Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Давлетшин Ильфат Мазитович

Давлетшин Ильфат Мазитович

Давлетшин Ильфат Мазитович

Композитор
Союз композиторов Республики Татарстан

Родился 5 октября 1964 года в деревне Большие Уськи Мамадышского района Татарстана. Одна из первых его песен «Еламагыз авыл кызлары» (Не плачьте деревенские девчонки) на сл. А.Фатхетдиновой стала популярной уже в годы его учебы в Елабужском культпросветучилище. После службы в армии, И.Давлетшин поступает на оркестровый факультет Казанского института культуры и искусств (1985). Параллельно с учебой занимался композицией у известного композитора Р.Н.Белялова. По его рекомендации в 1990 году Давлетшин поступает на композиторское отделение Казанской государственной консерватории. В качестве дипломной работы им была представлена Симфоническая поэма, в которой автор использует народно-песенный материал.

Став профессиональным композитором, И.Давлетшин свои самые сокровенные мысли и переживания вкладывает в сочинения преимущественно камерно-инструментальных и вокальных жанров. Уже с первых произведений ярко обнаруживаются черты индивидуального стиля композитора, его собственное отражение раскрываемых образов. Так, в струнном квартете «Мљсафир» (Странник) образ дороги и одинокого странника получает философское звучание. Использование народной песни «Ак калфак» (Белый калпак) невольно ассоциируется с образом художника, размышляющего о судьбе своих соотечественников, разбросанных по всему свету. Татарская народная песня – основа и других произведений композитора, отличающихся удивительно органичным вплетением фольклорного материала в авторский контекст. В этом плане особенно выделяются «Сок-Сок» (название баита) для флейты, кларнета, виолончели и фортепиано и «Чал Казан» (Древняя Казань) для камерного оркестра. Глубоким лиризмом и мелодическим богатством насыщен хоровой цикл «Хан кызы» (Дочь хана), также основанный на одноименной народной песне и отличающийся изобретательным использованием разнообразной хоровой фактуры.

Однако ведущее место в творчестве композитора занимают песни. Среди наиболее популярных стоит назвать – «Туган кљн» (День рождения) на сл. К.Камала, «Ак књлмђгем» (Белое платье) на сл. Ш.Зигангировой, «Булсын тик сљенеч» (Пусть будет всегда любовь) на сл. А.Хамзина, «Кљнлђшмђ» (Не ревнуй) на сл. И.Камала и др. Все они, отличающиеся простотой и лиризмом, стали частью музыкального быта татарской молодежи, одинаково любимы как простыми слушателями, так и профессиональными эстрадными певцами. За некоторые свои песни композитор неоднократно удостаивался звания лауреата Республиканского фестиваля «Уятмакчы булсан халык књћелен» (Если хочешь разбудить душу народа), конкурса детской песни «Тургай» (Жаворонок), Международного конкурса «Татар жыры 2001».

В сочинениях И.Давлетшина отражена позиция национального художника нового времени – рубежа двух столетий (ХХ и ХХI). Для философского осмысливания прошлого и настоящего своего народа, композитор использует органичный сплав специфических элементов фольклора и свободно трактованные сквозные формы, приемы подачи и развертывания современной инструментальной и вокальной (хоровой) музыки. В этой тенденции можно усмотреть желание композитора оставаться одним из типичных представителей своей культуры, быть предельно доступным и понятным простым слушателям.

  • Симфонические: Поэма для большого симфонического оркестра (1994);
  • Музыка к драматическим спектаклям: комедия «Ќђмилђнећ ќунлђнње» (Проделки Джамили) Ф.Садреева (1993);
  • Камерно-инструметальные: Квинтет «Авылда» для деревянных духовых (1992); струнный квартет №1 «Тђквимел иман” (1993); струнный квартет №2 «Мљсђфир» (1994); Квинтет для фортепиано и ударных (1995); Сонатина для фортепиано (1995); Фантазия для струнного квартета «Сахраларда» (1999); Баит «Сак-Сок» для флейты, кларнета, виолончели и фортепиано (2003);
  • Камерно-вокальные: Обработки татарских народных песен «Ялгыз каен» (Одинокая береза) и (Эрбет) для смешанного хора (1995); Хоровой цикл для детей (1996); «Сљембикђ ќыры» (Песня Сююмбике) – поэма для сопрано и фортепианного трио (1998); хоровой цикл «Хан кызы» для смешанного хора (2001); «Ђќђллђргђ дђва юк» (Судьба неотвратима) – трио для голоса, скрипки и фортепиано на нар. слова; песни (более 150).
  • Литература: Яруллин М., Усеинова Р. Вступительная статья к сборнику песен И.Давлетшина «Ђйткђннђрем кайта ќыр булып». Казань, 2004.