Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Остромогильский Илья Вениаминович

Остромогильский Илья Вениаминович

Остромогильский Илья Вениаминович

Композитор
Санкт-Петербургский филиал Союза композиторов России

Родился в 1981 году в Санкт-Петербурге. В Детской музыкальной школе № 11 занимался композицией у заслуженного работника культуры России Ж. Л. Металлиди. По окончании второго курса Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н. А. Римского-Корсакова, где занимался по классу композиции у заслуженного деятеля искусств России А. С. Нестерова, поступил в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова на композиторский факультет в класс заслуженного деятеля искусств России, профессора А. Д. Мнацаканяна. В 2004 году закончил консерваторию с отличием, в 2007 году – аспирантуру.

В 2007–2019 годах преподавал композицию и инструментовку в Санкт-Петербургском музыкальном училище им. Н. А. Римского-Корсакова.

С 2017 года – доцент кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Кандидат искусствоведения (2013); диссертацию защитил на кафедре музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. С 2008 года – член Союза композиторов Санкт-Петербурга, член Союза композиторов России. Лауреат Международных композиторских конкурсов «Я – композитор» (1996 – I премия, 1997 – I премия). Обладатель специального приза VIII Международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» (1999). Лауреат VII Международного конкурса-фестиваля «Надежды, таланты, мастера» в Болгарии (Добрич, 2003 – I премия). Обладатель гранта губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко (2004). Победитель конкурса грантов «Музы Петербурга» правительства Санкт-Петербурга (2006, 2007). Стипендиат «Фонда М. Л. Ростроповича» (2003). Участвовал в мастер-классе Р. К. Щедрина (2005).

Музыка И. В. Остромогильского исполнялась на Международных фестивалях «Петербургская музыкальная весна», «Звуковые пути», «От Авангарда до наших дней», «Международная неделя консерваторий» (все – Россия, Санкт-Петербург), «Арена» (Латвия, Рига), «Time of Music» (Финляндия, Виитасаари), на концертах Ассоциации современной музыки Санкт-Петербурга, на концертах в Капелле Санкт-Петербурга, в Малом Зале им. М. И. Глинки Санкт-Петербургской Филармонии, в Зале им. А. К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории, в Доме композиторов Санкт-Петербурга, во Дворце Белосельских-Белозерских, в Фонтанном доме Шереметевых, в Колонном зале Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, в Белом зале Санкт-Петербургского Политехнического университета, в Концертном зале Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, в Костеле святого Станислава и др.

Среди произведений И. В. Остромогильского: четыре симфонии, Концерт для скрипки и симфонического оркестра, Концерт для виолончели и симфонического оркестра, Концерт для гобоя и струнного оркестра, Концерт для трубы и симфонического оркестра, «Осознание действительности» для симфонического оркестра; камерно-инструментальные ансамбли, в том числе шесть квартетов, пять трио, Камерная симфония, две сонаты для виолончели и фортепиано, Соната для альтового саксофона и фортепиано, Фантазия для скрипки и аккордеона, «Диалог» для виолончели и баяна; сочинения для солирующих инструментов (две сонаты и Сюита «Образы Древней Греции» для баяна, Фантазия для органа и др.), вокальные и хоровые циклы.

Музыку И. В. Остромогильского исполняют Симфонический оркестр Академической Капеллы Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр, Санкт-Петербургский государственный симфонический оркестр «Классика», Симфонический «Конгресс-оркестр» Филармонического общества Санкт-Петербурга, Квартет Санкт-Петербургского ансамбля виолончелистов Анатолия Никитина, «Авангард-квартет», ансамбль «Звуковые пути», Квартет Ансамбля виолончелистов Санкт-Петербурга (художественный руководитель О. Руднева). Сочинения Остромогильского звучат в интерпретации таких музыкантов, как дирижеры А. Чернушенко, А. Титов, А. Штейнлухт, П. Грибанов, скрипачи О. Рыбальченко, С. Тютюник, виолончелисты А. Массарский, Д. Ерёмин, гобоист Е. Шредник, органистка Е. Панченко и др.

И. В. Остромогильский ‒ автор монографии «Творчество Дьёрдя Лигети сквозь призму фактурных новаций композитора» (СПб., 2011), ряда статей, опубликованных в научных изданиях, в том числе в «Музыкальной академии» (2008, № 2), «Известиях РГПУ им. А. И. Герцена» (2012, № 152, № 153 [1]), «Musicus» (2009, № 1), «Университетском научном журнале» (2019, № 51) и параграфа в коллективной монографии «Лики музыки XXI века: Приношение Галине Уствольской, Борису Тищенко» (СПб, 2016). Выступал с докладами на перечисленных ниже международных научных конференциях в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена: «Музыкальное образование в современном мире: диалог времен», «Источниковедение в системе государственного образования», «Музыкальная культура глазами молодых ученых», «Две легенды русской музыки», «Выдающиеся композиторы современной России. Борис Чайковский – 90 лет со дня рождения», «Выдающиеся композиторы современной России. Галина Уствольская. 100 лет со дня рождения. 1919–2006», «Выдающиеся композиторы современной России. Борис Тищенко. 80 лет со дня рождения», «Творческий мир Георгия Фиртича. К 80-летию со дня рождения», «Романтизм в контексте современной культуры» (К 220-летию Ф. Шуберта).

Творчеству И. В. Остромогильского посвящена научная статья доктора искусствоведения, профессора Г. П. Овсянкиной «Этот прекрасный и трагический мир. О творчестве И. Остромогильского», опубликованная в научном журнале «Musicus» (2019, № 3) Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

• Лауреат Международных композиторских конкурсов «Я – композитор» (1996 – I премия, 1997 – I премия)

• Обладатель специального приза VIII Международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» (1999)

• Лауреат VII Международного конкурса-фестиваля «Надежды, таланты, мастера» в Болгарии (Добрич, 2003 – I премия)

• Стипендиат «Фонда М. Л. Ростроповича» (2003)

• Обладатель гранта губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко (2004)

• Победитель конкурса грантов «Музы Петербурга» правительства Санкт-Петербурга (2006, 2007)

Симфоническая музыка:

• Концерт для скрипки и симфонического оркестра (1998)

• Музыка для камерного оркестра по прочтению романа С. Лема «Солярис» (2002)

• Симфония № 1 для симфонического оркестра (2003)

• Концерт для виолончели и симфонического оркестра (2005)

• Концерт для гобоя и струнного оркестра (2009)

• «Осознание действительности» для симфонического оркестра (2010)

• Симфония № 2 «Невидимые города» для симфонического оркестра по прочтении одноименного романа Итало Кальвино (2012)

• Симфония № 3 для симфонического оркестра (2016)

• Симфония № 4 для баяна и струнного оркестра (2017)

• Концерт для трубы и симфонического оркестра (2018)

Камерная музыка:

• Музыка для струнного квартета (1999)

• Квартет для четырех виолончелей (1999)

• Диптих для органа (1999)

• Трио № 1 для флейты, скрипки и фортепиано «Памяти жертв Холокоста» (2000)

• Монолог для альта соло (2000)

• «Аспекты пространства» для гобоя, фагота, арфы, клавесина и ударных (2001)

• Квартет для флейты, гобоя, виолончели и фортепиано (2002)

• «Фантастические видения» для камерного ансамбля (2004)

• Монолог для виолончели соло (2005)

• «Бонгу» для двух труб, тромбона и ударных (2006)

• Соната № 1 для баяна (2006)

• Соната № 1 для виолончели и фортепиано (2007)

• «Приглашение к вальсу» для двух виолончелей (2007)

• Scherzo-misterioso для баяна (2007)

• Фантазия для скрипки и аккордеона (2008)

• «Контуры звучания» для двух флейт, колокольчиков, вибрафона и фортепиано (2008)

• Трио «Восхождение» для трех скрипок (2008)

• «Фреска» для десяти виолончелей и фортепиано (2009)

• Сюита «Образы Древней Греции» для аккордеона или баяна (2010)

• Трио «Страх» для флейты, кларнета и фортепиано по прочтении одноименного рассказа А. П. Чехова (2010)

• «Впечатления» для флейты соло (2010)

• Струнный квартет № 1 (2011)

• «Осенняя музыка» для кларнета соло (2011)

• Трио № 2 «Альтернатива» для флейты, скрипки и фортепиано (2012)

• «Преображение» для маримбы соло (2013)

• «Лирическая мелодия» для гобоя соло (2013)

• «Интенция» для фагота соло (2013)

• Камерная симфония «Размышление по книге Натали Саррот “Тропизмы”» для шести исполнителей (2013)

• Соната № 2 для виолончели и фортепиано (2014)

• «Ассонанс» для тромбона соло (2014)

• «Фреска» для восьми виолончелей (2014)

• «Диалог» для виолончели и баяна (2015)

• Квартет для флейты, скрипки, виолончели и фортепиано (2015)

• Фантазия для органа (2016)

• Поэма для фагота соло (2016)

• Мелодия, токката и постлюдия для флейты соло (2016)

• Соната № 2 для баяна (2017)

• «Иллюзии и реальность» для балалайки и фортепиано (2017)

• Соната для альтового саксофона и фортепиано (2017)

• Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны (2017)

• Трио для скрипки, альта и виолончели (2019)

• Экспромт для гобоя соло (2019)

• Три прелюдии для гобоя соло (2019)

• «Новелла» для органа (2020)

• Струнный квартет № 2 «Памяти Уильяма Голдинга» (2020)

Вокальная музыка:

• Цикл на стихи М. Цветаевой для смешанного хора (1998)

• Цикл на стихи японских поэтов для меццо-сопрано, фагота, фортепиано и ударных (2000)

• Цикл «Шорох ветра» на стихи И. Бродского, А. Кушнера, О. Мандельштама для смешанного хора (2006)

• Романс «Предчувствие любви» для сопрано и фортепиано на стихи А. Житинского (2007)

Научные работы: монография, параграф в коллективной монографии, статьи

• Остромогильский, И. В. Творчество Дьёрдя Лигети сквозь призму фактурных новаций композитора. Монография / И. В. Остромогильский. – СПб.: Северная звезда, 2011. – 248 с.

• Остромогильский, И. В. Глава 1, параграф 7. Некоторые особенности стиля Г. И. Уствольской / И. В. Остромогильский // Лики музыки XXI века: Приношение Галине Уствольской – Борису Тищенко: коллективная монография // [Науч. ред. и сост.: Г. П. Овсянкина, Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2016. – С. 92–99.

• Остромогильский, И. В. О визуальных аспектах творчества Дьёрдя Лигети / И. В. Остромогильский // Музыкальная академия. – 2008. – № 2. – С. 162–166.

• Остромогильский, И. В. Философский деконструктивизм и новые методы анализа музыкальной композиции второй половины ХХ века / И. В. Остромогильский // Musicus. – СПб.: Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, 2009. – № 1. – С. 32–36.

• Остромогильский, И. В. Проявление межкультурной толерантности в музыкальном искусстве второй половины XX века / И. В. Остромогильский // Формирование установок толерантного сознания и социокультурной адаптации мигрантов: Материалы городской научно-практической конференции / [Науч. ред. С. А. Гончаров, В. В. Семикин]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – С. 42–45.

• Остромогильский, И. В. Трактовка категории времени в Новой музыке второй половины XX века / И. В. Остромогильский // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. – 2012. – № 152. – С. 143–147.

• Остромогильский, И. В. «Стилистическое поле» сонорной музыки второй половины XX века / И. В. Остромогильский // Известия Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. – 2012. – № 153 (1). – С. 169–173.

• Остромогильский, И. В. Стилевые особенности музыки Дьёрдя Лигети / И. В. Остромогильский // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. Сб. статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (2‒3 декабря 2011 года). Ч. 2. / [Ред.-сост. М. В. Воротной, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – С. 128–132.

• Остромогильский, И. В. Музыка и изобразительное искусство XX века: точки соприкосновения / И. В. Остромогильский // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен. Сб. статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (2‒3 декабря 2011 года). Ч. 2. / [Ред.-сост. М. В. Воротной, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – С. 133–140.

• Остромогильский, И. В. Специфика воплощения «иллюзорной стереофонии» в музыке второй половины XX века / И. В. Остромогильский // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. Н. И. Верба, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Астерион, 2014. – Вып. 9. – С. 86–90.

• Остромогильский, И. В. Ансамбль солистов в музыке XX – начала XXI века: к проблеме инструментального письма / И. В. Остромогильский // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. Н. И. Верба, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Астерион, 2015. – Вып. 10. – С. 119–123.

• Остромогильский, И. В. К вопросу о взаимодействии гомогенных и гетерогенных свойств ритмической организации Новой музыки второй половины XX – начала XXI века / И. В. Остромогильский // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. М. В. Воротной, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: СКИФИЯ-ПРИНТ, 2016. – Вып. 7. – Часть II. – С. 107–112.

• Остромогильский, И. В. Взаимосвязь традиций и новаторства в Новой музыке второй половины XX – начала XXI века / И. В. Остромогильский // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. Н. И. Верба, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Астерион, 2016. – Вып. 11. – С. 74–78.

• Остромогильский, И. В. О некоторых особенностях применения алеаторики в музыке второй половины XX века / И. В. Остромогильский // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. Н. И. Верба, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Астерион, 2017. – Вып. 12. – С. 114–118.

• Остромогильский, И. В. К проблеме аналитической интерпретации музыкальной композиции второй половины XX века / И. В. Остромогильский // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. М. В. Воротной, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: СКИФИЯ-ПРИНТ, 2017. – Вып. 8. – Часть II. – С. 159–164.

• Остромогильский, И. В. Аспекты инструментального письма в Концерте для флейты и струнного оркестра Ромуальда Гринблата / И. В. Остромогильский // Культура и цивилизация. – 2017. – Том 7. – № 4А. – С. 456–463.

• Остромогильский, И. В. К проблеме тембрового контраста в Новой музыке второй половины XX – начала XXI века / И. В. Остромогильский // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. Н. И. Верба, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Астерион, 2018. – Вып. 13. – С. 67–70.

• Остромогильский, И. В. Аспекты эстетики авангарда и постмодернизма в Новой музыке второй половины XX – начала XXI века / И. В. Остромогильский // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. М. В. Воротной; науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: СКИФИЯ-ПРИНТ, 2018. – Вып. 9. – Часть I. – С. 115–119.

• Остромогильский, И. В. О Виолончельном концерте Дьёрдя Лигети / И. В. Остромогильский // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. научных трудов / [Ред.-сост. Н. И. Верба, науч. ред. Р. Г. Шитикова]. – СПб.: Астерион, 2019. – Вып. 14. – С. 47–51.

• Остромогильский, И. В. Трактовка ансамбля солистов в произведениях современных российских композиторов / И. В. Остромогильский // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. – 2019. – № 51. – С. 26–33.