Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Левая Тамара Николаевна

Левая Тамара Николаевна

Левая Тамара Николаевна

Музыковед
Нижегородская региональная организация Союза композиторов России
Член союза композиторов России

Родилась в г. Барабинске Новосибирской области 23.02.1938 г. Училась в Горьковском музыкальном училище в 1949-1953 гг. на теоретическом отделении. В 1958 с отличием окончила теоретико-композиторский факультет Горьковской (Нижегородской) государственной консерватории имени М.И. Глинки по классу Д.В. Житомирского, далее с 1966 по 1969 гг. обучалась в дневной аспирантуре консерватории. С 1963 г. по сей день работает в Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки на кафедре истории музыки, сначала в должности старшего преподавателя, затем доцента и профессора. С 1988 г. и по сей день – зав. кафедрой истории музыки. Доктор искусствоведения.

Т.Н. Левая автор книг «Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество» (1974, совместно с О.Т.Леонтьевой), «Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи» (1991), «Скрябин и художественные искания ХХ века» (2007), «Контрасты жанра: очерки и исследования о Д.Шостаковиче» (2013), «Двадцатый век в зеркале русской музыки» (2017). Редактор-составитель и один из авторов «Истории отечественной музыки второй половины ХХ века» (2005), участник проекта «Новое собрание сочинений Д. Шостаковича» (статьи к 90 и 94 томам). Т.Н. Левой принадлежат свыше сотни статей и очерков, посвященных проблемам музыки ХХ столетия; существенная часть их связана с культурой Серебряного века, с творчеством А. Скрябина, П. Хиндемита, Д. Шостаковича, поколения композиторов-«шестидесятников». Является постоянным участником различных международных проектов, в том числе таких, как «Понятийник искусства ХХ века» Загребского университета или мегапроект по искусству ХХ века Нижегородской консерватории. Научные контакты с Германией выразились в циклах прочитанных лекций, участии в симпозиумах и конференциях, в ряде немецкоязычных публикаций.

Книги:

  • Пауль Хиндемит. Жизнь и творчество / В соавторстве с О. Т. Леонтьевой. – М.: Музыка, 1974. – 448 с., 13 л. ил.
  • Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М.: Музыка, 1991. – 166 с.
  • История отечественной музыки второй половины ХХ века / Гос ин-т искусствознания; Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки; Отв. ред.: Т.Н.Левая; Предисловие (с. 7-12), гл. «Приметы новой эпохи, или Диалог с 60-ми годами» (с.177-206). – СПб: Композитор, 2005. – 556 с. – (Academia XXI: учебники и учебные пособия по культуре и искусству).
  • Скрябин и художественные искания ХХ века / Ред. Б. С. Гецелев. – СПб: Композитор, 2007. – 184 с., 2 л. ил.
  • Контрасты жанра. Очерки и исследования о Д.Шостаковиче / Под общ. ред. Б. С. Гецелева. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородской консерватории, 2013. – 172 с.
  • Двадцатый век в зеркале русской музыки. – СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова; Галина скрипсит, 2017. – 424 с., 1 л. ил.

Статьи:

  • Девятая симфония Шостаковича // Музыка и современность. Вып.5 / Ред.-сост. Т. А. Лебедева. – М., 1967. – С. 3-37.
  • Праздник города-юбиляра / В соавт. с Б. Егоровой // Советская музыка. 1971. – № 11. – С. 42-45.
  • На гребне (10-летие фестивалей «Современная музыка» в Горьком) // Советская музыка. – 1972. – № 11. – С. 156-157.
  • Полифония в крупных формах Хиндемита // Полифония. Сб. теор. ст. / Сост. и ред. К. Южак. – М.: Музыка, 1975. – С. 141-172.
  • Отношения горизонтали и вертикали в фугах Шостаковича и Хиндемита // Полифония. Сб. теор. ст. / Сост. и ред. К. Южак. – М.: Музыка, 1975. – С. 228-248.
  • Контрасты вокального жанра (о двух последних вокальных циклах Д.Шостаковича) // Советская музыка. – 1975. – № 11. – С. 82-86.
  • Паул Хиндемит. Превод от руски: Слав Кожухаров. Редактор: Киприана Друмева // Музикални хоризонти. – Бюлетин 14. – София: Съюз на музикалните дейци в България, 1976. – 206 с.
  • Тайна великого искусства (о поздних камерно-вокальных циклах Д.Д.Шостаковича) // Музыка России: Музык. творчество и музык. жизнь республик Российской Федерации. Вып.2 / Сост. А. Григорьева; ред. Е. Грошева. – М.: Советский композитор, 1978. – С. 291-328.
  • «Варшавская осень» / В соавт. с Б. С. Гецелевым // Музыкальная жизнь. – 1978. – № 4. – С. 17-18.
  • О стиле П.Хиндемита // Пауль Хиндемит 1895-1963. Статьи и материалы / Ред.-сост. И. Прудникова – М.: Советский композитор, 1979. – (Зарубежная музыка. Мастера ХХ венка). – С. 262-299.
  • Некоторые аспекты гармонии Хиндемита // Проблемы истории австро-немецкой музыки. Первая треть ХХ века / Отв. ред. М. Л. Мугинштейн. – М.: Гос. музыкально-пед. ин-т им. Гнесиных. 1983. – (Сб. тр. / Гос. музыкально-пед. ин-т им. Гнесиных. Вып. 70). – С. 131-146.
  • Возрождение традиции (жанр concerto grosso в современной советской музыке) // Музыка России: Музык. творчество и музык. жизнь республик Рос. Федерации. Вып.6 / Сост. А. Григорьева; ред. Е. Грошева. – М., 1986. – С. 156-187.
  • Советская музыка: диалог десятилетий // Советская музыка 70-80-х годов. Стиль и стилевые диалоги / Отв. ред. В. Б. Валькова. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. – (Сб. тр. / Гос. муззыкально-пед. ин-т им. Гнесиных. Вып. 82). – С. 9-29.
  • От романтизма к символизму (некоторые тенденции русской музыкальной культуры начала ХХ века) // Проблемы музыкального романтизма: Сб. научн. тр. / Отв. ред. А. Л. Порфирьева. – Л.:ЛГИТМиК, 1987. – С. 130-143.
  • Символистский принцип актуальной бесконечности и его музыкальная интерпретация // Пространство и время в искусстве: Сб. научн. тр. / Отв. ред. О. И. Притыкина. – Л.: ЛГИТМиК, 1988. – С. 101-110.
  • Музыкальная проблематика в «Докторе Фаустусе» Томаса Манна // Современное западное искусство. ХХ век: Проблемы комплекс. изучения / Отв. ред. Б. И. Зингерман. – М.: Наука, 1988. – С. 37-70.
  • Д.Шостакович: тип творческой личности // Современная музыка и проблемы воспитания музыковеда / Отв. ред. В. М. Калужский. – Новосибирск: Новосибир. гос. консерватория, 1988. – (Межвуз. сб. науч. тр. / Новосибир. гос. консерватория им. М. И. Глинки; Вып. 9). – С. 33-43.
  • О двух концепциях Gesamtkunstwerk в русской культуре начала ХХ века // Naşi razgledi (Словенский еженедельник). Любляна, 1988, 4 ноября.
  • Мгновения духовного единения (о фестивале музыки А.Шнитке в Горьком) // Советская музыка. 1989. № 8. – С. 11-17.
  • Neue sowjetische Musik unter dem Aspekt des «späten Denkens» / Übersetzung aus dem Russischen: Mechthild Lohmann // Sowjetische Musik im Licht der Perestroika. Interpretationen. Quellentexte. Komponistenmonographien / Hrgs. von Hermann Danuser, Hannelore Gerlach und Jürgen Köchel. – Laaber: Laaber-Verlag, 1990. – S. 101-108.
  • Хиндемит Пауль // Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М.: Музыка, 1990. – С. 375-377.
  • Шенберг Арнольд // Там же. – С. 400-402.
  • Zeit und Raum der späten sowjetischen Musik // Musikavangarde im Osten Europas. – Heidelberg: Weberdrück, 1992. – S. 295-301.
  • Скрябин в ретроспективе отечественной музыки ХХ века // Ученые записки Государственного мемориального музея А.Н.Скрябина. Вып. 1. Сост. О. Томпакова. – М.: Композитор, 1993. – С. 7-15.
  • Доротея Редепеннинг. «Нерушимое безмолвие нетревожимых воспоминаний» (заметки о произведениях Сергея Рахманинова периода эмиграции). Перевод с немецкого (совместно с Б.С.Гецелевым) // Поиск смысла. Сборник статей участников международной научной конференции «Русская культура и мир». Отв. ред. К. З. Акопян // Н. Новгород: НГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1994. – С. 169-179.
  • Кубофутуризм: музыкальные параллели // Russian Literature. – North-Holland, 1994. – S. 45-55.
  • Das «späte Denken». Wegen der russischen Musik seit Šostakowič // Das Jahrhundert der Avantgarde in Mittel- und Osteuropa. Bonn: Stiftung Kunst und Kultur Nordrhein-Westfallen, 1994. – S. 235-237.
  • Скрябинская «формула экстаза» во времени и пространстве // А.Н.Скрябин. Человек. Художник. Мыслитель. – Отв. ред. И.Бэлза. М.: Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина, 1994. – С. 95-101.
  • Мирискусническая концепция синтеза искусств и стилевые принципы «Нового русского балета» // Русская музыкальная культура XIX – начала ХХ века. Сборник трудов. Вып. 123. Отв. ред. и составитель Т. Ю. Масловская. – М.: РАМиГ, 1994. – С. 3-24.
  • Время и пространство поздней советской музыки // Поиск смысла. Сборник материалов конференции «Русское искусство и мир». Отв. ред. К. З. Акопян – Н. Новгород: НГПИИЯ им. Н. А. Добролюбова, 1994. – С. 209-216.
  • Нижегородский скрябинский альманах. Составитель Т. Н. Левая, редактор Б. С. Гецелев. «От составителя» [5-8]; статья «Скрябин и новая русская живопись: от модерна к абстракционизму» [151-174] // Н. Новгород: изд. «Нижегородская ярмарка», 1995. – 256 с.
  • Хармс и Шостакович: несостоявшееся сотрудничество // Хармсиздат представляет. Сборник материалов. Исследования. Эссе. Воспоминания. Каталог выставки. Библиография. Концепция сборника М. Карасик. Редактор В. Сажин. – СПб.: М.К.-Хармсиздат совместно с издательством «Арсис», 1995. – С. 94-96.
  • Игра или проповедь? (Заметки об органных концертах Пауля Хиндемита) // Выбор и сочетание: открытая форма. Сборник статей к 75-летию Ю. Г. Кона. Составители И. Баранова, Б. Кац, А. Климовицкий, К. Южак (отв. ред.). – Петрозаводск – Санкт-Петербург: изд. Музфонда, 1995. – С. 117-120.
  • Skrjabin i novo rusko slikarstvo: od moderne k apstrakcionizmu // Dometi. Znanstveno-kulturna smotra. Znanstveno-kulturna smotra. – Zagreb, 1996. – №№ 1-6. – S.139-144.
  • Шостакович: поэтика иносказаний // Искусство ХХ века: уходящая эпоха? Т.I. Сост. и ред.: В. Валькова, Б. Гецелев. – Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 1997. – С. 200-211.
  • Космос Скрябина // Русская музыка и ХХ век. Ред.-сост. М. Арановский. – М.: Государственный институт искусствознания, 1997. – С. 123-150.
  • А.Н.Скрябин // История русской музыки. Том 10 А. 1890-1917-е годы. Редколлегия: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашова, А. И. Кандинский, Л. З. Корабельникова, М. П. Рахманова. – М.: Музыка, 1997. – С. 5-68.
  • Постигая секреты творчества (о книге В.Холоповой, Э.Рестаньо «София Губайдулина») // Музыкальная академия. 1998. № 1. – С. 140-141.
  • Скрябин и европейский музыкальный авангард // Ученые записки Государственного мемориального музея А. Н. Скрябина. Вып. 3. – М.: Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина, 1998. – С. 33-42. Служение вневременным ценностям (о творчестве Сергея Беринского) // Музыкальная академия, 1999, № 3. – С. 62-68.
  • Кубофутуризм: музыкальные параллели (к проблеме стилевых направлений) // Вестник Вятского государственного педагогического университета. Научно-методический журнал. Гл. ред. В. С. Данюшенков. – Киров: изд-во ВГПУ, 2000. – № 2/99. – С. 81-83.
  • Композиторские рефлексии конца века: Сергей Беринский // Искусство на рубежах веков. Материалы Международной научной конференции. Ред.: А. М. Цукер, К. В. Зенкин, К. А. Жабинский. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовской гос. консерватории им. С. В. Рахманинова, 1999. – С. 390-398.
  • Шостакович и Бахтин: еще раз о Диалоге // Своё и чужое в европейской культурной традиции. Своё и чужое в европейской культурной традиции. Литература. Язык. Музыка. Под ред.: З. И. Кирнозе, В. Г. Зусмана, Л. Г. Пеер. Т. Б. Сидневой, А. А. Фролова. – Н. Новгород: ДЕКОМ, 2000. – С. 301-305.
  • Галина Козлова: музыкальное приношение. Воспоминания, статьи, материалы. Составление, редактирование и примечания (совместно с Б. С. Гецелевым). «От составителей»; статья «Эскиз портрета» (9-30). – Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2000. – 346 с.
  • Размышляя о Тертеряне // На пути духовного единения: Авет Тертерян в кругу друзей. Сборник статей. Сост. Л. Птушко. Ред. Б. Гецелев, Т. Сиднева. Нижегородская государственная консерватория, Институт «Открытое общество (фонд Сороса, Россия). – Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2000. – С. 14-16.
  • Реалии постсоветской культуры (судьба и творчество Софии Губайдулиной) // Frauen in der Kultur. Tendenzen in Mittel- und Osreuropa nach der Wende. Hrsg. von Christine Engel und Renate Reck – Innsbruck, 2000. – S. 207-212.
  • Хиндемит и советская музыка // Россия – Германия. Культурные связи, искусство, литература в первой половине двадцатого века. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1996». Под общ. ред. И. Е. Даниловой. М.: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, 2000. – С. 460-467.
  • М. М. Бахтин и Д. Д. Шостакович (некоторые параллели) // М. М. Бахтин в контексте русской культуры. Ежеквартальный журнал исследователей, последователей и оппонентов М. М. Бахтина. Диалог. Карнавал. Хронотоп. – М.: изд-во «Языки русской культуры», 2000. – № 3-4. – С. 17-28.
  • Скрябин: музыкальный орнамент и музыкальная кристаллография // Русская художественная культура первой трети ХХ века: грани синтеза: Материалы межвузовского научно-теоретического семинара «Теория и практика художественных направлений в русской культуре первой трети ХХ века». Отв. ред. Н. О. Осипова. («Культурологические штудии». Вып. 1). – Киров: изд-во ВГПУ, 2001. – С. 14–23.
  • «Поэма огня» А. Скрябина сквозь призму авангардных художественных концепций // Русская художественная культура первой трети ХХ века: проблемы межвидовой поэтики: Материалы межвузовского научно-теоретического семинара «Теория и практика художественных направлений в русской культуре первой трети ХХ века». Отв. ред. Н. О. Осипова. («Культурологические штудии». Вып. 2). – Киров: изд-во ВГПУ, 2001. – С. 44–50.
  • От «Ироний» к «Сарказмам» (метафизика смеха у позднего Скрябина и раннего Прокофьева) // Искусство ХХ века: парадоксы смеховой культуры. Сост. и ред.: Б. Гецелев, Т. Сиднева. – Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2001. – С. 25-35.
  • Kas′yanov, Aleksandr Aleksandrovich Vol. 13. P. 407-408. // The New Grove. Dictionary of Music and Musicians. Second Edition. / Ed. by Stanley Sadie. – New York: Oxford University press, 2001 – P. 407-408.
  • Nizhniy Novgorod // Ibid. Vol. 18. – P. 6-7.
  • Rebikov, Vladimir Ivanovich // Ibid. Vol. 20. – P. 907-908.
  • Zhitomirsky, Daniel′ Vladimirovich // Ibid. Vol. 27. P. 806-807. Постсоветская музыка в аспекте нового религиозного движения // Музыка в постсоветском пространстве. Сост. и ред.: Б. Гецелев. – Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2001. – С. 16-22.
  • Скрябин и скрябинианство: между Россией и Западом // Интеллектуальная элита России на рубеже XIX-XX веков: Материалы международной научной конференции. Научное издание. Ред. коллегия: К. З. Акопян, Н. О. Осипова, Н. И. Поспелова, В. Т. Юнгблюд. – Киров: изд-во ВГПУ, 2001. – С. 120-133.
  • Легенда о художнике, или Метаморфозы «скрябинского мифа» // Оркестр. Сборник статей и материалов в честь И. А. Барсовой. Редколлегия: Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров (отв. ред.), С. И. Савенко. – Москва: Московская государственная консерватория, 2002. – С. 306-317.
  • Neobarock und Absurdes (Nochmals zur Oper "Die Nase") // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Mitteilungen der internationalen Arbeitsgemeinschaft an der Universität Leipzig. Heft 8. Übersetzung aus dem Russischen: Detlef Gojowy. – Chemnitz: Gudrun Schröder Verlag, 2002. – S. 131-139.
  • Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера: Материалы юбилейной научной конференции. 6-8 декабря 2002 года. Под ред. И. Н. Барановой, К. И. Южак. – Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория, 2002. – С. 103-107.
  • Skrjabin i novo rusko slikarstvo: od moderne k apstrakcionizmu // Vizualnost. Zagrebački pojmovnik kulture 20. stoljeća. Urednici Aleksandar Flaker / Josip Užarević. – Zagreb: Filozofski fakultet: Naklada Slap, 2003. – S. 635-648.
  • Рахманинов в зеркале отечественной музыкальной публицистики // Музыкальная академия. 2003. № 3. – С. 167-171.
  • Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Russian Literature LVI. Сборник к 75-летию А. Флакера. North-Holland – Amsterdam, 2004. – S. 255-263.
  • Артур Лурье и петербургский авангардный миф // Музика у просторi культури. Науковий вiсник Нацiональноï музичноï академiï Украiни iменi П. I. Чайковського. Випуск 33. Редактори-упорядники О. С. Зiнькевич, М. Р. Черкашина-Губаренко. – Киïв: Нацiональна музична академiя Украïни iменi П. I. Чайковського, 2004. – С. 189-197.
  • Скрябин и скрябинисты: между Россией и Западом // Festschrift Detlef Gojowy zum 70.Geburtstag. Hrgs. Axel Gojowy. – Bonn: Privatdruck, 2004. – S. 329-336.
  • Поздний Скрябин: между романтизмом и авангардом // Музыка России: от средних веков до современности. Сборник статей. Вып. 1. Ред.-сост. М. Г. Арановский. – М.: изд. дом «Композитор», 2004. – С.171-178.
  • Путь Сергея Беринского // Музыка России: от средних веков до современности. Сборник статей. Вып. 1. Ред.-сост. М. Г. Арановский. – М.: изд. дом «Композитор», 2004. – С. 241-255.
  • В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил cкрябинского «Прометея» // Владимир Михайлович Цендровский. Музыкант. Педагог. Ученый. К 80-летию со дня рождения. Приветствия. Статьи. Материалы. Составитель В. Н. Сыров. – Н. Новгород: изд-во Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, 2004. – С. 120-136.
  • В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил «Прометея» // Музыкальная академия. 2005. № 4. – С. 157-160.
  • Рахманинов в зеркале отечественной публицистики (заметки к проблеме) // Сергей Рахманинов: история и современность. Сборник статей. Ред.: А. Цукер, Н. Бекетова. – Ростов-на-Дону: изд-во Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, 2005. – С. 53-66.
  • Парадоксы охранительства в русском символизме // Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки. Под ред. Б. С. Гецелева, В. Г. Зусмана, З. И. Кирнозе, Т. Б. Сидневой, Ш. Таксахера, Д. Бретшнайдера. –Н. Новгород: Деком, 2005. – С. 210-216.
  • Парадоксы охранительства в русском символизме // Русская музыка. Рубежи истории. Материалы научной конференции. Ред. Е. М. Шабшаевич. – М.: Ред.-изд. отдел Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, 2005. – С.17-27.
  • Щедрый подарок (рецензия на книгу «Гия Канчели в диалогах») // Музыкальная академия. 2006. №1. – С. 190-193.
  • Šostakovič und Bachtin: einige Parallelen // Dmitri Schostakowitsch. Das Spätwerk und sein zeitgeschichtlicher Kontext. Нrgs. Manuel Gervink, Jörn Peter Hiekel. – Dresden: Hochschule für Musik Carl Maria von Weber, 2006. – S. 205-210.
  • Новое о Глинке: в диалоге с каноном // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна. Сборник статей. Сост. и ред. В. Сыров. – Нижний Новгород: изд. Нижегородской консерватории, 2006. – С. 5-14.
  • Шостакович и Прокофьев: эскиз к двойному портрету // Музыкальная академия. 2006. № 3. С. 59-62.
  • Свидетели века (Д.Шостакович – Д.Житомирский) // Музыкальная академия. 2007. № 1. – С. 70-74.
  • «Слезы геральдической души» Д.Пригова – С.Беринского, или Музыкальные лики соц-арта // Музыкальная академия. 2007. № 2. С. 53-56.
  • Музыкальные лики соц-арта: к проблеме интерпретирующих стилей // Искусство ХХ века как искусство интерпретации. Сборник статей. Сост. и ред.: Б. Гецелев, Т.Сиднева.– Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2007. – С. 204-214.
  • Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в России. Сборник статей. Под ред. Б. С. Гецелева, В. Г. Зусмана, Е. Н. Мальцевой, Т. Б. Сидневой, Ш. Таксахера, А. А. Фролова. – Нижний Новгород: Деком, 2007. – С. 88-94.
  • Д. Д. Шостакович в исследованиях и воспоминаниях Д. В. Житомирского // Имена музыкальной эпохи. К 60-летию Нижегородской консерватории. Сост. и ред.: Т. Б. Сиднева, Б. С. Гецелев. – Н. Новгород: Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2007. – С. 33-49.
  • О жанровых константах творчества Г. Канчели 1990-2000-х годов // Актуальные проблемы современного музыкознания: композиторское творчество, исполнительство, образование. Сборник статей. Редактор-составитель Е. Р. Скурко. – Уфа: издательство «VIA-print», 2008. – С. 50-54.
  • К столетию баховского ренессанса в России // Традиции Баха в современной культуре: музыка, литература, живопись, кино. Под ред. В. Г. Зусмана, Т. Б. Сидневой, С. Н. Аверкиной. – Н.Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2008. – С. 64-69.
  • В поисках нового синтеза, или Почему Дягилев не поставил Прометея // А. Н. Скрябин в пространствах культуры ХХ века. Сост. А. С. Скрябин. – М.: Композитор, 2009. – С. 75-80.
  • Александр Николаевич Скрябин // Вестник истории, литературы и искусства. Российская академия наук. Отделение историко-филологических наук. Гл. ред. Г. М. Бонгард-Левин. Том 6. – М.: Собрание; Наука, 2009. – С. 333-346.
  • К изучению композиторского наследия 1920-х годов: А. Н. Скрябин и АСМ // Наследие: Русская музыка – мировая культура. Выпуск I. Сост., ред. и коммент.: Е. С. Власова, Е. Г. Сорокина. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – С. 327-334.
  • Полифонические воспоминания: из переписки с В. П. Бобровским // Жизнь музыки. К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Бобровского. Ред-сост.: Е. Р. Скурко, Е. И Чигарева. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. – С. 39-54.
  • Музыка Серебряного века в вузовском курсе (к проблеме культурного контекста) // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия. Материалы Международной научно-практической конференции. Сост. и ред.: Л. А. Федотова. – Казань: изд-во Казанской государственной консерватории, 2009. – С. 108-117.
  • Моцарт и Сильвестров: мотив вестничества // Моцарт в движении времени. По материалам международной конференции. Автор проекта и научный редактор М. Катунян.– М.: Композитор, 2009. – С. 149-154.
  • Контрапункт и поэтика абсурда в отечественном авангарде 1920-х годов // Композиторская техника как знак. Сборник статей к 90-летию Ю. Г. Кона. – Петрозаводск: Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова, 2010. – С. 138-148.
  • Рахманинов и Прокофьев: непересекающиеся миры? // IV Рахманиновские чтения. Проблемы изучения творчества Рахманинова. I часть. Составитель С. В. Костюкова, редактор И. Н. Вановская. – Тамбов: Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова, 2010. – С. 3-13.
  • «В нем вечно билось творчество живое…». Памяти Б.И.Тищенко (совместно с Б. С. Гецелевым) // Консерватория. Газета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. – 2011. – № 1. – С. 7.
  • Метафоры Тишины в творчестве Гии Канчели «постсимфонического» периода // Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой / редкол. Г. И. Лыжов, Д. Р. Петров, С. И. Савенко. – М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011. – С. 234-241.
  • Порядок и абсурд (по страницам музыкальной бюрократиады) // Концепты хаоса и порядка в естественных и гуманитарных науках. Под ред.: В. Ахамер, Н. Э. Гронской, В. Г. Зусмана, А. Е. Лобкова, З. И. Кирнозе, Т. Б. Сидневой. – Н. Новгород: ДЕКОМ, 2011. – С. 470-479.
  • «Русские сезоны» в Париже: к столетию культурного альянса // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2011. №3 (19). С. 6-11.
  • Светомузыкальные опыты 1910-х годов как преддверие серийности // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – Н. Новгород, изд-во Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, 2012. – №2 (23). С. 51-55.
  • «Прометей», или рождение серийности из духа синестезии // Играем с начала. Da capo al fine. 2012. № 6. С. 9
  • Пока не опустился железный занавес… // Научный вестник Московской консерватории. – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2012. – № 4. – С. 202-205. – Рецензия на книгу: Бобрик О. Венское издательство «Universal Edition» и музыканты из советской России. – СПб.: ИД «Галина скрипсиm», 2011. – 472 с.
  • Метафизика Игры в ранних операх Прокофьева // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. №3 (24). С. 34-37.
  • Возвращаясь к «Прометею»: светомузыкальные опыты 1910-х годов как преддверие серийности // Ученые записки мемориального музея А. Н. Скрябина. Выпуск 7. Книга 1. Материалы Международной научной конференции «Искусство А. Н. Скрябина в свете истории и художественно-стилистических тенденций ХХI века». Составление и общая редакция В. В. Рубцовой. – М.: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2012. – С. 5-13.
  • Слово об Олеге Владимировиче // О.В.Соколову посвящается. Н.Новгород: изд. Нижегородской консерватории, 2013. – С.154-162.
  • На рубеже столетий: о психодрамах В. И. Ребикова // Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II / сост. и ред. П. Е. Вайдман, Е. С. Власова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. — С.496-504.
  • На перекрестке культур: к столетию «Синего всадника» // Мультикультурализм или интеркультурализм? Опыт Австрии, России, Европы. – Нижний Новгород: изд-во «ДЕКОМ», 2013. – С.136 – 139.
  • Поэтика абсурда в русском поэтическом и музыкальном авангарде: Даниил Хармс // Сто лет русского авангарда: сборник статей / редактор-составитель М.И.Катунян. – С 81 М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. – С.357-364.
  • Дух творчества. Воспоминания о С.В. Поляковой // Умная сердцем. К 100-летию со дня рождения С. В. Поляковой. Воспоминания, статьи, материалы / Ред.-сост. Н. Бердникова. Под общ. ред. В. С. Колесникова. – Н.Новгород: издательство ННГК им. М.И. Глинки, 2013. С.48-49.
  • Русское и европейское в практике «Парижских сезонов»: Рефлексии и интерпретации // Музыка в культурном пространстве Европы – России: События. Личность. История / Отв. ред. и сост.: Н.А.Огаркова. – СПб.: Российский институт истории искусств, 2014. – С.190-201.
  • Сюита на Слова Микеланджело Буонарроти для баса и фортепиано Соч. 145, для баса и симфонического оркестра, соч. 145а. История создания, характер замысла. Исполнения и трактовки // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. Сочинения для голоса с оркестром. Т. 90 / Общ. ред. В. Екимовского. М.: DSCH, 2014. С. 156-160. Описание рукописных источников. Пояснительные замечания // Там же. С. 177-179.
  • Поздние камерно-вокальные опусы Д. Д. Шостаковича Соч. 121, 123, 146 и их инструментовки // Шостакович Д. Д. Новое собрание сочинений. Сочинения для голоса с оркестром. Т. 94 / Общ. ред. В. Екимовского. М.: DSCH, 2014. С. 185-192. Пояснительные замечания // Там же. С. 213-215.
  • «Весна священная» и метаморфозы русского скифства // Научный вестник Московской консерватории. Материалы конференции «Юбилей шедевра: к столетию “Весны священной„ И. Ф. Стравинского». – М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2015. – № 1 (20). – С. 48-57.
  • «Продлись, продлись, очарованье…». Воспоминания о Г.С.Фриде (совместно с Б. С. Гецелевым) // Григорий Фрид. Вариации длиною в жизнь / Ред.-сост. С.А.Пистрякова. – М.: Композитор, 2015. – С.92-96.
  • 14 апреля 1915 года в аспекте скрябинского мифа // Мемориальный музей А. Н. Скрябина. Ученые записки. Выпуск 8. Книга 1. Сост. и ред.: В. В. Рубцова.– М.: Мемориальный музей А. Н. Скрябина, 2016. – С. 5-12.
  • Эпистолярный диалог Прокофьева и Мясковского сквозь призму времени и пространства // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017. № 1. – С.19-24.

Составление и редактирование:

  • Нижегородский скрябинский альманах. Составитель. – Н.Новгород, 1995. 15, 81 п.л.
  • Галина Козлова: музыкальное приношение. Составление, редактирование и примечания (совместно с Б.С.Гецелевым). Н.Новгород, 2000. 22,1 п.л.

Статьи в периодической прессе:

  • Симфонические полотна большого мастера (о симфониях Д.Д.Шостаковича, навстречу II фестивалю «Современная музыка» в Горьком) // Горьковский рабочий. 5.02.1964.
  • И всё-таки стоило просить слова! Письмо в редакцию (совместно с Б.Гецелевым, Т.Трухиной, Б.Егоровой, В.Блиновой, Л.Фарбер, В.Грязновым, С.Кожаевой, Л.Галямовой, Л.Архиповой) // Советский музыкант. 13.01.1965. 0,2 п.л.
  • «Варшавская осень-70» (совместно с Б.Гецелевым) // Ленинская смена. 23.12.1970. 0,4 п.л.
  • Вечер Бориса Тищенко // Ленинская смена. 27.05.1970.
  • Долгих, долгих лет! (к 80-летию А. А. Касьянова) // Ленинская смена. 1.09.1971.
  • Верность русской теме (об авторском концерте Р. К. Щедрина) // Ленинская смена. 25.09.1971.
  • Об одной музыкальной премьере (симфония П.Хиндемита «Художник Матис» в Горьком) // Ленинская смена. 20.12.1972. № 247.
  • Щедрая палитра фестиваля (о концерте хоровой и камерной музыки VI фестиваля «Современная музыка» в Горьком) // Ленинская смена. 30.10.1974.
  • Фильм о А. А. Касьянове // Горьковский рабочий. 15.04.1975. № 88.
  • Музыкальный сентябрь в Варшаве (совместно с Б.С.Гецелевым) // Горьковская правда. 15.10.1977. 0,25 п.л.
  • На «миллионы по горизонтали»… (о концертах открытия нового концертного сезона Горьковской филармонии) // Горьковский рабочий. 23.10.1987.