Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Куличкин Пётр Александрович

Куличкин Пётр Александрович

Куличкин Пётр Александрович

Композитор
Пермское региональное отделение Союза композиторов России

Родился 5 июня 1977 года в Перми (СССР) в семье журналистов. Учился в школе № 112 города Перми, а затем в физико-математическом Лицее № 1, который окончил в 1994 году с серебряной медалью. В 2000 году закончил Пермский государственный технический университет (ныне ПНИПУ) по специальности «Прикладная математика и механика».

Музыкой начал заниматься с восьми лет, принимал участие в городских юношеских научных конференциях с докладами о музыке Сергея Прокофьева в 1991 и 1992 годах.

В 1995 году начал заниматься композицией под руководством пермского композитора Валерия Грунера. В 1996 году поступил в Пермское музыкальное училище, после окончания которого в 1999 году поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных на специальность «Композиция» в класс профессора Алексея Муравлева. Одновременно, с 2001 года учился в аспирантуре Государственного института искусствознания (Москва).

Окончил РАМ имени Гнесиных в 2004 году, дипломная работа — Концертино для симфонического оркестра (первое исполнение – июнь 2004 года, Большой зал РАМ им. Гнесиных, симфонический оркестр Министерства обороны РФ, дирижёр Сергей Решетов). В том же году защитил кандидатскую Диссертацию по теме «Эволюция художественной жизни и стиля мышления: опыт количественного исследования» (научный руководитель - доктор философских наук, кандидат технических наук, профессор Владимир Петров).

Работал исполнительным директором Московского музыкального театра «Амадей» под руководством Олега Митрофанова, в 2001-2004 годах — на постоянной основе. Написал оперу «Сальери и Моцарт» по заказу Олега Митрофанова специально для театра «Амадей», где она и была поставлена в июне 2004 года. Вскоре после этой премьеры, в 2005 году был принят в Союз композиторов России.

С 2005 года изучал гармонию, контрапункт и анализ форм под руководством композитора и теоретика Леонида Гофмана (Москва).

С 2013 года - ответственный секретарь Пермской городской организации Союза композиторов России. С 2013 года - член Союза журналистов России. С 2009 года - учредитель и главный редактор Интернет-СМИ «Новости Перми и Пермского края» permnew.ru.

В 2017-2020 годах в сотрудничестве с пермским Академическим хором «Млада» под управлением Ольги Выгузовой работал над сочинениями на стихи пермского поэта Владимира Радкевича: «Равновесие», пять стихотворений для смешанного хора и Поэма для хора и оркестра «Камский мост». Провел исследовательскую работу, посвященную творчеству этого поэта. В октябре 2017 года организовал авторский концерт, посвященный 90-летию Владимира Радкевича, где хор «Млада» впервые исполнил «Равновесие».

Премьера Поэмы «Камский мост» состоялась в июне 2021 года в Перми, исполнители - Академический хор «Млада» под управлением Ольги Выгузовой и Симфонический оркестр «Орфей» под управлением Петра Юркова.

С 2008 по 2015 год преподавал на кафедре теории и истории музыки Пермского государственного института искусства и культуры (ныне ПГИК). С 2018 года — доцент кафедры «Иностранные языки и связи с общественностью» Пермского национального исследовательского политехнического университета

Композиторская деятельность

В творческом багаже Петра Куличкина более 20 сочинений в разных жанрах, в том числе: Поэма для хора и оркестра на стихи Владимира Радкевича «Камский мост»; Концертино для симфонического оркестра; опера «Сальери и Моцарт» по маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»; «Песни Средиземья» на стихи Дж.Р.Р. Толкина (на русском и английском языках); «Ноктюрн и фуга» для флейты, флейты-пикколо, фортепиано, ударных и электроакустических инструментов; Секстет для флейты, фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели; вокальные циклы на стихи русских поэтов; камерно-инструментальные сочинения, в том числе, три цикла пьес для фортепиано. Автор музыки гимна Нобелевского конгресса в Тамбове.

В разные годы музыка композитора Петра Куличкина звучала на различных региональных, всероссийских и международных композиторских фестивалях, в частности, «Музыкальное лето в Константинове» (Москва—Рязань, 2004 г.), «Грунер–фестиваль» (Пермь—Берлин, 2007 г.), «Sound 59» (Пермь, 2009, 2013, 2015).

Награжден медалью Московского фонда мира «За заслуги в культуре и искусстве» (2017).

Научная и публицистическая деятельность

Сфера научных интересов: математические методы в искусствознании, «системно-информационный» подход. Развивает идеи своего учителя Владимира Петрова.

Автор более ста публицистических статей и рецензий, посвященных культурной жизни России. С 2008 года публиковал свои материалы в «Куличкин блог». С 2009 года — учредитель и главный редактор Интернет-СМИ «Новости Перми и Пермского края». Список публикаций в СМИ насчитывает более 40 материалов.

Избранные сочинения

  • 2020 (2017): «Камский мост». Поэма для хора и оркестра на стихи Владимира Радкевича
  • 2019 (2018): «Возвращение Колобка», опера-утренник в одном действии по мотивам русской народной сказки и пьесы Олега Митрофанова, либретто автора
  • 2017: «Нобелевский гимн» для голоса и фортепиано, стихи М. Пекелиса
  • 2017: «Равновесие». Пять стихотворений Владимира Радкевича для смешанного хора
  • 2016 (2015): Сюита для фортепиано («Детская тетрадь»)
  • 2015 (2013): «Песни Средиземья» для смешанного хора в 4-х частях, стихи Дж. Толкина, переводы А. Ленского, О. Леденёва, И. Комаровой, В. Маториной, Г. Усовой (на русском и английском языках)
  • 2014: Сюита для двух флейт
  • 2014: «Замолкнут последние вьюги...», стихотворение Варлама Шаламова для сопрано и фортепиано
  • 2013 (2012): Три стихотворения Владимира Набокова для женского голоса и фортепиано
  • 2010 (2009): Семь характерных пьес для фортепиано
  • 2008: «Lelolei» для женского хора или вокального ансамбля, стихи Й.П. Мюллера (на немецком языке)
  • 2007: «Таин еси...» для мужского хора
  • 2007 (2006): «Букет», стихотворение Варлама Шаламова для сопрано и фортепиано
  • 2004 (2003): Концертино для симфонического оркестра
  • 2004 (2001): «Сальери и Моцарт», одноактная опера по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»
  • 2002 (1998): «Черное окно Даниила Хармса» для сопрано, баритона и фортепиано
  • 2002 (1996): Ноктюрн и фуга для флейты, флейты пикколо, фортепиано, ударных и электроакустических инструментов
  • 2001 (1997): «Под черным флагом. Морские истории», фортепианный цикл
  • 1999 (1998): Четыре пьесы для кларнета соло
  • 1998 (1995): Секстет для флейты, фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели
  • 1996 (1995): Вальс для фортепиано

Издания музыкальных сочинений

  • Куличкин П.А. «Камский мост». Поэма для хора и оркестра на стихи Владимира Радкевича. Партитура. — Пермь: ООО «АлексПресс», 2020. — 186 с.
  • Куличкин П.А. Равновесие. Пять стихотворений Владимира Радкевича для смешанного хора. — Пермь: АлексПресс, 2017. — 12 с.
  • Куличкин П.А. Избранные сочинения (1995-2004 гг.). — Пермь: Пресстайм, 2010. — 160 с. [Концертино для симфонического оркестра; Секстет для флейты, фортепиано, двух скрипок, альта и виолончели; Ноктюрн и фуга для флейты, флейты пикколо, фортепиано, ударных и электроакустических инструментов; Четыре пьесы для кларнета соло; Вальс для фортепиано; «Черное окно Даниила Хармса» для сопрано, баритона и фортепиано]
  • Толстунова Е.С., Куличкин П.А. Три стихотворения Варлама Шаламова для голоса и фортепиано. — Пермь: Пресстайм, 2010. — 13 с.
  • Куличкин П.А. Сочинения, переложения, гармонизации для хоровых ансамблей : Хрестоматия к учеб. пособию. – Пермь: ПГИИК, 2012. – 102 с.


Научные публикации о сочинениях:

  • Зубарева, Н.Б. О работе композитора со стихами и прозой (на примере камерно-вокальных сочинений П. Куличкина) / Н.Б. Зубарева, Ю.Г. Подоплелова // МУЗЫКА. XXI ВЕК: проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Н.В. Морозова, М.Е. Пылаев, Л.Д. Пылаева. – Пермь, 2007. – С. 207-217.
  • Зубарева, Н.Б. К возможности сравнительного анализа музыкального и поэтического «словарей» камерно-вокального произведения (на примере романсов П. Куличкина из цикла «Черное окно») / Н.Б. Зубарева, Ю.А. Бобрышева // МУЗЫКА. XXI ВЕК: проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Отв. ред. Н.В. Морозова, М.Е. Пылаев, Л.Д. Пылаева. – Пермь, 2007. – С. 217-227.
  • Пашкевич, Е.В. Абсолютная система сольфеджирования в церковных хорах // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире:Сборник материалов / Редактор-составитель С. И. Хватова. - Майкоп: "Магарин Олег Григорьевич", 2018. - С. 680-692.
  • Kulichkin, P.A. About Researching One’s Own Work // Bulletin of Psychology and the Arts. Vol. 3, №2, 2002. – P. 53-54.

Ссылки на избранные публикации в СМИ:

https://www.youtube.com/channel/UCpbfN3ogKt3W3LA6c...

Персональный сайт: peter.kulichkin.ru

Страницы в соцсетях:

vk.com/qlichkin

www.facebook.com/qlichkin

www.instagram.com/peter.kulichkin

Канал в Телеграм t.me/peter_kulichkin