Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Салитова Фэридэ Шарифовна

Салитова Фэридэ Шарифовна

Салитова Фэридэ Шарифовна

Музыковед
Союз композиторов Республики Татарстан
Член союза композиторов России

Родилась 12 июня 1948 в г. Вена, Австрия. Отец – Салитов Шариф Салимович (1913 – 2004); мать – Музафарова Сафия Измайловна (1919 – 2000). В 1962 г. окончила семь классов общеобразовательной школы № 2 г. Казани, в 1966 г. – фортепианное отделение Казанского музыкального училища, в 1971 г. – фортепианный факультет Казанской гос. консерватории, в 1982 г. – очную аспирантуру по специальности музыкальное искусство в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР.

В 1967–1971 – преподаватель Детской музыкальной школы № 3 г. Казани. В 1971–82 преподаватель Казанского гос. института культуры. В 1983 – 85 научный сотрудник Института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР. В 1985–2013 ассистент, доцент, профессор, зам. декана, декан музыкального факультета, зав. кафедрой теории и истории музыки и методики муз. образования в Казанском гос. педагогическом институте (далее реорганизован в Казанский гос. педагогический университет, Татарский гос. гуманитарно-педагогический университет; с 2010 включен в состав Казанского федерального университета). Одновременно по совместительству - старший научный сотрудник музея С. Сайдашева (1988-1996) и Института Татарской энциклопедии АН РТ(1996–2013).

В 2013–2015 профессор Климовского филиала Российского нового университета (г. Климовск, Моск. обл.). В 2014–2016 профессор Института сервисных технологий Российского гос. университета туризма и сервиса (г. Подольск Моск. обл.). С 2016 по наст. время профессор Гжельского государственного университета.

Муж – Егоров Евгений Николаевич (1945 г.р.). Дети – Тимофеева Лилия Евгеньевна (1976 г.р.), Егорова Софья Евгеньевна (1988 г.р.), внучка – Тимофеева Карина Сергеевна (2000).

Основная область научных исследований, тематика публикаций и выступлений в СМИ: теория, история и практика отечественной культуры, искусства, педагогики и образования.

Научно-организационная, учебно-организационная, учебно-методическая, общественная, просветительская деятельность: разработка программ ВПО и СПО, науч. и учеб. документации, программ развития вузов; участие в работе гос. аттестационных и экспертных комиссий; оппонирование и рецензирование диссертаций; редактирование и рецензирование науч. и методич. трудов; е издание науч. сборников (отв. ред. и сост.); организация и проведение междунар. научно-практ. конференций, пед. и творч. конкурсов и олимпиад, просветительских мероприятий; выступления по ТВ, радио, в печати; участие в создании и деятельности музеев и др.

Участие в научных, творческих и общественных организациях и объединениях:

  • Член Союза композиторов Российской Федерации и Республики Татарстан (с 1992 г.).
  • Член Учебно-метод. комиссии по муз. образованию УМО Мин-ва образ. и науки РФ (2000 – 2013).
  • Академик Петровской академии наук и искусств (с 2002).
  • Председатель регионального отделения общественного фонда «Художественное образование и культура» - спутника Обществ. палаты РФ (2008 - 2013).
  • Чл. обществ. Совета музея композитора С. Сайдашева в Казани (1993 – 2013).
  • Чл. Российского межвузовского научного совета по проблемам истории музыкального образования (с 2010 г.).
  • Чл. Российской ассоциации содействия науке (с 2010).
  • Чл. Российской общенациональной секции ISME (Междунар. совет муз. образования при ЮНЕСКО) (с 2004)
  • Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации (2010)
  • Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан (1996)
  • Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2003)
  • Другие награды: почётные грамоты и благодарности министерств, ведомств, вузов, культурных и образовательных учреждений РФ, РТ, СНГ; по месту работы – за руководство факультетом и кафедрой, подготовку научно-педагогических кадров, лучшее печатное издание (в т.ч. I места) и др. (многократно)


  • - кандидат искусствоведения (1985). Специальность 17.00.02 – музыкальное искусство. Тема диссертации: «Роль музыкальной драмы Салиха Сайдашева в становлении татарской профессиональной музыки».
  • - доктор педагогических наук (2003). Специальность 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. Тема диссертации: «Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков возникновения до формирования как устойчивого явления)».

Ученые звания:

  • - доцент (1991);
  • - профессор (2008).
  • Творчество С. Сайдашева и становление эстетических принципов татарской профессиональной музыки. Науч. конф. молодых ученых ИЯЛИ им. Ибрагимова КФАН СССР. Казань, 1980
  • Социальные и эстетические предпосылки становления татарской профессиональной музыки. Итог. науч. конф. ППС Казан. гос. ин-та культуры. Казань, 1981
  • Роль творчества С. Сайдашева в развитии интернациональных черт татарской музыки. II Всесоюзная науч. конф. «Взаимовлияние и взаимообогащение национальных культур народов СССР. Казань, 1984
  • Роль С. Сайдашева в развитии татарской музыкальной культуры. Итог. науч. конф. ИЯЛИ им. Ибрагимова КФАН СССР. Казань, 1984
  • Г. Тукай и развитие татарской музыкальной культуры. Всесоюзная науч. конф. «Г. Тукай и проблемы взаимообогащения культур народов СССР». Казань. 1986
  • Творческое сотрудничество драматурга К. Тинчурина и композитора С. Сайдашева. Рег. науч. конф. , посв. 100-л. со дня рожд. К. Тинчурина. Казань, 1987
  • Жизнь и творчество С. Сайдашева. Респ. науч. конф. , посв. 90-л. со дня рожд. С. Сайдашева. Казань, 1990
  • Творческая и общественная деятельность С. Габяши. Науч. конф. Казан. науч. центра АН СССР, посв. 100-л. С. Габяши. Казань, 1991
  • К вопросу об объективности освещения истории татарской музыкальной культуры. Респ. науч. конф. «Возрождение и развитие национальных республик России». Казань, 1992
  • О проблемах разработки новых учебных программ по музыке для татарских школ. Итог. науч. -практ. конф. ППС КГПИ. Казань, 1993
  • Забытое произведение С. Сайдашева, М. Юдина - музыкальная комедия «Хафизалам-иркэм». Науч. -практ. конф. «С. Сайдашев и современность». Казань, 1993
  • Характер воздействия классических театрально-музыкальных традиций на развитие татарского музыкального театра. Науч. -практ. конф. «Межнациональные отношения в России: история и перспективы». Казань, 1993
  • Театральный сезон 1924-1925гг. в творчестве С. Сайдашева. Науч. -практ. конф. , посв. 95-л. С. Сайдашева. Казань, 1995
  • К вопросу обновления программ по музыке для общеобразовательной школы. Науч. -практ. конф. «Актуальные вопросы музыкально-эстетического воспитания молодежи: опыт, проблемы, поиски». КГПУ. Казань, 1995
  • Творчество С. Сайдашева в театральном сезоне 1928-1929гг. . Итог. науч. конф. ППС КГПУ. Казань, 1995
  • К вопросу о разработке новой концепции курса «История татарской музыкальной культуры» в высших и средних специальных музыкально-педагогических учебных заведениях Республики Татарстан. Итог. науч. конф. ППС КГПУ. Казань, 1996
  • Из истории становления татарского музыкального театра . Науч. конф. «Музыковедение в Среднем Поволжье: итоги, перспективы», посв. 50-л. Казан. гос. консерватории. Казань, 1996.
  • Музыка в татарском драматическом театре 1920 - 1930гг. . Науч. конф. АН РТ, посв. юбилею К. Тинчурина. Казань, 1997
  • Курс «История татарской музыки» в программе подготовки специалистов в музыкально-педагогических учебных заведениях Татарстана. Респ. конф. «Проблемы обучения в вузах на татарском языке». Казань, КГПУ, 1998
  • Из истории становления музыкального просветительства и образования Татарстана. Итог. науч. конф. ППС КГПУ. Казань, 1998
  • Роль Г. Тукая в становлении нравственно-эстетических основ современного татарского музыкального искусства и просвещения. На VI междунар. науч. -практ. конф. Казань: КГПУ, 1999
  • Предпосылки становления современной татарской музыкальной педагогики на рубеже 19 - 20 вв. . Междунар. симпозиум «Межкультурные коммуникации: проблемы национальной педагогики и литературного перевода». Казань: Татарско-американский рег. ин-т. Казань, 2000
  • Из истории татарской музыкальной педагогики. Рег. науч. -практ. конф. : «Проблемы этномузыкологии народов Поволжья: актуальные вопросы исследования». Казань; МКРТ, СКРТ, 2000
  • Музыка в системе традиционной татарской педагогики. VII междунар. науч. -практ. конф. «Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношении». Нижнекамск: КГПУ, 2000
  • Музыка в педагогической системе Волжской Булгарии домонгольского периода. Всерос. науч. -практ. конф. «Образование в 21 в. : тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования. Саранск: МНПИ, 2000
  • Театрально-музыкальное творчество С. Сайдашева. На научно-практической конференции, посв. 100-летию С. Сайдашева: Век Салиха Сайдашева. Казань, 2000
  1. Подлинно народный талант (статья). Коммунист Татарии. - 1980. - №11. – С. 71-74.
  2. Созвучный эпохе (статья). Казан утлары. - 1980. - №12. - С. 156-158.
  3. Основоположник татарской профессиональной музыки (статья). Блокнот агитатора. - 1980. – №2. - C. 14-15
  4. Музыкант из народа
  5. (статья). Советская музыка. - 1982. - №1. – 133 -134.
  6. Музыкальные драмы С. Сайдашева и развитие татарской культуры (статья). Совет мэктэбе. - 1983. - №11. – С. 43-45.
  7. Роль творчества С. Сайдашева в развитии интернациональных черт татарской музыки
  8. (статья). Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. М-лы Всерос. науч. конф. – Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Казан. ф-ла АН СССР, 1983. – С. 266 - 271.
  9. Наследие С. Сайдашева (статья). Азат хатын. - 1984. - № 6. – С. 9.
  10. Черты традиционных жанров татарского фольклора в мелодике С. Сайдашева (статья) . Искусство Татарстана: пути становления. Сб. науч. тр. – Казань: Ин-т яз. , лит. и ист. им. Г. Ибрагимова Казан. ф-ла АН СССР, 1984. – С. 26 - 39.
  11. Произведения Тукая в музыке (статья). Совет мэктэбе. - 1986. - №4. - С. 27-28.
  12. Первая книга (статья). Совет мэктэбе. - 1987. - №5. – С. 58.
  13. Театр и музыка (статья). Казан утлары. - 1987. - №6. – С. 158 - 160.
  14. Книга о татарской музыке (статья). Музыкальная жизнь. - 1987. - №14. – С. 24.
  15. Песни для детей (методические рекомендации). Казань: КГПИ, 1987. - 25 с.
  16. Музыкальная культура Татарстана (методические рекомендации и программа учебного курса). Казань: КГПИ, 1987. – 22 с.
  17. Музыкальные драмы Салиха Сайдашева (монография). Казань: Татар. кн. изд-во, 1988. – 159 с.
  18. Султан Габяши (статья). Башкортостан кызы. - 1989. - №5. – С. 2 - 3.
  19. 90 лет со дня рождения С. З. Сайдашева (статья). Ежегодник памятник музыкальных дат и событий. – М. : Музыка, 1989. – С. 184 -185.
  20. С. Х. Габяши. 100 лет со дня рождения (статья). Ежегодник памятник музыкальных дат и событий. - М. : Музыка, 1990. – С. 78-80.
  21. Г. Тукай и развитие татарской музыкальной культуры (статья). Поэт свободы и правды. Сб. науч. тр. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1990. – С. 312-319.
  22. Творческое сотрудничество драматурга Тинчурина и композитора Сайдашева (статья). Традиции и новаторство в творчестве К. Тинчурина. М-лы науч. –практ. конф. – Казань: НЦ АН СССР, 1990. – С. 23-33.
  23. На юбилейных вечерах (М. Н. Нигмедзянова) (статья). Советская музыка. - 1990. - №11. – С. 123.
  24. Последние мелодии (статья). Казан утлары. - 1990. - №12. – С. 135-137.
  25. Мелодии Сайдашева (статья). Коммунист Татарии. - 1990. - №12. – С. 55-61.
  26. Композиторы Татарстана (учебное пособие). Казань: аудиостудия «Школьник», 1990. (12 часов звучания)
  27. Не только праздник (статья). Советская музыка. - 1991. - №11. – С. 65.
  28. Эти напевы не должны быть утрачены (статья). Казан утлары. - 1991. - №5. – С. 173 - 175.
  29. У истоков (статья). Татарстан. - 1991. - №6. – С. 42-46.
  30. К вопросу об объективности освещения истории татарской музыкальной культуры (статья). Национальная жизнь и межнац. взаимодействие. М-лы науч. -практ. конф. - Казань:АН РТ, 1993. –С. 143-145.
  31. О характере воздействия европейских традиций на становление татарского музыкального театра (статья). Межнациональные отношения в России: история и перспективы. М-лы науч. -практ. конф. - Казань: АН РТ, 1994. – С. 121 - 123.
  32. Татарский академический театр оперы и балета им. М. Джалиля (монография). Казань: Казан. гос. консерватория, 1994. – 145 с.
  33. Новый взгляд на известные факты: Из истории татарского музыкального театра (статья). Татарстан. - 1996. - №6. – С. 38 – 42.
  34. Проблемы формирования общей концепции содержания учебного курса «История татарской национальной музыкальной культуры» (статья). Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, пед. технологии: Сб. науч. тр. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 1997. - Вып. 1. – С. 60 - 66.
  35. Классический и национальный репертуар ТГАТОБ им. М. Джалиля (методические рекомендации). Казань: КГПИ, 1997. 32 с.
  36. Очерки по истории татарской музыкальной культуры (учебное пособие). Казань: КГПИ, 1997. 119 с.
  37. Курс «История татарской музыки» в программе подготовки специалистов в музыкально-педагогических учебных заведениях Татарстана (статья). Проблемы обучения в вузах на татарском языке. М-лы респ. науч. -прак. Конф. – Казань, гос. пед. ун-т, 1998. – С. 65-67.
  38. Специфика подготовки музыкальных кадров в Татарской оперной студии при Московской консерватории (1934-1938) (статья). Актуальные проблемы гуманизации образования. Сб. науч. трудов. - Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 21-25.
  39. Роль Г. Тукая в становлении нравственно-эстетических основ современного татарского музыкального искусства и просвещения (статья). Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. М-лы VI междунар. науч. -практ. конф. Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 1999. – С. 91 - 94.
  40. Из истории становления татарского музыкального театра (статья). Музыкальная наука Среднего Поволжья. Итоги и перспективы. М-лы науч. -практ. конф. - Казань: Казан. гос. консерват. ,1999. – С. 16-18.
  41. Театр, рожденный в студии (статья). Магариф. – 1999. - №11. – С. 68-69
  42. Сплав двух талантов (статья). Научный Татарстан. - 1999. - №2 - C. 76-80.
  43. Отражение в устном профессиональном творчестве нравственно-эстетических и педагогических представлений предков татар (статья). Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии. Сб. науч. тр. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2000. Вып. 3 – С. 21-26.
  44. Живая традиция. Судьба театрально-музыкального наследия С. Сайдашева (статья). Казань. - 2000. - №12. – С. 22-24
  45. Музыка в системе традиционной татарской педагогики
  46. (статья). Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений. М-лы VII межд. науч. -прак. конф. – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2000. - С. 187 – 188.
  47. Театрально-музыкальное творчество С. Сайдашева (статья). Век Салиха Сайдашева. Сб. статей. - Казань: Казан. гос. консерват. , 2000. –С. 39-53.
  48. Хронограф театрально-музыкального творчества С. Сайдашева (статья). Век Салиха Сайдашева. Сб. статей. - Казань: Казан. гос. консерват. , 2000. –С. 113-118.
  49. Музыкально-театральные произведения М. Габяши (статья). С. Габяши. Материалы и исследования. - Казань, Ин-т яз. , лит. и иск-ва им. Г. Ибрагимова Акад. наук РТ, 2000. С. – 193-202.
  50. Комментарии к театрально-музыкальным произведениям С. Сайдашева (статья). Салих Сайдашев. Собр. соч. : В 3-х т. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2000. –Т. 1. –С. 222-223.
  51. Итоги и перспективы развития музыкального факультета КГПУ (статья). Музыка и педагогика: итоги и перспективы. М-лы I всерос. конф. с междунар. уч. , посв. 40-л. муз. ф-та КГПУ/ отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. - Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2000. – С. 7 - 14. - Вып. 1
  52. Основные особенности музыкально-педагогической культуры Волжской Булгарии домонгольского периода (Х-первая четверть ХIIIв. ) (статья). Образование в 21 веке: тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования. М-лы Всерос. науч. -практ. конф. -Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2000. –С. 54-58.
  53. Предпосылки зарождения современной татарской музыкальной педагогики (статья). Межкультурные коммуникации: проблемы национальной педагогики и лит. перевода. М-лы межд. симпоз. Казань: Тат. -амер. рег. ин-т, 2000. –С. 41-47.
  54. Основные особенности музыкально-педагогической культуры татарского народа эпохи Золотой Орды и Казанского ханства (1236 –1552 гг. ) (статья). Музыкально образование: проблемы методологии, нац. -регион. подход, пед. технологии: Сб. науч. тр. - Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2001. – Вып. 4. – С. 91-103.
  55. Научно-педагогическое наследие Ш. Марджани как источник исследования татарской музыкальной культуры, просвещения и образования (статья). Формы и методы организации воспитательной работы в вузе. Сб. науч. тр. и м-лов VIII междунар. конф. - Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2001. – С. 30 - 31.
  56. Формирование традиционной музыкально-педагогической культуры татарского народа (VI - XVI вв. ) (монография). Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2001. – 124 с.
  57. Комментарии к театрально-музыкальным произведениям С. Сайдашева (статья). Салих Сайдашев. Собр. соч. : В 3-х т. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. – Т. 2. – С. 230.
  58. Становление светского музыкального образования Казани в XVIII – XIX вв.
  59. (статья). Технологии внедрения гуманистических традиций в учебно-воспитательный процесс. Науч. тр. и м-лы IX межд. науч. – практ. конф. – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. –С. 50–52.
  60. Основные этапы развития музыкально-педагогической культуры и образования Татарстана (статья). Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М-лы II междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. – Казань: Казан. гос. пед. ун-т; Муз. ф-т, 2002. – Вып. 2. –С. 10–14.
  61. Раздумья педагога о перспективах профессионального роста талантливого ученика (о М. Маликове) (статья). Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М-лы II межд. науч. -практ. конф. / отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2002. –Вып. 2. -С. 301–305.
  62. Музыка в системе нравственно-эстетических ценностей и традиционной педагогике татарского народа в середине XVI – начале XX вв. (статья). Музыкально образование: проблемы методологии, национально-регион. подход, педаг. технологии: Сб. науч. тр. - Саранск: Морд. пед. ин-т, 2002. – Вып. 5. – С. 93 – 100.
  63. Роль национально-регионального компонента в подготовке учителей музыки для системы общего музыкального образования Республики Татарстан (статья). Методолого-методическая подготовка учителя музыки. М-лы VII межд. науч. -практ. конф. - М. : Моск. пед. гос. ун-т. - М. , 2002. - С. 99 – 105.
  64. Абдуллин А. Х. , Абдуллин Р. М. , Альмеев У. Г. , Асадуллин А. Н. , Аухадеев И. В. , Ахметов М. Г. , Байрашева З. Г. , Басырова З. З. , Батыр-Булгари Л. М. , Бигичев Х. А. , Бурнашева Э. В. , Валиев А. А. , Верниковский Л. С. (статьи). Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2002. – Т. 1. – Сс. 15, 17 – 18, 124, 207, 228 – 229, 245, 280, 310, 314, 379, 503, 530, 561 – 562.
  65. Развитие музыкально-педагогической культуры Казанского края (середина XVI – начало XX вв. ) (монография). Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2002. - 128 с.
  66. Развитие музыкально-педагогической культуры татарского народа (от истоков до начала ХХ в. ) (монография). Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2002. – 233 с.
  67. Проблемы музыкального воспитания и образования в татарской литературе и публицистике начала ХХ в. (статья). Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. науч. тр. - М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2003. - Вып. 9. - С. 17 - 21.
  68. Вклад татарских педагогов-просветителей в развитие музыкальной культуры и образования Казанского края в середине XVIII – начале XIX вв. (статья). Тенденции развития региональных систем общего и проф. муз. образ. М-лы IV Всерос. науч. -практ. конф. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2003. – С. 68 – 71.
  69. Музыкально-педагогический аспект научного наследия средневекового исламского Востока (статья). Технологии совершенствования подготовки педагогич. кадров. Сб. науч. тр. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. – С. 37 – 40.
  70. «Сказание о Йусуфе» Кул Гали как один из источников формирования
  71. музыкально-педагогических традиций предков татар (статья). Музыкальное образование в контексте культуры: М-лы Всерос. науч. -практ. конф. – М. – Чебоксары, 2003. – С. 166 – 169
  72. Музыкально-педагогические традиции татарского народа (программа и методические рекомендации). Казань: КГПУ, 2003. - 34 с.
  73. Культурологический и педагогический потенциал древнейших этнических музыкальных традиций (на примере исторических сведений о культуре древних тюрков) (статья). Традиции и новации в профессиональной подготовке будущего педагога. М-лы науч. -практич. конф. – Тверь: Тверской гос. ун-т, 2003. – С. 216 – 218.
  74. Музыкально-педагогические традиции татарского народа (статья). Музыка в школе. – 2003. - № 5. – С. 52 – 58.
  75. Преподавание дисциплин национально-регионального компонента в музыкально-педагогических учебных заведениях (статья). Вестник Казанского государственного педагогического университета. – 2003. - №1. – С. 113 – 118.
  76. Архаические жанры фольклора как основа формирования традиционной музыкально-педагогической культуры татарского народа (статья). Воспитание будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Сб. науч. тр. и м-лов Всерос. науч. -практ. конф. – Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2003. – С. 248 – 250.
  77. Музыкально-педагогическая культура татарского народа как феномен духовной деятельности (статья). Гуманистические традиции и инновации в педагогике: Науч. труды и м-лы Х междунар. науч. -практ. конф. - Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 2003. - C. 40 – 42
  78. Становление музыкально-педагогических традиций татарского народа в контексте средневекового общетюркского и общеисламского научно-педагогического и культурного пространства (статья). История и культуры Европы в контексте становления и развития цивилизаций и культур. М- лы межд. науч. -теор. конф . – Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2003. – С. 19–21.
  79. Роль этнических музыкально-педагогических традиций в становлении музыкально-эстетической культуры современного педагога-музыканта (на примере татарской музыкальной культуры) (статья). Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования. М-лы I межрег. науч. -практ. конф. – Липецк: Липец. гос. ун-т, 2003. - С. 150-154
  80. Источники возникновения форм и жанров татарского музыкального творчества культурологической и педагогической значимости в художественной культуре древних тюрков (статья). Духовность и красота как явление культуры в образовательном пространстве: М-лы Всерос. науч. конф. – Уфа: Башк. ин-т развития образования, 2004. – С. 230–235.
  81. Основные тенденции актуализации воспитательной значимости учебной деятельности музыкального факультета КГПУ на современном этапе (статья). Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки. М-лы Всерос. совещания-семинара. – Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2004. – Ч. 1. – С. 135 – 137.
  82. Своеобразие музыкально-педагогической культуры Волжской Булгарии (IX – XIII вв. ) (статья). Педагогика. – 2004. - № 7. – С. 55 – 65.
  83. Проблемы развития музыкальной культуры и педагогики в проектах и практической реализации реформ традиционного татарского образования во второй половине XIX - начале XX вв. (статья). Тенденции развития регион. систем общего и проф. музыкального образования: М-лы V Всерос. науч. практ. конф. – Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2005. – С. 39 – 45.
  84. Музыкально-поэтические традиции предков татар как компонент средневекового евразийского культурного наследия (статья). Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - № 1. – 2005. – Ч. 1. – С. 92 – 95.
  85. Музыкально-педагогические традиции татарского народа в современном воспитательно-образовательном процессе Республики Татарстан (статья). Этнопедагогический ежегодник научно-исследовательского Ин-та этнопедагогики Чувашского гос. пед. ун-та. – Чебоксары: ЧГПУ, 2005. - С. 176 – 179.
  86. Проблемы развития музыкальной культуры и педагогики в теории и практике реформирования традиционного национального образования татарского народа на рубеже XIX – XX вв. (статья). Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвуз. сб. науч. трудов. – М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2005. – Вып. 6. - С. 62-65.
  87. Габаши С. Х. , Гайсин Б. М. , Галеев М. В. , Галеева Н. Х. , Галимуллина Р. Г. , Гараев Ф. Ф. , Гареев Р. А. , Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Губайдуллин Р. Г. , Деринг В. Э. , Дулат-Алеев В. Р. , Еникеева Р. И. , Жарков В. Н. , Жуков И. В. , Завада Л. В. , Заляльдинов Э. У. , Зангар Шаль (Голубая шаль), Ибушев Г. М. , Илялов И. Г. (статьи). Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2. – Сс. 5, 30, 34, 36, 44, 55, 57, 165 – 166, 207, 263, 317, 355, 368, 389, 400, 426, 429, 517 – 518, 563.
  88. Газиев И. М. , Гайсин Р. Х. , Галимова А. А. , Ганеева В. А. , Гильфанов А. Г. , Загидуллина А. Г. , Захарова С. Г. , Ибрагимов Р. И. , Ильясов Г. Г. (статьи). Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2. – Сс. 18, 30, 43 – 44, 52 – 53, 110, 407, 445, 514, 561.
  89. Даутов Н. К. (статья). Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2005. – Т. 2. – С. 230-231.
  90. Воспитательное значение музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин в подготовке педагога-музыканта (статья). Воспитательный потенциал гуманитарного образования. М-лы III Всерос. науч. -практ. конф. – Казань: Татар. гос. гуманит. -педаг. ун-т, 2005. – С. 197 – 199.
  91. Научно-педагогическое наследие Д. Б. Кабалевского и современные тенденции развития общего музыкального образования Республики Татарстан (статья). Современное музыкальное образование в свете развития идей Д. Б. Кабалевского. М-лы межд. научно-практич. конф. – М. : Моск. город. пед. ун-т, 2005. – С. 21 - 25
  92. Вклад музыкального факультета ТГГПУ вы развитие татарской музыкальной культуры и образования на рубеже XX-XXI вв. (статья). Музыка и педагогика»: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М-лы III междунар. конф. / отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. - Казань. – Татар. гос. гуманит. -пед. ун-т, 2005. – Вып. 3. - С. 11 - 15.
  93. Музыканты-педагоги вновь встречаются в 1000-летней Казани (статья). Музыка в школе. – 2006. - № 2. – С. 47 – 49.
  94. О деятельности музыкального факультета в ТГГПУ (статья). Актуальные проблемы современного музыкального образ. М-лы Всерос. науч. -практ. конф. - Уфа: Башк. гос. пед ун-т, 2006. –С. 75–81.
  95. От древних музыкально-образовательных традиций к Восточной консерватории (статья). Искусство и образование. – 2006. - № 4;. – С. 41 – 51.
  96. Музыкальный факультет ТГГПУ как центр изучения и пропаганды музыкально-педагогической культуры татарского народа (статья). Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства. М-лы междунар. науч. -практ. конф. - Казань: Татар. гос. гуманит. -пед. ун-т, 2006-С. 350–352.
  97. Становление системы музыкального образования Татарстана в двадцатые годы ХХ века (статья). Наследие О. А. Апраксиной и музыкальное образование в ХХI в. М-лы межрег. науч. -практ. конф. с межд. уч. – М. : Моск. пед. гос. ун-т, 2006. – С. 331 – 333.
  98. Формирование нравственных качеств будущего педагога-музыканта в учебно-воспитательном процессе музыкального факультета современного педагогического вуза (статья). Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы: М-лы междунар. научно-практич. конф. – съезда. М. : Моск. город. пед. ун-т, 2006. - С. 18 – 21.
  99. Кадырова Н. Ж. , Казаков М. В. (статьи). Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т Татар. энциклопедии АН РТ, 2006. – Т. 3. – С. 14, 17.
  100. Казачков С. А. , Кайбицкая Г. М. , Камаева Г. Н. , Кантор Г. М. , Карпухин Е. И. , Касимов Р. Г. , Ключарев А. С. , Коварская М. Я. , Козлов И. А. , Корбут К. А. , Кудусов Д. А. , Кустабаева Л. Г, Латыпов М. Г. , Литвинов А. А. , Лукьянов В. Г. , Любовский Л. З. (статьи). Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2006. – Т. 3. – Сс. 171 – 172, 175, 192, 219 – 220, 251, 258, 321 – 322, 337, 345, 403, 488 – 489, 541 – 542, 574, 616, 640 – 641, 650.
  101. Воспитательная деятельность в татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете средствами художественного творчества (статья). Университетское образование в мире: современные инновационные подходы к его развитию. М-лы. межд. науч. -практ. конф. – Казань: Тат. гос. гум. -пед. ун-т, 2007. – С. 212 – 216.
  102. Предпосылки становления высшего музыкального образования Татарстана (статья)
  103. . Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М-лы IV межд. науч. -практ. конф. / Отв. ред-сост. Ф. Ш. Салитова. - Казань. – Татар. гос. гум. -пед. ун-т, 2007. – Вып. 4. - С. 4 – 8.
  104. Татарская Оперная студия при Московской консерватории как начальный этап формирования системы высшего музыкального образования Татарстана (статья). Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта. М-лы IV междунар. науч. -практич. конф. / Отв. ред-сост. Ф. Ш. Салитова. - Казань. – Татар. гос. гуманит. -пед. ун-т, 2007. – Вып. 4. - С. 8 – 16.
  105. Музыка как компонент традиционной татарской педагогики (статья). Воспитательный потенциал национальной культуры. М-лы IV Всерос. научно-практич. конф. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2007. – Ч. 2. - С. 465 – 467
  106. Художественное творчество в системе профессиональной и общегуманитарной подготовки будущих специалистов в современном вузе (статья). Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогич. образования. М-лы III межрег. науч. -практ. конф. – Липецк: Липец. гос. пед. ун-т, 2007. – С. 94 – 96.
  107. Исламский компонент музыкально-педагогических традиций татарского народа (статья). Минбар: Российский исламский ун-т, Ин-т истории АН РТ. – 2008. - № 2. – С. 149 – 157.
  108. Первый татарский композитор Султан Габяши (статья). Профессиональное музыкальное искусство Поволжья: История. Проблемы. Перспективы: сб. науч. ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2008. – С 98 – 106.
  109. Музыкально-педагогические традиции татарского народа (монография). Казань: Татар. гос. гуманитарно-педагогич. ун-т, 2008. – 188 с.
  110. Мазитов И. Г. , Мазитов Ш. Х. , Маклыгин А. Л. , Маликов Р. Г. , Маннапов Ф. С. , Маслова Л. В. , Миргалимов И. М. , Михайлова Е. А. , Монасыпов Ш. Х. , Музафаров М. А. , Музыкальная драма, Музыкальная комедия, Мустафин Р. Ш. , «Наёмщик», Нигметзянов Х. Ш. , Опера, Поляков Р. Л. , Путилин Н. Г. (статьи). Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2008. – Т. 4. – Сс. 19 – 20, 20, 29 – 30, 43, 67, 85 – 86, 195, 205, 227, 249 – 250, 266, 266, 294, 342, 421 – 422, 536, 673, 750.
  111. Музыка и педагогика. Знакомьтесь: Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Музыкальный факультет (информ. изд. ). Казань: Татар. гос. гуманит. -пед. ун-т, 2008. – 47 с.
  112. История татарской музыкальной педагогики (учебное пособие). Казань: Татар. гос. гуманит. -пед. ун-т, 2008. - 200 с.
  113. В Казани обсудили проблемы музыкального образования (статья). Музыка в школе. - 2008. - № 2. - С. 71 - 73.
  114. Габяши Султан (статья)
  115. . Композиторы Татарстана. М. : Изд-во «Композитор», 2009. – С. 62 – 68.
  116. Ключарев Александр (статья). Композиторы Татарстана. М. : Изд-во «Композитор», 2009. - С. 111–114.
  117. Музафаров Мансур (статья). Композиторы Татарстана. М. : Изд-во «Композитор», 2009. - С. 152–155.
  118. Сайдашев Салих (статья). Композиторы Татарстана. М. : Изд-во «Композитор», 2009. С. 174–181.
  119. История татарской музыкальной педагогики (учебно-методический комплекс). Казань: Татар. гос. гуманит. -пед. ун-т, 2008. – 23 с.
  120. История татарской музыки (учебно-методический комплекс). Казань: Татар. гос. гуманит. -пед. ун-т, 2008. – 26 с.
  121. Подготовка будущих педагогов-музыкантов к деятельности, направленной на сохранение и развитие музыкальных традиций своего народа (статья). Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия. М-лы межд. науч. -практ. конф. – Казань: Казан. гос. консерватория. , 2009. – С. 321 - 330
  122. Традиционное музыкальное творчество татарского народа как средство патриотического воспитания (статья). Мир искусства и дети: проблемы худож. педагогики. М-лы IV междун. науч. -практ. конф. – Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2009. – С. 146 - 148
  123. Талантливый студент – залог успеха педагогического коллектива: из опыта работы музыкального факультета ТГГПУ с одаренной молодежью (статья). Мир искусства и дети: проблемы худож. педагогики. М-лы IV междунар. науч. -практ. конф. – Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2009 г. – С. 114 - 117
  124. Воспитание студента педагогического вуза средствами художественного творчества (статья). Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: М-лы Междунар. научно-практич. конф. – Спб: Росс. гос. пед. ун-т, 2009. – Ч. 1. - С. 264 – 268.
  125. Основные формы и принципы преемственности музыкально-педагогических традиций предков татар(статья). Непрерывное психолого-педагогическое образование: проблемы, поиски, перспективы. М-лы межд. науч. -практ. конф. – Казань: Татар. гос. гум. -пед. ун-т, 2009. – Ч. 2. – С. 94 – 97.
  126. Пути решения проблемы формирования контингента студентов в музыкально-педагогическом вузе (статья). Искусство и педагогика: проблемы художеств. и муз. образ. М-лы V междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. – Казань: Татар. гос. гум. -пед. ун-т, 2009. –Вып. 5. – С. 5 - 10
  127. Профессиональная реализация выпускника музыкального факультета ТГГПУ в условиях современной ситуации в отечественном образовании (статья). Искусство и педагогика: проблемы художеств. и муз. образ. М-лы V междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. – Казань: Татар. гос. гуманит. -педаг. ун-т, Муз. ф-т, 2009. – Вып. 5. – С. 11 – 14.
  128. Воздействие идеологии джадидизма на становление музыкального образования Татарстана (статья). Музыкальная культура в исламо-христианском контексте: М-лы Всерос. науч. -практ. конф. – Казань: Казан. гос. консерватория, 2009. -С. 147–152.
  129. Художественно-творческий компонент в системе общекультурной подготовки студентов педагогического вуза (статья). Музыкальное образование в XXI веке: традиции и инновации: М-лы II междунар. науч. -практич. конф. – М. : МПГУ, 2009. – Т. I. - С. 30 – 33.
  130. Музыкально-педагогическое образование в регионах Российской Федерации: современное состояние и перспективы (статья). Мир детства в современном образовательном пространстве: Сб. науч. ст. - Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2010. - Вып. 2. – С. 316-320.
  131. Музыкальный факультет ТГГПУ как центр непрерывного музыкально-педагогического образования Республики Татарстан (статья). Музыкальное искусство и педагогика муз. образования: проблемы и перспективы разв. Сб. науч. ст. – Алматы: Казак университетi. -2010. –С. 104-107.
  132. Эволюция музыкально-педагогических традиций татарского народа в контексте взаимодействия с развитием общероссийской системы музыкального образования (2-я пол. XVIII – нач. XX вв. ) (статья). Педагогика и психология музыкального образования. М-лы IX науч. -практ. конф. с межд. уч. – М. : Граф-Пресс, 2010. – С. 371 – 377.
  133. Раимова С. И. , Раинбаков С. С. , Рахимкулов А. М. , Рахимуллин И. А. , Ройтфарб Г. З. , Сабитов Н. Г. , Садрижиганов Д. Г. , Сайдашева З. Н. , Сахабиева З. К. , Соколова Е. А. , Сулейманова Г. Н. , Тазиева К. С. , Тимергалиева Х. С. , Тимерханова Р. Д. , Тихонов К. К. , Садыкова С. Г. , Сайдашев С. З. , Татарская оперная студия, Татарский театр оперы и балета им. М. Джалиля (статьи). Татарская энциклопедия. – Казань: Ин-т Татарской энциклопедии АН РТ, 2010. – Т. 5. – Сс. 16, 16, 35, 36, 132, 182, 194, 204, 266, 372, 469, 506, 637, 638, 647, 198 – 199, 202 – 204, 536 – 537, 556 – 557
  134. Музыкальная драма – колыбель татарской профессиональной музыки (статья). Салих Сайдашев в воспоминаниях современников. – Казань: Изд-во Рухият, 2010. – С. 297 – 315. .
  135. Салих Сайдашев. Жизненный и творческий путь (монография). Казань: Изд-во «Бриг», 2011. – 332 с. .
  136. Значение работы с литературно-поэтическим текстом музыкального произведения при развитии эстетических представлений будущего музыканта. (статья). Актуальные проблемы педагогики и психологии. – Казань: Изд-во Татар. гос. печ. гуманитарно-педагогич. ун-та, 2010. - С. 163 – 167.
  137. История татарской музыки (учебно-методический комплекс). Казань: КФУ, 2010 // http://repository. kpfu. ru/?p_id=64138
  138. Творчество татарских композиторов (учебно-методический комплекс). Казань: КФУ, 2010 // http://repository. kpfu. ru/?p_id=64138
  139. История татарской культуры (учебно-методический комплекс). Казань: КФУ, 2010 // http://repository. kpfu. ru/?p_id=64138
  140. Музыка народов Поволжья (учебно-методический комплекс). Казань: КФУ, 2010 // http://repository. kpfu. ru/?p_id=64138
  141. Из истории музыкального образования Татарстана (статья). Мир детства в современном образовательном пространстве: Сб. науч. ст. - Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2011. -Вып. 3. –Т. 2. -С. 203-207
  142. Становление академического музыкального образования в Казанской губернии (статья). Мир детства в современном образовательном пространстве: Сб. науч. ст. - Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2011. -Вып. 3. –Т. 2. -С. 226-229
  143. Реализация стратегии общего музыкального образования Российской Федерации в региональных педагогических структурах: на примере вузовской практики Республики Татарстан (статья). Музикално-образователни стратегии и практика в предучилищна, училищна и извънучилищна среда. М-лы III нац. конф. с межд. уч. – Нац. форум «Орфеева Дарба»; Софийски ун-т «Св. Климент Охридски». – София (Болгария), 2011. – С. 15 – 22.
  144. К вопросу о комплексном подходе к исследованию ранних этапов становления музыкально-педагогических традиций народов Казанского края (статья). История музыкального образования и современность: фундаментальный и прикладной аспекты. М-лы II сессии науч. совета по проблемам истории муз. образ. – Екатеринбург; Пермь: Ур. гос. консерват. ; Перм. гос. пед. ун-т, 2011. – С. 52 – 55.
  145. Салих Сайдашев в татарском драматическом театре: сезон 1928 – 1929 года (по материалам архивов) (статья). Салих Сайдашев и музыкальная культура Поволжья и Приуралья. М-лы Всерос. науч. -практич. конф. – Казань: 2011. – С. 40 – 47.
  146. Проблемы музыкально-педагогического образования в Республике Татарстан на современном этапе (статья). Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути. – М-лы Всерос. науч. -практ. конф. – Казань: Казан. гос. консерватория, 2011. –С. 85–92.
  147. Современные направления исследований в области педагогики искусства и искусствознания: по материалам международных конференций «Музыка и педагогика» и «Искусство и педагогика» (статья). Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования. - М-лы VI Междунар. науч. -практ. конф. /отв. ред-сост. Ф. Ш. Салитова. – Вып. VI. – Казань: Казан. федер. ун-т, 2011. – С. 3 – 10.
  148. Музыкальный факультет Татарского гуманитарно-педагогического университета в первое десятилетие XXI века (статья). Искусство и педагогика: проблемы художественного и музыкального образования. - М-лы VI Междунар. науч. -практ. конф. /отв. ред-сост. Ф. Ш. Салитова. – Вып. VI. – Казань: Казан. федер. ун-т, 2011. – С. 64 – 73.
  149. Авангардные тенденции в творчестве композиторов
  150. Татарстана (статья). Музыкальный авангард: вопросы творчества, исполнения,
  151. преподавания. М-лы IV междунар. науч. -практ. конф. – Пермь, Перм. гос. пед. ун-т, 2011. С. 132 – 137.
  152. Этнокультурная образовательная среда как условие формирования толерантности будущего педагога-музыканта (статья). Образование и социализация личности в условиях этнокультурной образовательной среды. – М-лы Всерос. науч. -практ. конф. – Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 2011. – С. 46 – 50.
  153. Актуальность музыкально-теоретического и педагогического наследия средневекового исламского Востока для подготовки современных педагогов-музыкантов (статья). Анализ музыки в контексте задач музыкальной педагогики: м-лы Всерос. науч. -практ. конф. с междунар. уч. – Уфа: Вагант, 2012. – С. 82 – 86.
  154. Этнические музыкальные традиции в современном региональном культурно-образовательном процессе (статья). Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования. М-лы Х межд. науч. -практ. конф. – М. : РИТМ, 2012. – С. 303 – 309.
  155. Музикалнопедагогическата култура на Волжска България ІХ-ХІІІ век (Изследване). Електронното списание
  156. «i Продължаващо образование». - Брой 27. – 2012. - Януари – Март (София, Болгария).
  157. Актуальные проблемы музыкального образования: общефедеральный и региональный аспекты (статья). Казанский педагогический журнал. – 2012. - № 4 (94). – С. 74 – 79.
  158. Музыкальная архаика Поволжья и Приуралья в процессе нравственно-эстетического развития детей младшего школьного возраста (статья). Актуальные направления повышения качества образования в учебных заведениях различного типа. М-лы межд. науч. -практ. конф. – Витебск: Витебск. гос. ун-т, 2012. – С. 25 – 28.
  159. Письменные памятники Средневековья как источник сведений о процессе исторического становления музыкально-педагогических традиций народов Поволжья и Приуралья (статья). Музыкальное образование в духовной культуре Средневековой Руси. М-лы межд. симпозиума III сессии науч. совета по проблемам ист. муз. образ. -В. Новгород; Пермь: Новг. гос. ун-т; Перм. гос. гум. -пед. ун-т, 2012. - С. 166 – 173
  160. Габаши С. (статья). Сорок татар. – Казань: Татар. отд. Всемир. ассоц. писателей (междунар. ПЕН-клуб); Татар. кн. изд-во, 2013. – С. 39– 42
  161. Жиганов Н. (статья). Сорок татар. – Казань: Татар. отд. Всемир. ассоц. писателей (междунар. ПЕН-клуб); Татар. кн. изд-во, 2013. – С. 105– 108
  162. Нуриев Р. (статья). Сорок татар. – Казань: Татар. отд. Всемир. ассоц. писателей (междунар. ПЕН-клуб); Татар. кн. изд-во, 2013. – С. 238 – 241
  163. Сайдашев С. (статья). Сорок татар. – Казань: Татар. отд. Всемир. ассоц. писателей (междунар. ПЕН-клуб); Татар. кн. изд-во, 2013. – С. 265 – 269
  164. Яруллин Ф. (статья). Сорок татар. – Казань: Татар. отд. Всемир. ассоц. писателей (междунар. ПЕН-клуб); Татар. кн. изд-во, 2013. – С. 358 – 361
  165. Яхин Р. (статья). Сорок татар. – Казань: Татар. отд. Всемир. ассоц. писателей (междунар. ПЕН-клуб); Татар. кн. изд-во, 2013. – С. 367 – 370
  166. О подготовке музыкально-педагогических кадров высшей квалификации в Республике Татарстан: история, современное состояние, перспективы (статья). Образование и саморазвитие. – 2013. - № 1 (35). – С. 202 – 207
  167. К проблеме структурных преобразований в системе подготовки музыкально-педагогических кадров: некоторые итоги и перспективы (статья). Современное музыкальное образование — 2014. М-лы XIII Междунар. науч. -практ. конф. —СПб. : Росс. гос. пед. ун-т, 2014. — С. 29 – 31.
  168. Из истории становления дошкольного музыкального образования Казанского края и республики Татарстан (статья). Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. ст. – Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2013. – Вып. 5. – С. 41–43.
  169. Педагогический и просветительский потенциал этнических художественных традиций: на примере татарского народного эпического творчества (статья). Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. ст. – Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2013. – Вып. 5. – С. 103 – 106.
  170. Педагогическая деятельность основателей композиторской школы Татарстана (статья). Мир детства в современном образовательном пространстве: сб. ст. –Витебск: Витеб. гос. ун-т, 2013. – Вып. 5. –С. 200–203.
  171. Проблемы специализированной подготовки педагогов-музыкантов в современной структуре отечественного высшего образования (статья). Современное музыкальное образование – 2012: М-лы междунар. науч. -практич. конф. – СПб. : Изд-во РГПУ, 2013. – С. 25 – 28.
  172. Становление системы общего музыкального образования в Казанской губернии (по документам и материалам изданий XIX - начала ХХ вв. ) (статья). Музыкальное искусство и образование. Вестник кафедры ЮНЕСКО при Моск. пед. гос. ун-те. – 1913. – Вып. 2. – С. 144 – 153
  173. О реформировании структуры профессионального музыкального образования в российских регионах (по итогам исследования системы подготовки педагогов-музыкантов в Республике Татарстан) (статья). Музикалнообразователни стратегии и практика в предучилищна, училищна и извънучилищна среда: IV нац. конф. с межд. уч. – София (Болгария): Соф. ун-т «Св. Климент Охридски», Нац. форум «Орфеева Дарба», 2013. – С. 177 – 181.
  174. Педагогический потенциал этнических музыкально-инструментальных традиций (на примере исторической эволюции музыкально-образовательной практики Казанского края до начала ХХ века) (статья). Музыка и музыкальное образование в Средневековой Руси: м-лы Всерос. (с межд. уч. ) симпозиума IV сессии Науч. совета по проблемам истории муз. образ. – Курск; Пермь: Курск. гос. ун-т; Перм. гос. гум. -пед. ун-т,2014. – С. 74–84.
  175. Музыка в архаических ритуалах и обрядах чувашского народа (статья). Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: м-лы VII междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. – Росс. нов. ун-т (Москва); Белорус. гос. ун-т культуры и иск-в, 2014. – Вып. VII. – С. 268 – 270
  176. Древнетюркские истоки формирования музыкальных традиций народов Поволжья и Приуралья (статья). Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: м-лы VII междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. –– Росс. нов. ун-т (Москва); Белорус. гос. ун-т культуры и иск-в, 2014. – Вып. VII. – С. 270 – 273
  177. Многоаспектность и приоритеты современного гуманитарного образования (статья). Педагогика и психология, культура и искусство: проблемы общего и специального гуманитарного образования: м-лы VII междунар. науч. -практ. конф. / отв. ред. -сост. Ф. Ш. Салитова. – Росс. нов. ун-т (Москва), Белорус. гос. ун-т культуры и иск-в, 2014. – Вып. VII. – С. 4 – 6
  178. Роль фольклорных традиций в нравственно-эстетическом развитии детей: на примере текущей образовательной практики Республики Татарстан (статья). Музыкалық өнер және музыкалық бiл