Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Ройтерштейн Михаэль Иосифович

Ройтерштейн Михаэль Иосифович

Ройтерштейн Михаэль Иосифович

Композитор

Родился 22 ноября 1925 г. в Москве.
Композитор, музыковед.
Кандидат искусствоведения (1970).
Профессор (1989).
Окончил Музыкальное училище при Московской государственной консерватории (1946–1948).
Преподаватели – Е.О. Месснер, Г.С. Фрид (композиция). Затем – Московскую государственную консерваторию (1948–1953): Н.П. Раков, М.И.Ч улаки (композиция), В.А. Цуккерман (теория музыки).В 1953–1957 учился в аспирантуре (там же; В.А. Цуккерман).

  • Орден Отечественной войны II степени (1985)
  • Заслуженный деятель искусств РФ (1996)
  • Золотая медаль Союза московских композиторов (2010).
  • опера «Бунт» (либр. Д.Голубкова и собств., 1953);

    для симфонического оркестра
  • Симфония (1955), Симфоническая поэма «Звезда» (по Э.Казакевичу, 1949);
  • для ф-но и симфонического оркестра Concerto piccolo (1979);
  • для скрипки и симфонического оркестра Рапсодия Чешские песни (1952);
  • для ф-но и струнного оркестра Маленькая увертюра (1969);
  • для гобоя и струнного оркестра Элегия (1984);
  • для ансамбля скрипачей и ф-но Дифирамб (1970), Романс памяти Рахманинова (1973);
  • для скрипки, виолончели и ф-но детские трио Курочка Ряба (1967) и Колобок (1970);
  • для скрипки и ф-но Колыбельная и Шуточная (1972), «Привет!» (1999);
  • для виолончели и ф-но Литовская рапсодия (1992);
  • для флейты и ф-но Сонатина (1986), Мойдодыр (7 музыкальных картинок к сказке К.Чуковского, 2009);
  • для 2-х флейт Повздорили и Помирились (2012);
  • для 2-х кларнетов Старинные немецкие песни (6 пьес, 1990);
  • для саксофона и ф-но Юмореска (2010);
  • для тубы и ф-но Концертная сонатина (1986, 2-я ред. 2012);
  • для ф-но в 4 руки Венок моравских напевов (1967), Арабская мелодия (1970), Приснившийся танец (1993), Восемь пьес из «Маленького альбома» (2006);
  • для ф-но Сонатины: I (1940, 2-я ред. 2000), II (1947, 2-я ред. 1994), III (1949, 2-я ред. 1998), IV (1955), V (1972), VI (1974), VII (1987), VIII (1989), IX (1996)

    циклы:
  • Деревенские странички (1966),
  • Летняя тетрадь (1972),
  • 13 этюдов (1974),
  • Мы были в цирке (1980),
  • Моя первая музыка («Антошкин альбом», 2009);
  • Старинная сказка (1970),
  • Скерцо (1971),
  • Часы (1973),
  • Пассакалья (1976),
  • Прелюдия и Фуга (1977),
  • Цветок на могилу Шопена (1981),
  • Рондино (1982),
  • Превращения песенки (1985),
  • Короткие вариации на тему Сергея Слонимского (1990),
  • Ступеньки (1991), Грустная песенка (1993),
  • Три старинных танца (Менуэт, Гавот, Жига, 1999),
  • Три не очень старинных танца (Вальс, Мазурка, Полька, 1999),
  • Три не очень новых танца (Рэгтайм, Бостон, Шимми, 2002),
  • Утренняя пробежка (этюд, 2007),
  • Постлюдия памяти Н.А.Долматова (2007),
  • Вспоминая Шитте (этюд, 2010),
  • Ёжик-этюд (2011),
  • Этюд-вариация (2012),
  • Кадриль школьная (2012);
  • для баяна Маленький альбом (11 пьес, 1979);

для голоса и ф-но:

  • Путь солдата (сл. П.Воронько, 1953),
  • Двенадцать хокку (пер. В.Марковой, 1960),
  • Игрушки (сл. А.Барто, 1962),
  • Димкины песенки (сл. И.Токмаковой, 1965),
  • Пять песенок на тексты из шотландской нар. поэзии (пер. И.Токмаковой, 1966),
  • Весело и грустно (10 вокальных миниатюр, сл. И.Токмаковой, 1968),
  • Шутки-прибаутки (сл. нар, 1970),
  • Веселые небылички (сл. И.Бурсова, 1972),
  • Четыре дет. песенки (сл.М.Садовского, 1975),
  • Три стихотворения Владислава Ходасевича (1977),
  • Переходя дорогу (сл. Ёко Кусака, пер. Е.Штейнера, 1983),
  • Во мне и вовне (сл. Н.Искренко, 1991, 2-я ред. 2004),
  • Три стихотворения Пушкина (2008);
  • Пробуждение (сл. М.Алигер, 1969),
  • Смелый повар (сл. Г.Остера, 1987),
  • Аллилуйя (1996),
  • Колыбельная (сл. И.Бродского, 1997),
  • Сольфеджио (1998),
  • Коробка с красками (сл. Тали Сорех, пер. Л.Хлыновой, 2007);

для голоса соло

  • Во лесах во дремучих (сл. из записей А.Пушкина, 1990),
  • Между гор по каменью (сл. из записей А.Пушкина, 1991),
  • Аллилуйя (1991),
  • Тёща зятя почитала (обр. рус. нар. песни, 1996);

для детского хора без сопровождения

  • Хоровые забавы (сл. нар., 1978),
  • сюита Хороший день (сл. М.Садовского, 1975),
  • Возложение венков (сл. К.Ваншенкина, 1980),
  • кантата Плоды раздумья Козьмы Пруткова (1988),
  • Слова Гоголя (Чуден Днепр и Эх, тройка! 1988),
  • Триптих Слова Жака Превера (пер. Л.Цывьяна и М.Яснова, 1989),
  • Отче наш и Богородице дево радуйся (1991),
  • Плач о ратнике (сл. Ф.Берана, пер. Г.Стариковского, 2012),
  • Латинские изречения (2011) для мужского хора без сопровождения;
  • Для хора и оркестра кантаты Страшен Бог (сл. из Псалтыря, 1995) и Пасхальные песни (сл. из Исхода и нар., 1996);

для хора и ф-но:

  • Песенки весенние (сл. А.Стройло, 1976),
  • Вечерины (сл. нар., 1984),
  • Три хоровые зарисовки (сл. А.Шевченко, 1985),
  • кантата Вот пришла весна! (сл. нар., 1986),
  • кантата-пантомима «Багаж» (сл. С.Маршака, 1993),
  • Хороша столица наша (сл. М.Матусовского, 1995),
  • маленькая кантата-сюита Человек построил дом (сл. Р.Мухи, 2008),
  • Слава (к 50-летию музфака МПГУ, сл. собств., 2009),
  • Проводы (сл. Р.Мухи, 2011);

песни:

  • Осенняя песня (сл. Н.Найдёновой, 1958),
  • Автомобиль (сл. О.Высотской, 1961),
  • Про дорогу (сл. Ю Кортнева, 1963),
  • Уходит ласковое лето (сл. Э.Дубровиной и Л.Никольской, 1963),
  • Воздушные шары (сл. Я.Акима, 1965),
  • Золотое колесо (сл. А Крестинского, 1968),
  • Школьный друг (сл. С.Вигдорова, 1968),
  • Хорошо с велосипедом! (сл. С.Вигдорова, 1972),
  • Футбол (сл. И.Бурсова, 1973),
  • У Кремлёвской стены (сл. И.Бурсова, 1973),
  • Первый наш учебный год (сл. Н.Саконской, 1978),
  • Ручей (сл. Н.Саконской, 1979),
  • Тогда и потом. Три песни о войне (сл. собств., 1944, 1964, 1984),
  • Отгремела война (сл. П.Григошкина, 1985),
  • Три летние песенки (сл. Н.Слепаковой и Е.Трутневой, 1985),
  • Песенка-небылица (сл. О.Высотской, 1989),
  • Зимняя загадка (сл. Е.Тарховской, 1991),
  • Миллион (сл. Д.Хармса, 1991),
  • Про кузнечика (сл. И.Бурсова, 1992),
  • Змей (сл. Г.Сапгира, 1995),
  • Тихая песенка (сл. Э.Дубровиной, 1999),
  • «Из шкатулки» (три песни на сл. А.Усачева, 2005).

ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАБОТЫ

1. Книги и брошюры

  • Музыкальные формы. М., 1961;
  • Как анализировать музыкальное произведение. М., 1961;
  • Как слушать и понимать музыку (совместно с Г.Поляновским). М., 1961;
  • Скрипичный концерт Т.Хренникова. Пояснение. М., 1962;
  • Практическая полифония. Уч. пособие. МГПИ, 1972;
  • Музыкальный язык. Уч. пособие. МГПИ, 1974;
  • Книга о музыке (совм. С В.Бобровским, Г.Головинским и др.). М., 1975, 2-е изд. М., 1988;
  • Введение в анализ гармонии. Уч. пособие. МГПИ, 1984; Практическая полифония. Уч. пособие. М., 1988;
  • Основы музыкального анализа. Учебник. М., 2001; Полифония. Уч. пособие. М., 2002; Основы теоретического музыкознания (гл. 1, 2, 4, 6, 7, общая редакция). М., 2003;
  • Основы теоретического музыкознания. Искусственные лады. М., 2006.

2. Статьи, фрагменты изданий (выборочно)

  • Две сонаты Н.Ракова. «СМ», 1958, №2;
  • Утверждение света (2-я и 3-я симфонии А.Эшпая). «СМ», 1965, №5;
  • Тип изложения и структура. «СМ», 1966, №1;
  • Нужна координация (о муз. воспитании в школе). «СМ», 1966, №4;
  • О единстве сонатно-циклической формы у Чайковского // Вопросы музыкальной формы, вып. 1, М.,1967;
  • Как писать для детей? (совместно с Д.Дараган). «СМ», 1967, №9;
  • Граф и матрица как инструменты ладового анализа // Музыкальное искусство и наука, вып. 2, М., 1973;
  • Симфония с монологами (10-я М.Вайнберга). «СМ», 1969, №3;
  • Хроматизм ли? (к изучению теории лада). «СМ», №8, 1969;
  • Народная песня и её запись. «СМ», 1972, №11;
  • Спорить доказательно. К дискуссии об общесоветском интонационном строе. «СМ», 1973, №9;
  • «Музыкальные» структуры в поэзии А.Блока // О музыке. Проблемы анализа. М., 1974;
  • Детская фортепианная энциклопедия (о музыке Д.Кабалевского – к 70-летию композитора). «СМ», 1974, №12;
  • О классификации ладов и графов. Сегментация напева куплета. О терминах АРУНАК // МААФАТ’75. Первый всесоюзный семинар по машинным аспектам алгоритмического формализованного анализа музыкальных текстов. Ереван, 1977;
  • Двадцать четыре прелюдии Кара Караева // Кара Караев. Статьи, письма, высказывания. М., 1978;
  • Припев и рефрен. «СМ», 1978;
  • О моделировании в музыкальной педагогике // Обучение и воспитание учителя музыки. Куйбышев, КГПИ, 1980;
  • Сложная двухчастная форма // В.Цуккерман. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы, гл. 2. М., 1983;
  • Некоторые особенности анализа вокальной музыки // Музыковедческая подготовка школьного учителя. МГПИ, 1984;
  • Музыкальный анализ – профессиональное умение школьного учителя // Музыкальное воспитание в школе, вып. 16, М., 1985;
  • О современной музыке для детей // Музыкальное воспитание в школе, вып. 17, М., 1986;
  • «Микрокосмос Белы Бартока как школа воспитания ладового слуха // Музыкальная культура и личность. Владимир,ВГПИ, 1987;
  • С доверием к музыке. «СМ», 1988, №3;
  • Нерегулярный ритм как предмет освоения в процессе обучения (совм. с О.Ивановской) // Проблемы методики музыкального воспитания. Ростов-на-Дону, 1989;
  • Музыка для детей // Российская педагогическая энциклопедия, т. 1, М., 1993;
  • Заметки о композиции и метро-ритме русских пословиц // Русский язык в научном освещении. М., 2005, № 1 (9);
  • Заметки об искусственных ладах // Этот многообразный мир музыки… Сб. статей к 80-летию М.Г.Арановского. М., 2010.

Уч. Программы

  • Полифония. Программа уч. курса для муз. факультетов педагогических вузов. М., 1966 (переизд. 1973, 1980, 1987, 2004);
  • Анализ музыкальных произведений. Программа уч. курса для муз. факультетов педагогических
  • вузов. М.,1966 (переизд. 1972, 1979, 1984, 1999);
  • Композиция (сочинение музыки) (совм. с Б.А.Печерским). Программа по спец. ООП 050601.65 – «Музыкальное образование». Факультативный курс. М., 2009.