «Альтера Музыка», в концертах солистов и коллективов Самары с музыковедческим комментарием, освещала концертов самарских солистов и коллективов в СМИ, гастроли с «Альтера Музыка» в городах России и за рубежом: в Израиле (2005-2006 гг.), в трех Международных фестивалях старинной музыки “EARLY MUSIC” (Санкт-Петербург, 2003-2006 гг.) (статьи по художественной и музыкальной проблематике барокко, подготовка и публикации расшифровки и перевода лекций музыковеда П. ван Хейгена (Бельгия), читала лекции по проблематике барокко, музыковедческие комментарии к концертам ансамбля в Санкт-Петербурге и Ульяновске, публикация ряда материалов, посвященных барокко, в альманахе “EARLY MUSIC”).

Сотрудничество с Институтом культур стран немецкого языка (Германии, Швейцарии, Австрии) при Самарской гуманитарной академии: участие в российско-германских семинарах и конференциях, в публикациях Института, чтение лекционных курсов.

В сотрудничестве с Агентством социокультурных технологий (Методическим кабинетом) Министерства культуры Самарской области Н.А. Эскиной был проведен ряд научно-творческих конференций (посвященных юбилею С.В. Рахманинова, искусству немецкого романтизма, русской музыке Серебряного века, 1000-летию Крещения Руси); Эскина выступила редактором сборников материалов этих конференций. В рамках проводимых Агентством занятий по повышению квалификации преподавателей ею был прочитан курс лекций, посвященных художественному содержанию музыки И.С. Баха.

В 2002, 2004, 2006 гг. была членом жюри Всероссийского конкурса молодых исполнителей имени Д.Б. Кабалевского (подготовка конкурсных задания для музыковедов, мастер-классы и лекции для участников конкурса и их преподавателей, подготовка к изданию 2 сборников работ молодых музыковедов – участников конкурса.

С 1988 г. – член Союза композиторов России. На протяжении 28 лет активно участвует в деятельности Самарской композиторской организации, ведет концерты Союза композиторов, освещает работу организации в СМИ, пишет материалы для буклетов Самарской композиторской организации.

Н.А. Эскина принимала участие в самарских творческих объединениях: в «Содружестве муз», в котором силами небольшого творческого коллектива было проведено за несколько лет около 20 вечеров – искусствоведческих бесед с концертными номерами и выставками, в литературно-художественном объединении «Мальва» (выступления на вечерах, публикации в альманахах «Мальвы»), в художественно-литературном салоне «Бумажный карнавал» (выступления на вечерах, публикации в альманахах салона).

За время работы в Самарском академическом театре оперы и балета подготовила несколько буклетов, опубликовала ряд статей о постановках театра, около 40 творческих портретов деятелей театра. Представляла театр во многих теле- и радиопередачах, готовила пресс-релизы, делала вступительные слова к концертам солистов театра. На протяжении восьми лет выходила возглавляемая ею газета «Браво!», посвященная жизни Самарского академического театра оперы и балета (автор проекта, разработка концепции, создание материалов, редактирование, корректура).

Сотрудничала с самарскими и российскими СМИ (журнал «Музыкальная жизнь», Москва, газета «Музыкальное обозрение», Москва, газета «Свежая газета КУЛЬТУРА» (Самара), «Самарская газета», газета Самарского академического театра оперы и балета «Браво», электронное издание «Миры Орфея» (Ульяновск), принимает участие в работе «Клуба любителей оперы» Самарского академического театра оперы и балета.

  • Лауреат Всесоюзного конкурса студенческих работ, II премия (1970 г.)
  • Премия журнала «Музыкальная жизнь» за лучший материал года (1990),
  • Премия журнала «Перформанс» (Самара) «Культурный герой года»,
  • Диплом Самарской Губернской Думы (2006 г.)
  • Благодарность Самарской Губернской Думы (2009 г.)
  • Диплом лауреата Губернской премии в области культуры и искусства (2004 г.)
  • Благодарность Министерства культуры Самарской области (2004 г.)
  • Грамота Министерства культуры Самарской области (2004 г.)
  • Благодарственное письмо Министерства культуры Самарской области (2005 г.)
  • Благодарственное письмо Правительства Самарской области (2010 г.)
  • Грамота Министерства культуры Самарской области (2010 г.)
  • Памятный знак «Самара – запасная столица» (2016 г.)
  • Почетная грамота Губернатора Самарской области (2017 г.)
  • Почетная грамота Самарской Губернской думы (2017 г.)
  • Диплом лауреата Международного поэтического конкурса журнала «Самарские судьбы»
  • Победитель международного тематического конкурса «Богач/Бедняк» (Самара)

Кандидат искусствоведения (1983)

Доцент (1991)

В сотрудничестве с Агентством социокультурных технологий (Методическим кабинетом) Министерства культуры Самарской области проведен ряд научно-творческих конференций (посвященных юбилею С.В. Рахманинова, искусству немецкого романтизма, русской музыке Серебряного века, 1000-летию Крещения Руси); составление и редактирование сборников материалов этих конференций. В рамках проводимых Агентством занятий по повышению квалификации преподавателей прочитан курс лекций посвященных немецкому барокко и музыке И.С. Баха.

В 2002, 2004, 2006 гг. – член жюри Всероссийского конкурса молодых исполнителей имени Д.Б. Кабалевского (подготовка конкурсных задания для музыковедов, мастер-классы и лекции для участников конкурса и их преподавателей, подготовка и издание 2-х сборников работ молодых музыковедов – участников конкурса.

1. Творчество Дитриха Букстехуде в контексте немецкого барокко. – Изд-во «Самарский университет» - Самара, 1992 - 126 с.

2. Эпохи истории музыки. - Самара, 1994 - 116 с.

3. Художественная концепция «Хорошо темперированного клавира» И.С. Баха в контексте эстетики барокко - Самара, 2000 – 60 с.

4. 32 фортепианные сонаты Бетховена - Самара, 2004 – 90 с.

5. Роза Хайруллина. Театральные портреты. – Самара, 2007. – 30 с.

6. Сонаты Бетховена. Художественная концепция - LAP Lambert, Saarbrücken, 2012, Германия - 220 с.

7. «Страсти по Матфею» И.С. Баха: звук, слово, смысл. В диалоге с текстом - LAP Lambert, Saarbrücken, 2012, Германия - 470 с.

8. С предками на языке музыки (Категориальный аппарат музыковедения) - LAP Lambert, Saarbrücken, 2012, Германия – 124 с.

9. Поверх текучих вод. Документальная повесть. - Самара, «Русское эхо», 2012. – 204 с.

10. Поэтические переводы. - Самара, 2016. – 134 с.

11. Самарское приношение Мартину Лютеру. К 500-летию Реформации. – 123 BOOKS – Cанкт-Петербург – 2017. – 80 с.

12. Самарское приношение Мартину Лютеру. К 500-летию Реформации. Часть II. Муза Метафразис (поэтические переводы). – 123 BOOKS – Cанкт-Петербург – 2017. – 80 с.

13. Пятибуквие. – 123 BOOKS – Cанкт-Петербург – 2018. – 144 с.

14. Эссеистика. – 123 BOOKS – Cанкт-Петербург – 2018. – 144 с.

15. Половина лавины. – 123 BOOKS – Cанкт-Петербург – 2018. – 152 с.

16. Рифма - маска рока. – Cанкт-Петербург – 2018. – 110 с.

17. Сестра. – Изд-во Радуга – Cанкт-Петербург – 2018. – 60 с.

18. Полина Горецкая в многоцветном мире. – Самара, 218. – 76 с.

19. Магнит сонат. Ранние фортепианные сонаты Бетховена. Часть первая. Санкт-Петербург – 2019. – 101 с.

20. Магнит сонат. В путь. Сонаты Бетховена. Часть вторая. Санкт-Петербург, 2019 – 96 с.

21. Магнит сонат. Тройная формула. Сонаты Бетховена. Часть 3. Санкт-Петербург 2019 - 111 с.

22. Магнит сонат. Зеркало рококо. Сонаты Бетховена. Часть 4. Санкт-Петербург 2019 - 114 с.

23. Магнит сонат. Через зеркало. Сонаты Бетховена. Часть 5. Санкт-Петербург 2019 - 104 с.

24. Магнит сонат. Опус магнус. Сонаты Бетховена. Часть 6. Санкт-Петербург 2019 - 100 с.

25. Монологи и диалоги. Санкт-Петербург 2019 - 110 с.

26. Постскриптум к «Магниту сонат». Под музыковедческим микроскопом. Аппассионата. Санкт-Петербург, 114 с.

27. Семья – 200 с.

28. Псевдо – 74 с.

Подготовка буклетов, статьи о постановках Самарского академического театра оперы и балета, около 40 творческих портретов деятелей театра. На протяжении восьми лет выпускала журнал «Браво!», посвященный деятельности Самарского академического театра оперы и балета (автор проекта, разработка концепции, создание материалов, редактирование, корректура).

Сотрудничала и сотрудничает с самарскими и российскими СМИ («Музыкальное обозрение», Москва, газеты «Культура», «Цирк Олимп», «Волжская заря», «Волжская коммуна», «Свежая газета КУЛЬТУРА» (Самара), «Самарская газета».

Около 300 работ в сборниках научных трудов Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Астрахани, Самары, в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка» (Москва), «Российская музыкальная газета» (Москва), «Скрипичный ключ» (Санкт-Петербург), «Самарские судьбы» (Самара), «Перформанс» (Самара), в альманахе Международного фестиваля старинной музыки “EARLY MUSIC” (Санкт-Петербург), около 100 материалов в «Историко-культурной энциклопедии Самарского края», в сборнике «История в портретах», в Самарской энциклопедии.