Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Ащепков Юрий Евгеньевич

Ащепков Юрий Евгеньевич

Ащепков Юрий Евгеньевич

Композитор

Родился в 1942 году в Новосибирске, в семье архитектора Евгения Андреевича Ащепкова. Отец был профессиональным скрипачом, закончил Томский музыкальный техникум, играл в оркестре. В 1959 году, закончил музыкальную школу, а в 1963 – музыкальное училище. В те годы там открыли композиторский факультет, и начинаются регулярные занятия сочинения музыки под руководством Лидии Семёновны Агабалян, ученицы московского композитора Николая Ивановича Пейко. С 1964 по 1968 учился в Москве, в Институте им. Гнесиных в классе Николая Ивановича Пейко. В 1969 году был принят в Союз композиторов. Тогда же начал работать в консерватории преподавателем теоретических дисциплин. Во время учёбы в Москве познакомился и подружился с Давидом Кривицким, выдающимся, уникальным композитором. В 1978 -80 годах работал над сочинениями в Доме творчества г. Иваново, были написаны: Рапсодия для симфонического оркестра, концерт для альта с оркестром, концерт для фортепиано с оркестром. Тогда же познакомился с Эдисоном Денисовым и с его интригующим в то время стилем – тонкой французской звукописью, сочетающей в себе все приёмы авангарда с изысканно-романтической, яркой индивидуальностью. 70-е годы не принесли много сочинений. А в 1981 по 1996 была пауза в творчестве. Начиная с 1996 года, происходит поворот к сочинению в обычном функциональном стиле мажоро-минора, выполняя просьбы исполнителей – вокального ансамбля "Апельсинчик" и фортепианного дуэта Геннадия Пыстина и Игоря Цыганкова. При этом старался начисто забыть слова "авангард" и "модерн" дистанцируясь от них также далеко, как и они далеко отошли он классической, веками проверенной семантики. Своё отношение к авангарду Ащепков Ю.Е. высказал в статьях: "Что он Гекубе?", "Finita et non finita", "Кто такой Моцарт?". В них композитор обозначил: почему оказался на стезе обычного, классического музыкального языка, очищенного от звуковых ухищрений. Сочиняя музыку возникло желание говорить на классическом языке и с исполнителями и со слушателями о вечной красоте жизни, о победе благородства над подлостью, о Боге. По мнению Ащепкова Ю.Е. поиски «новых путей» в музыке привели к банальному воспеванию эстетики распада. Грандиозный обман, ловушка, от которого надо дистанцироваться как можно дальше. В 2003 году с любителями пения организовали ансамбль "Встреча", выступая в разных местах. Для них были написаны мной около 100 песен и романсов. Тогда же был выпущен диск "Сон наяву", с сопрано Надежды Крыловой. Параллельно сочинялась фортепианная и электронная музыка. В 2004 -2012 в основном был занят анализом музыки Д. Кривицкого. Были написаны несколько эссе и исследование "Доктор Фиделио", в котором была сделана попытка вписать творчество Кривицкого в контекст европейского классицизма из-за явных связей с традициями (этическими, эстетическими и технологическими) классицизма и позднего романтизма. В 2018 году была написана "Русская энциклопедия" для арфы, а в 2019 году был написан концерт для арфы с струнным оркестром.

1961 : Сонатина для ф-п в 3-х частях, 5 прелюдий для фортепиано,

Вариации на нидерландскую тему для фортепиано

1962 : 6 романсов для сопрано и фортепиано на стихи Ду-Фу в переводе А. Гитовича

1963 : Трио для флейты, альта и ф-п в 3-х частях

1964 : Вариации для фортепиано ; 6 романсов для разных голосов на стихи советских поэтов

2 пьесы для квартета ; Пьеса для 2-х скрипок и фортепиано

1965 : Струнный квартет одночастный, Соната для фортепиано в 3-х частях

1966 : Сюита для струнного оркестра в 4 частях

3 хора a capella на слова литовских дайн в переводе Чепурнова.

1967 : Дивертисмент для симфонического оркестра; Сонатина № 2 для фортепиано в 3-х частях

Соната для скрипки и фортепиано одночастная

1968: Концерт № 1 для скрипки с оркестром

1969: Увертюра для малого симфонического оркестра

1970 : Сюита на темы народов Сибири для ф-п 10 пьес

1972 : Три чукотских танца для малого симфонического оркестра ; 6 детских пьес для фортепиано

1974 : Элегия для альта и сопрано или гобоя ; Две пьесы для гобоя и фортепиано

1975 : Два дивертисмента для баяна

1976 : Концерт для фортепиано, флейты и струнного оркестра

1978 : Рапсодия для малого симфонического оркестра; Музыка к спектаклю "Солдат и змея"

Панорама для хора и электрогитары на слова "Дхаммапада" на языке пали

1979: Концерт для альта с оркестром

1980 : Концерт для ф-п с оркестром № 2

1996 -2000 :

5 регтаймов для ф-п в 4 руки и струнного оркестра.

12 вокальных миниатюр на текст молитвы Ave Maria

12 романсов на стихи русских поэтов.

2 пьесы Ave Maria для ф-п в 4 руки и струнного оркестра

5 сентиментальных вальсов на темы Моцарта

4 вальса для детей (ф-п)

2002-2008 :

100 песен и романсов на стихи русских и советских поэтов

6 романсов на стихи Дивнич

6 романсов на стихи Ю. Ключникова

«Веретено» пьеса для баяна.

Вальс и Танго для 2-х фортепиано

Посвящение Брамсу для 2-х фортепиано

3 парижских вальса, этюд, регтайм, посвящение для фортепиано

2009 : Россия Небесная 14 электронных пьес по картинам Л.И. Ключниковой.

«Девичьи зори» электронные иллюстрации к поэме Т.И. Карелиной.

2018 : Русская Энциклопедия; 23 пьесы для арфы.

2019 : Концерт для арфы и струнного оркестра.