Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Светлов Михаил Григорьевич

Светлов Михаил Григорьевич

Светлов Михаил Григорьевич

Композитор
Санкт-Петербургский филиал Союза композиторов России

Родился в Санкт-Петербурге в 1967 году.

С 1988 по 1993 год он обучался в Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова в классе профессора Ю. А. Фалика.

Летом 1990 года на Международном Бартоковском Семинаре (Сомбатхей, Венгрия) он начал работу над собственным композиторском проектом в области компьютерной музыки под руководством профессора Марко Строппа. Дальнейшая работа над этим проектом была продолжена в феврале 1991 года в электронной студии Института музыкознания в Будапеште и завершена летом 1991 года в Сомбатхее.

С октября 1993 года по июнь 1994 года он прослушал курс композиции и музыкальной информатики в Институте исследования и координации акустики и музыки (Париже, Франция) где работал над собственным проектом под руководством профессора Михаила Мальта.

В октябре 1994 года он поступает и в октябре 1996 года заканчивает ассистентуру-стажировку Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по специальности “композиция” (класс профессора А. С. Лемана).

С марта 1995 года по ноябрь 2002 он преподаёт композицию и музыкальную информатику в Санкт-Петербургском Музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова.

В ноябре 1996 года он становится лауреатом конкурса духовной музыки, проводимого Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского (I премия). На конкурс были представлены фрагменты кантаты «Погорельщина» на слова Н. Клюева.

В ноябре 1997 года он становится членом Союза композиторов Санкт-Петербурга.

В 1999 году он становится лауреатом грантового конкурса «Сохранение традиций петербургской школы» Института «Открытое общество» (Фонд Сороса).

С сентября 2002 года он преподаёт музыкальные компьютерные технологии, электронную музыку и звуковой дизайн в Санкт-Петербургском Гуманитарном Университете Профсоюзов, с сентября 2006 года – в Санкт-Петербургском Государственном Университете Кино и Телевидения.

Симфонические, камерные, хоровые и электронные сочинения М. Г. Светлова исполнялись в России, Франции, Бельгии, Швейцарии и Венгрии.

М. Г. Светлов – автор ряда статей и методических пособий по музыкальным компьютерным технологиям, а также монографии «Музыкальные компьютерные технологии» (в соавторстве с С. В. Пучковым), лауреат конкурса «Лучшая научная книга 2005 года», проводимого Фондом развития отечественного образования среди преподавателей высших учебных заведений, в номинации «Информационные технологии».

Лауреат конкурса духовной музыки, проводимого Московской государственной консерваторией им. П. И. Чайковского (I премия, 1996 год)

Симфоническая музыка:

• Симфония для струнного оркестра (1996), премьера 17 октября 2000 г, Брюссель, Собор де Миним, Королевский камерный оркестр Валлони, дирижер Доминик Раммар

Камерная музыка:

• Вариации на тему П.И. Чайковского для фортепиано (1990), премьера 17 мая 1995, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, автор

• Соната для фортепиано (1992), премьера апрель 1994 г., Cité internationale des arts, Париж, Франция, автор

• Сюита ABG для квартета деревянных духовых (1999), премьера 1999 г., Дом композиторов, Санкт-Петербург, квартет деревянных духовых Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова

• «Тувинский эскиз» для восьми виолончелей и фортепиано (2003), премьера - Санкт-Петербург, Ансамбль виолончелистов Санкт-Петербурга

• «Мексиканская рапсодия» для восьми виолончелей и фортепиано (2007), премьера 27 января 2008 г., Мальтийская капелла, Санкт-Петербург, Ансамбль виолончелистов Санкт-Петербурга

• «Український весільний танок» для восьми виолончелей и фортепиано (2008), премьера 14 мая 2008 г., Мальтийская капелла, Санкт-Петербург, Ансамбль виолончелистов Санкт-Петербурга

Вокальная музыка:

• «Ритм» романс для сопрано и фортепиано. Слова И. Бунина (1985), премьера 17 мая 1995, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Татьяна Бабанина (сопрано) и автор

• Три романса для баритона и фортепиано. Слова И. Бунина (1985), премьера 17 мая 1995, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Григорий Якерсон (баритон) и автор

• Три романса на слова К. Случевского для сопрано и фортепиано (1987), премьера 17 мая 1995, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Татьяна Бабанина (сопрано) и автор

• «Город туманов и снов», камерная кантата на слова русских поэтов для сопрано, баритона и фортепиано (1989), премьера 17 мая 1995, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Татьяна Бабанина (сопрано), Григорий Якерсон (баритон) и автор

• «Nocturnes» на слова П. Верлена для смешанного хора (1995), премьера - Храм Лурдской Божией Матери, Санкт-Петербург, камерный хор Санкт-Петербурга, дирижер Юлия Хуторецкая

• «Музей моей весны», вокальный цикл на слова И. Северянина для меццо-сопрано и фортепиано (1997), премьера - Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Людмила Шкиртиль (меццо-сопрано) и автор

• «Вредные советы» для женского хора на слова Г. Остера (1997), премьера - Дом композиторов, Санкт-Петербург, камерный хор Санкт-Петербурга, дирижер Юлия Хуторецкая

• «Газэллы» для женского хора на слова И. Северянина (1998), премьера – Капелла Санкт-Петербурга, женский хор Музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, дирижер Федор Леднев

Электронная музыка:

• «Диалог» для исполнителя на синтезаторе и взаимодействующей цифровой системы (1991), премьера июль 1991 г., Сомбатхей, Венгрия

• «В ритме Libertango» (посвящение Пьяцолле) для аккордеона и электроники, премьера 20004 г., Санкт-Петербургская консерватория, Малый зал им. А. К. Глазунова, Владимир Орлов (аккордеон) и автор (электроника).

Научные работы статьи

• «О разработке и преподавании курса "Музыкальной информатики" в Санкт-Петербургском Музыкальном училище им Н. А. Римского-Корсакова», статья в сборнике «Информационные технологии в профессиональном музыкальном образовании: возможности и перспективы. материалы научно-практической конференции», М.: Государственное Музыкальное училище имени Гнесиных, 2002.

• «Программирование интерактивных виртуальных музыкальных инструментов в практических заданиях по дисциплине «Электронная музыка и электромузыкальные инструменты»», статья в сборнике «Высшее гуманитарное образование в условиях современных аудиовизуальных технологий: Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции, 29-30 января 2004 года», СПб.: СПбГУП, 2004.

• Книга «Музыкальные компьютерные технологии: современный инструментарий творчества», СПб.: СПбГУП, 2005, главы V-VI.

• «Выразительный потенциал синтезированных звучаний художественного пространства фильма», статья в сборнике «Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: III Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция, 21 февраля 2006 года», СПб.: СПбГУП, 2006.

• «Синтезированные звучания как средство обучения специальности «Звукорежиссура»», статья в сборнике «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: Материалы XI Международной практической конференции, 27 октября 2006 года», СПб.: СПбГУП, 2006.

• «Становление и эволюция технологических средств синтеза звука в ранний период развития кинематографа», статья в сборнике «Проблемы развития кинематографа и телевидения», сборник научных трудов, выпуск 20, Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения, 2007

• «Формирование аппарата анализа синтезированных звучаний в современном искусствознании», статья в сборнике «Проблемы развития кинематографа и телевидения», сборник научных трудов, выпуск 20, Санкт-Петербургский Государственный Университет Кино и Телевидения, 2007

• «Синтез звука в музыкальном и аудиовизуальном искусствах», Учебное пособие. – СПб: изд. СПбГУКиТ, 2010

• «Системы искусственного интеллекта в интерактивных аудиовизуальных инсталляциях и перформансах», статья в сборнике «Интерактивное повествование и режиссура мультимедиа», СПб. Изд-во СПбГУКиТ, 2010

• «Взаимодействие творчества и компьютерных технологий при обучении методам звукового синтеза в музыкальном и аудиовизуальном искусстве» , статья в сборнике «Интерактивное повествование и режиссура мультимедиа», СПб. Изд-во СПбГУКиТ, 2010

• «Синтезированные звучания в художественном пространстве телефильма», статья в сборнике «Неделя науки и творчества – 2011», СПб. Изд-во СПбГУКиТ, 2011

• «Полифункциональность синтезированных звучаний фонограммы фильма как отправная точка для их создания, идентификации и анализа», статья в научно-теоретическом журнале «Общество. Среда. Развитие», № 1(18) 2011, ISSN 1997-5996

• «Бесконтактное управление синтезом звука на основе анализа последовательности дальностных изображений в реальном времени», статья в сборнике статей и материалов XI Международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (23-25 октября 2017 г.), СПб, Российский Институт Истории Искусств, 2017-2018