Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Шарифуллин Фарид Камильевич

Шарифуллин Фарид Камильевич

Шарифуллин Фарид Камильевич

Композитор
Союз композиторов Республики Татарстан

Родился 13 мая 1953 г. в посёлке Фараб в Чарджоуской области Туркменской ССР. Музыкальное образование получил в ДМШ г. Чарджоу. Проучившись 4 года на фортепиано, он продолжил учёбу в Казанском музыкальном училище уже по классу балалайки. В годы учебы определяется интерес Шарифуллина к композиции, и он успешно начинает заниматься с А.Б. Лупповым, создав под его руководством ряд инструментальных пьес и романсов.

После окончания училища (1972) Ф.Шарифуллин поступает в Казанскую государственную консерваторию, где учится на двух факультетах: народных инструментов (1972-1977) в классе С.М.Хабибуллина и теоретико-композиторском (1978-1981) в классе профессора А.Б. Луппова.

Уже в студенческие годы Ф.Шарифуллин проявил себя как незаурядный исполнитель и самобытный автор. Дипломной работой по окончании им консерватории явился Концерт для балалайки с симф. оркестром (1981). Автор сам блестяще исполнил партию балалайки на выпускном экзамене. Данное произведение явилось фактически первым концертным произведением в области татарской музыки, написанным для этого инструмента. В концерте получили отражение воспоминания о далёком детстве, проведенном в Туркмении. Исполнительские штрихи на балалайке, импровизационная, несимметричная метроритмика невольно напоминают игру на дутаре. Теме Туркмении посвящён и хоровой цикл «Песни Каракумов» (1987) для женского хора и фортепиано на слова туркменского поэта Каюма Тангрыкулиева. В музыкальном языке цикла ярко выражена фольклорная природа туркменского народа.

Для своего любимого инструмента балалайки композитором написана развёрнутая концертная пьеса «Шәл бәйләдем» («Шаль вязала»). Автор обращается в этом произведении к башкирскому фольклору, умело переинтонируя его. Композитор, будучи прекрасным балалаечником, мастерски использует исполнительские штрихи и приёмы данного инструмента. Неслучайно эта пьеса вошла в репертуар многих известных исполнителей Татарстана и России, таких как Ш.Амиров, А.Горбачёв, В.Зажигин и др. Особенно активно это произведение используется в педагогическом репертуаре музыкальных училищ и консерваторий.

Интересно обращение композитора к фольклору татар-кряшен. Его фольклорный музыкально - хореографический спектакль «Нардуган», созданный совместно с балетмейстером Ф.Янышевой явился первым опытом претворения на сцене фольклора данной этнической группы. До этого фольклор кряшен бытовал только в виде обработок отдельных народных песен. Ф.Шарифуллину удалось в этом произведении показать целостный спектакль, воссоздающий старинный праздник «Нардуган» (встреча Нового Года), в котором последовательно раскрываются семь основных эпизодов праздника: «Посиделки», «Хоровод», «Гадание» и т.д. Композитор чутко и деликатно отнёсся к фольклорному материалу, обогатив его подголосками, имитациями. В состав оркестра народных инструментов он вводит традиционные для кряшен инструменты: скрипка, балалайка, настроенная нетрадиционно (на аккорд), гармошка, а также самозвучащие инструменты: печная заслонка, стиральная доска. Для ансамбля фольклорной музыки им написана также концертная композиция на кряшенский такмак «Алмалары-чиялђре» («Яблони-вишни»).

Фарид Шарифуллин работает в разных жанрах и стилях. К 100-летию со дня рождения татарского поэта Г.Тукая (1986) композитор создаёт крупное сочинение – симфоническую поэму «Су анасы» («Водяная») по одноимённой сказке Г.Тукая. Поэма очень красочна, изобразительна. Автор сумел найти музыкальные средства выразительности, которые подчёркивают всю красоту поэзии татарского классика. Темы Водяной, Мальчика, озера, Золотого гребня представляют интерес, как в мелодическом, так и в темброво-инструментальном планах, что красноречиво свидетельствует об изобретательности автора.

Композитор обращается и к камерно-инструментальным жанрам. Кроме Прелюдий и Сонаты для фортепиано, им написаны Сюита для деревянно-духовых инструментов, Сюита для виолончели и фортепиано, Трио для скрипки, альта и виолончели. В этих сочинениях композитор проявил хорошее знание возможностей струнных солирующих инструментов, а также деревянно-духовых. Фарид Шарифуллин не обошел вниманием жанры романса и эстрадной песни. Романсы «Сандугачым, дип чакыргач» («Позвала меня, назвав соловушкой») на сл. Б.Рахимовой, «Шомыртлар чэчэк атты»Расцвела черемуха») на сл.Ф.Шакировой подкупают неподдельной искренностью, глубиной лирического высказывания, красотой мелодического и гармонического языка. Эстрадные песни «Шаяру» («Шутка»), «Киткэнсен» («Ты ушла») на сл. Б.Рахимовой искрометны и зажигательны, благодаря использованию чисто джазового элемента с его острыми пунктирно-синкопированными ритмическими оборотами.

Редким опытом в татарской музыке, но удачным, являются Вариации для балалайки и камерного оркестра «Тан атканда» («На заре») на тему одноименной татарской народной песни. Родной инструмент композитора оказывается как бы окутанным изысканной струнной вуалью. Штриховая палитра струнно-смычкового звучания сочетается с тембровыми и колористическими возможностями балалайки. В начале Вариаций татарская народная мелодия звучит то таинственно, благодаря использованию флажолетов, то нежно и тепло в окружении мягко-обволакивающих ее септаккордов. Далее в произведении композитору удается трансформировать татарскую народную мелодию настолько, что она приобретает эстрадно-джазовый характер, сохранив при этом аутентичность звучания народной мелодии. Собственный стиль и мера вкуса композитора Фарида Шарифуллина позволили найти тонкую грань в этих жанрах.

Кроме композиторского творчества, Фарид Шарифуллин занимается педагогической и исполнительской деятельностью. Он ведет в Казанском музыкальном колледже класс балалайки, инструментовку и курс чтения партитур. Его студенты занимают призовые места в различных конкурсах. Композитор прекрасно владеет балалайкой. Как солист он сам часто выступает с оркестром народных инструментов Казанского музыкального училища, записывается на радио. Будучи в зрелом возрасте он принял участие как исполнитель-балалаечник на Международном конкурсе им. Шендерёва и Золотарева во Владивостоке и завоевал звание Лауреата. Имея в виду существующий дефицит репертуара для народных инструментов, композитор составил два сборника переложений для балалайки и фортепиано и для струнно-щипковых ансамблей, в которых представлены произведения зарубежных, русских и современных авторов (Первый сборник) и произведения татарских композиторов (Второй сборник).

Большой интерес представляет составленная Фаридом Шарифуллиным Хрестоматия по чтению партитур для оркестра русских народных инструментов: во-первых, в нее вошли произведения известных композиторов Татарстана. Во-вторых, эти произведения инструментованы самим составителем-композитором Фаридом Шарифуллиным. Инструментовки выполнены тщательно, с бережным отношением к тексту, прослеживается опытная рука композитора и исполнителя-народника. В-третьих, такой материал очень полезен и удобен в педагогической практике как для начинающих чтение партитур, т.к. в Хрестоматии есть инструментовки для небольших ансамблей, а также для полного оркестра для продвинутых и продолжающих обучение в Вузах студентов.

Список произведений Фарида Шарифуллина может показаться немногочисленным, но каждое произведение по-своему самобытно и значительно. Его творчество проникнуто верой в справедливость, в искренность и красоту человеческих взаимоотношений. Он старается быть бережным к традициям прошлого.

Основные сочинения:

Для симфонического оркестра:

  • Концерт для балалайки с симфоническим оркестром (1981), Вторая редакция (2001);
  • Поэма «Су анасы» («Водяная») по поэме Г.Тукая (1986)
Для театра:
  • Фольклорный вокально-хореографический спектакль «Нардуган» (1993);
  • Концертная композиция для ансамбля фольклорной музыки «Алмалары-чилляре» («Яблони-вишни») (2002);

Камерно-инструментальные сочинения:

  • Соната для фортепиано (1977);
  • Струнное трио (1978);
  • Сюита для деревянно-духовых инструментов (1988);
  • Сюита для виолончели фортепиано на темы татарских игровых песен (1989);
  • Концертная пьеса на тему башкирской народной песни «Шэл бэйлэдем» (Шаль вязала) (1977);
  • Концертные вариации для балалайки и камерного оркестра «Тан атканда» (На заре) (2016);
  • Прелюдии для фортепиано (2017); «Элегия», «Юмореска» для фортепиано (2018).
  • Прелюдии для фортепиано (2017); «Элегия», «Юмореска» для фортепиано (2018).

Камерно-вокальная музыка :

  • Вокализ для женского голоса и фортепиано (1979);
  • 5 обработок колыбельных песен для голоса и фортепиано (1997);
  • «Песни Каракумов» на сл. К. «Песни Каракумов» на сл. К. Тангрыкулиева (1997);
  • Романсы и песни на сл. К.Мустафина, Р.Файзуллина, Г. Рахима, Б. Рахимовой, Э. Шарифуллиной, М. Шабаева.