Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Полковникова Татьяна Валерьевна

Полковникова Татьяна Валерьевна

Полковникова Татьяна Валерьевна

Композитор
Нижегородская региональная организация Союза композиторов России

Родилась в 1978 году в Чебоксарах. Окончив в 1993 году музыкальную школу по классу фортепиано, поступила на теоретическое отделение Чебоксарского музыкального училища им. Ф. П. Павлова (класс Л. Л. Быренковой). С 1998 по 2002 год обучалась в Нижегородской консерватории в классе профессора А. А. Нестерова (1997), а затем – профессора Б. С. Гецелева (1998–2002). В 2006 году там же окончила аспирантуру по творческо-исполнительской специальности «Композиция» (руководители – Б. С. Гецелев, Ю. А. Фалик). В разные годы вела педагогическую деятельность в Чувашском государственном педагогическом университете им. И. Я. Яковлева, Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова, Чебоксарском музыкальном училище имени Ф. П. Павлова, Нижегородском женском духовном училище, Нижегородской хоровой капелле имени Льва Сивухина.

Инструментальная музыка Татьяны Полковниковой представлена, прежде всего, оркестровыми и ансамблевыми сочинениями. Ряд произведений (Обработка чувашской народной песни, Фантазия на народные темы) характеризуется тонким преломлением национального музыкального материала на основе техник композиции ХХ века: алеаторики, пуантилизма, атональности и серийной техники. Другим сочинениям свойственна театральность, обусловливающая особенности формообразования и оркестровки. Так, сюита «Балетные сцены» (2002, 2008), по словам автора, была задумана как «совместные игры мальчиков и девочек в хореографическом исполнении». Оркестровая партитура соткана из кратких, оживленных, пластически характерных мотивов; красочное тембровое решение воплощает поэтическое обаяние атмосферы детского мировосприятия.

Большое внимание автор уделяет вокально-хоровой музыке, тематика которой достаточно разнообразна: философская лирика, выражение патриотических чувств, сфера комического. Последняя ярко представлена в детской музыке (например, в цикле «Из жизни домашнего кота»), где наряду с традиционной манерой хорового письма часто применяются острохарактерные современные приемы: предельная детализация фактуры, изобилие звукоизобразительных элементов, графически-декламационные мелодические линии.

Значительное место в творчестве композитора занимают духовные песнопения, в чем можно усмотреть продолжение традиций Ю. Фалика. По своей хоровой фактуре они достаточно сдержанны, как правило, четырехголосны. Главной особенностью драматургии является наличие центральной кульминации в точке золотого сечения, которая подчеркивает смысловую вершину текста. Так, «Песнь Богородице», которая в православной традиции поется в светлых спокойных интонациях Четвертого гласа, интерпретирована автором как радость необыкновенная: словно ангельское пение высоко в небесах рассыпаются звонким бисером строки текста «Богородице Дево, радуйся!» Перекликаясь в хоровых голосах, простые слова молитвы постепенно усиливаются динамически, словно приближаясь, и наконец, звучат ясно и ярко в кульминации, возвещая всему миру о грядущем торжестве.

Композиторская деятельность Татьяны Полковниковой гармонично дополняется исследовательской работой. В центре ее научных интересов – творчество чувашских композиторов 1970-90-х годов. В своих статьях автор обращается к одной из актуальных проблем современного музыкознания – изучению феномена новой музыки – и впервые рассматривает творчество чувашских композиторов второй половины XX века (прежде всего, М. Алексеева и А. Васильева) как комплексное явление. Т. Полковникова ставит вопрос об актуальности изучения новой чувашской музыки и стремится выявить специфику национального мышления композиторов сквозь призму новых тенденций.

Татьяна Полковникова – лауреат второй премии II межрегионального конкурса «Юный композитор» (Нижний Новгород, 1992), участник фестиваля современной музыки «Композиторские поколения на пороге XXI века» (Нижний Новгород, 2000), лауреат VII Всероссийского конкурса композиторов им. С. Есенина «Рябиновые грезы» (Москва, 2000), участник I и VII Всероссийского семинара молодых композиторов (Дом творчества композиторов «Руза», Московская область, 2004, 2009), дипломант Всероссийского фестиваля-конкурса хоровых композиторов «Молодая классика» (Вологда, 2010) и I Международного конкурса композиторов «300-летию Александро-Невской лавры посвящается…» (Санкт-Петербург, 2011), стипендиат Союза композиторов России (2011-2012).

Основные сочинения

  • Для симфонического оркестра: сюита Балетные сцены в четырех частях (2002, 2008), пьеса Сновидения (2005), сцена к детскому балету Пиноккио (2010).
  • Для хора: Песнопения великой вечерни, Песнь Богородице (2001), два хора Старый вальсок, Скука и страх на стихи Д. Пригова (2006), хоровой концерт Пречистому образу (2006), Цикл духовных песнопений (2008), хоровой цикл Ассорти на слова Е. Липатовой (1999, 2008), Об испорченных часах, Из жизни домашнего кота, Сны, Кто-то; Несложные духовные песнопения (2010), Две миниатюры на стихи А. Усачева (2010), Свете тихий (2010), Упражнения (2011).
  • Камерно-вокальные: Хмельные афоризмы на стихи О. Хайяма для баритона, флейты, гобоя, кларнета, фагота и литавр (2001), Вокальный цикл на стихи Г. Оцупа (2006), романс О неизвестном на стихи Г. Оцупа для тенора и фортепиано (2006), детские песни на стихи детских поэтов и авторов (2011), Колыбельная, Лягушки, Сорока-белобока, Конфета, Песня о Нижегородском крае для голоса и фортепиано.
  • Камерно-инструментальные: Юмореска и Экспромт для фортепиано (1995), Четыре миниатюры для флейты и фортепиано (1996), Прелюдия и фуга для скрипки и фортепиано (1996), Обработка чувашской народной песни для валторны и фортепиано (1997), Сонатина для фортепиано (1998, 2006), Концертино Танцы трех пар для двух кларнетов, двух контрабасов, ударных и саксофона (1999), Скрипичный дуэт (2000), Квартет (2000), Квартет в трех частях (2007), Народный наигрыш для кларнета (2007), Импровизация и Концертино для скрипки и альта (2007), Фантазия на народные темы для балалайки и фортепиано (2008), Обработка чувашской народной песни для струнного оркестра (2009), Музыка для квинтета духовых (2004, 2009), Лирико-драматическое трио для флейты, кларнета и виолончели (2010).

Основные труды

Статьи:

  • Творческая доминанта // Подготовка музыканта в условиях модернизации образования. Нижний Новгород, 2003;
  • Тембровая драматургия второго концерта «Звоны» Р. Щедрина // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 5. Нижний Новгород, 2004;
  • Основные метолы в обучении студентов-композиторов инструментовке // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 8. Нижний Новгород, 2007;
  • Функциональный метод в курсе инструментовки в подготовке педагога-музыканта // Современные проблемы науки, образования и производства. Нижний Новгород, 2007;
  • Формирование традиции преподавания музыкальной композиции в Чувашии // Научно-педагогический анализ истории развития музыкального образования в Чувашии. Чебоксары, 2007;
  • Проблема педагогической цели в обучении студентов-композиторов в вузе // Интерактивная педагогика: сущность, содержание, технология. М. – Чебоксары, 2009;
  • К вопросу об истории преподавания композиции в Чувашии // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 10. Нижний Новгород, 2009;
  • К проблеме анализа современной композиторской техники // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2009. №.2 (12);
  • Композиторские техники в современной чувашской музыке // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2009. №4 (14);
  • С. Рахманинов и стиль модерн // Университетское музыкознание.Вып.3. Чебоксары, 2010;
  • Композиторские техники ХХ века в современной чувашской музыке // Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Вып. 3. Чебоксары, 2010;
  • Современная музыка как перспективное направление в обучении: о роли создания ансамбля современной музыки в музыкальном вузе // Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Вып. 4. Чебоксары, 2010;
  • Сонорика // Чувашская энциклопедия. Т. 4. Чебоксары, 2011. С. 75;
  • К проблеме техники композиции в современном композиторском искусстве Чувашии // Искусство композиторов Чувашии: История и современность. Чебоксары, 2012. С. 56-63.

Литература

  • Статкевич Л. Чебоксарские дарования отличись // Молодежный курьер. 1996. 7 июня;
  • Григорьева А. Дерзайте, молодые! // Молодежный курьер. 2004. 8-14 декабря;
  • Кошкина И. Новое имя // Молодежный курьер, Сцена Чувашии. 2008. 31 января;
  • Макарова С. Когда съезд – сплошная музыка // ЛИК Чувашии. 2008. №4; Уманский К. Зимние заметки об осенних впечатлениях // Музыкальная академия. 2009. №1;
  • Степанов А. О некоторых исполнительских особенностях «Музыки для квинтета духовых» Т. Полковниковой // Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Вып. 3. Чебоксары, 2010;
  • Полковникова Татьяна Валерьевна // Союз композиторов России. Справочник. М., 2010;
  • Макарова С. Прекрасно музыке служенье // ЛИК Чувашии. 2010. №3;
  • Григорьев Ю. 70 лет Союзу композиторов Чувашии // Университетское музыкознание: труды факультета искусств. Вып. 4. Чебоксары, 2011;
  • Композиторы Чувашии в XXI веке // Искусство композиторов Чувашии: История и современность. Чебоксары, 2012;
  • Бушуева Л.И., Илюхин Ю.А. Композиторы Чувашии. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 2014;
  • Матросова Н., Степанова К. Традиции и современность в хоровой музыке композиторов Чувашии XXI века (на примере творчества Ю. Григорьева и Т. Полковниковой) // Национальные традиции в культуре народов Поволжья: материалы межрегиональной научно-практической конференции-конкурса (Чебоксары, 23 сентября 2016 года). Чебоксары: Национальная библиотека Чувашской республики, 2016;
  • Лашманова Г. О чем рассказала новая музыка нижегородских композиторов // Консонанс: научно-просветительский и информационный журнал. 2019. №2 (60-62).