Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Мугинштейн Михаил Лейбович

Мугинштейн Михаил Лейбович

Мугинштейн Михаил Лейбович

Музыковед
Региональная общественная организация «Союз композиторов Свердловской области»

Родился 31 января 1949 г. в Свердловске. Окончил музыкальную школу-десятилетку при Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского (1967), историко-теоретическое отделение и аспирантуру Уральской консерватории (1972) по классу Н.А. Вольпер. С 1972 г. и по настоящее время преподает в УГК на кафедре истории музыки (с 1984 г. — доцент, с 2000 — в должности профессора). В 1982 г. в Московской государственной консерватории защитил кандидатскую диссертацию на тему «Переменность функций фона в опере». Научный руководитель 35 дипломных работ и диссертации по проблемам оперы. Выступал с докладами на многих конференциях различного уровня (Москва, Петербург, Киев и др.), в том числе — на международном Вагнеровском конгрессе (Петербург, 1993) и Международном симпозиуме по проблемам оперы (Петербург, 1994). Был составителем и ответственным редактором музыковедческих сборников «Музыка. Культура. Человек» (Свердловск: УрГУ, 1988, 1991). В 1991 г. организовал Центр музыкального театра в Гуманитарном университете в Екатеринбурге (1991). С программами «Современный музыкальный театр», «Шедевры мировой оперы», «400 лет оперы» выступал в Петербурге (1992–1994, Российский институт истории искусств), Нижнем Новгороде (1993–1994, фестиваль «Болдинская осень»), Уфе (1993–1996,1999–2002, Шаляпинский фестиваль), Саратове (1999–2002, Собиновский фестиваль), Казани (2000–2002, Шаляпинский фестиваль), Москве (2010, Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко), Перми, Челябинске, Кургане, Тюмени, Нижневартовске, Новосибирске, Омске и других городах. Работал помощником художественного руководителя Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко (2004) и Московского муниципального театра «Новая Опера» (2003), читал авторский курс «История оперы» в С.-Петербургской консерватории, в театральных академиях Москвы и Петербурга. Является членом Союза композиторов (1985) и Союза театральных деятелей (1991); членом Комиссии музыкального театра Союза театральных деятелей России (с 1991 г.), инициатором и председателем жюри оперной премии «Casta Diva» (1996); председателем Экспертного совета конкурсов на соискание Премии СТД РФ имени Б.А. Покровского. Приглашался в качестве члена жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» (2006, 2008). Как музыкальный критик активно сотрудничает с ведущими изданиями России и других стран (автор свыше 200 публикаций в газетах «Культура», «Литературная газета», «Экран и сцена», журнале «Музыкальная академия»). Результатом многолетних исследований явилось издание в 2005-м первого тома книги «Хроника мировой оперы. 1600–2000. (400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов)», которая получила широкий резонанс в отечественной прессе и была номинирована на премию «Лучшая книга года». В 2010 г. был представлен электронный вариант этого труда, который продолжает, уточняет и дополняет книжное издание, а также содержит 900 видео- и аудиофрагментов лучших спектаклей мирового репертуара. В Екатеринбурге М.Л. Мугинштейн был дважды отмечен как критик званием лауреата конкурса «Лучшая театральная работа года». Выступал на радио («Маяк») и телевидении (канал «Культура»). Награжден грамотой Министерства культуры Венгрии (1989). В 2004 г. М.Л. Мугинштейну было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России. В настоящее время живет в Аугсбурге (Германия).

  • Заслуженный деятель искусств Росси
  • Лауреат Губернаторской премии-2014
  • Грант Президента России-2013


Кандидат искусствоведения, доцент



С 1990 регулярно приглашается как критик и почетный гость на спектакли ведущих фестивалей: Петербург, Мариинский театр, Байройт, Зальцбург, Брегенц, Венский фестиваль, Мюнхен, Арена ди Верона, Цюрих, Штутгарт, Флоренция, Экс-ан-Прованс, Берлин и др.

Организация фестивалей и конкурсов: Инициатор создания и председатель жюри Российской оперной премии «Casta Diva» (с 1996). Председатель Экспертного совета конкурсов на соискание Премии СТД РФ имени Б.А.Покровского (с 2009)

Б.В. Асафьев: опыт культурно-исторической интерпретации музыки // Музыка. Культура. Человек. Вып.2. Свердловск, 1991; В движении истории («Борис Годунов») // Сов. музыка. 1986. № 2; Весна идет. Эстетический прорыв в Зальцбурге // Русский журнал. 2001. 19 сент.; «Воццек» Берга и классическая традиция // Проблемы истории австро-немецкой музыки. М., 1983; Герман — жертва перестройки. Оперный фестиваль в Мюнхене // Русский журнал. 2001. 14 сент.; Драматургический «резонанс» в опере // Сов. музыка. 1980. № 12; Европейская оперная сцена представляет (в соавт. с М. Борисовой) // Музыкальная академия. 1998. № 2; Замок герцога Синяя Борода Бартока // Мелос (Стокгольм). 1995. № 5; Каменное коварство и неспетая любовь: Верди в Вене // Русский журнал. 2001. 27 сент.; К теоретической поэтике оперы-драмы (в соавт. с Л. Заксом) // Музыкальный театр. Проблемы музыкознания. Вып.6. СПб, 1991; Мужество и трагизм познания // Музыка. Культура. Человек. Вып.1. Свердловск. 1988; О парадоксе критики // Сов. музыка. 1982. № 4; «Опричник» Чайковского // Энциклопедия музыкального театра Пипера. Т. 6. Мюнхен; Цюрих, 1997; От «Бориса Годунова» к «Мертвым душам» Р. Щедрина // Музыкальный театр. События. Проблемы. М., 1990; Переменные функции в оперной драматургии // Сов. музыка. 1978. № 4; Песнь об олигархах // Русский журнал. 2001.14 сент.; Петербург и опера // Петербургский театральный журнал. 1992. № 0; Прошлое как настоящее. Премьера «Палестрины» Х. Пфицнера в Баварской Опере // Петербургский театральный журнал. 2009. №1 (55); Разорванное «Кольцо», или Закат богов постмодернизма // Музыкальная академия. 1997. № 3; Хроника мировой оперы. 1600–2000. (400 лет – 400 опер – 400 интерпретаторов): В 2 т. Т.1: 1600–1850. Екатеринбург: У-Фактория, 2005; Что мог услышать Лист в «Тристане и Изольде» Вагнера // Музыкальная академия. 1999. № 4; Эрнст Кшенек – ровесник века // Советская музыка. 1986. № 8.

Прошлое как настоящее. Премьера «Палестрины» Х. Пфицнера в Баварской Опере//«Петербургский театральный журнал», 2009, № 1(55) Автор умер, да здравствует автор-режиссер! (?)//«Петербургский театральный журнал», 2012, № 2 (68) Всего: более 200 публикаций

Хроника мировой оперы. 1600 – 1850. 1 том, Екатеринбург, 2005

Хроника мировой оперы. 1851 – 1900. 2 том, Екатеринбург, 2012

Хроника мировой оперы. 1901 – 2000. 3 том, Екатеринбург, 2016

Выпуск CD, DVD (официальные издания)

Электронная видеоэнциклопедия. Том I (в 4-х частях на DVD). 1600–1850. Екатеринбург, 2010