Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Венчакова Светлана Вячеславовна

Венчакова Светлана Вячеславовна

Венчакова Светлана Вячеславовна

Музыковед
Союз композиторов Республики Мордовия

С отличием окончила теоретическое отделение СМУ им. Л.П. Кирюкова (1989), затем теоретико-композиторский факультет Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова (1995).

Общий стаж работы – 31 лет, из них 27 года – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин в Саранском музыкальном училище – сольфеджио, гармония, теория музыки, народное творчество, зарубежная музыкальная литература, русская музыкальная литература, отечественная музыкальная литература ХХ века. Венчакова С.В. является грамотным, эрудированным и разносторонним специалистом. С 2005 года работает на теоретическом отделении училища, осуществляет руководство курсовыми и дипломными работами – 2011 г., Новгородская Л., дипломная работа на тему:«Романсы А.П. Бородина»; 2018 г., Семелева А., дипломная работа на тему: «С. С. Прокофьев. Некоторые аспекты оперного творчества на примере анализа оперы «Любовь к трем апельсинам»; 2018 г., Майорова О., дипломная работа на тему: «Некоторые черты творческого стиля Н. Я. Мясковского в культурно-художественном контексте эпохи»; 2019 г. – рецензент дипломной работы студентки Яровой Я. на тему: «Традиции воплощения комического в русской опере от М.И. Глинки до Н.А. Римского-Корсакова».

Публикации:

  • «Грани мастерства: к 30-летию творческой деятельности композитора Елены Кузиной» в сборнике «Творчество современных композиторов в отечественной музыкальной культуре и образовании» – Саранск, 2015. – С. 50 – 57;
  • «Пауль Хиндемит. Неоклассические черты творчества. Три фортепианные сонаты (к 120 – летию со дня рождения) в сборнике «Творчество современных композиторов в отечественной музыкальной культуре и образовании» – Саранск, 2015. – С. 57 – 66;
  • «Хоровой цикл «Город в тумане» Г. Г. Вдовина» в сборнике «Музыкальная культура финно – угорских народов: проблемы изучения, сохранения и преемственности» – Саранск, 2015. – С. 71 – 78 (статья РИНЦ);
  • «Национально – региональный компонент: к вопросу философско – эстетического толкования сказаний Поволжья (русские и мордва)» – в сборнике «Традиции и новаторство в культуре и искусстве: связь времен» – Астрахань, 2016. – С. 161 – 165 (статья РИНЦ);
  • «Диалог культур в условиях непрерывного музыкального образования национального региона» / Молодёжные инициативы в науке, образовании, культуре // Материалы региональной молодёжной научной конференции 19 – 20.05.2016, г. Саранск. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mordgpi.ru/our – life/news/46/23288/ (статья РИНЦ);
  • «Хоровой цикл Г. Г. Вдовина «Город в тумане» сквозь призму идейно – стилевых и композиционных исканий композитора» (соавтор – Исаева С. А.) в научно – аналитическом и образовательном журнале «Актуальные проблемы высшего музыкального образования» (статья ВАК) – Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016. – С. 59 – 64;
  • «Неоклассические и неоромантические черты музыки С. С. Прокофьева в контексте стилевых тенденций XXвека» / Всероссийская научно – практическая конференция, посвященная творчеству С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. – Псков, 2016. – С. 71 – 80 (статья РИНЦ);
  • «Вектор творческого поиска Л. П. Кирюкова» / Культурные меры Финно – Угрии: опыт прошлого в моделях будущего // Материалы Всероссийской научно – практической конференции с международным участием. – Саранск, 2017. – С. 342 – 348 (статья РИНЦ);
  • «Синтез традиций и новаций в оратории Н. В. Кошелевой «Песнь о воинской славе» (соавтор – Исаева С. А.) / XLVОгарёвские чтения. Материалы научной конференции в трех частях. Ч. 3.: Гуманитарные науки. – Саранск: Мордов. гос. ун – т, 2017. – С. 432 – 440 (статья РИНЦ);
  • «Диалог поэзии и музыки в вокальном цикле Е. Кузиной «Триптих на стихи М. Цветаевой» (соавторы – Исаева С. А., Гулая Т. Н.) / «Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики». – Тамбов: «Грамота», 2017. – №12 (86): в 4 – х ч. Часть 3. – С. 74 – 78 (Статья ВАК);
  • «А. Пивкин. Концерт для скрипки с оркестром» / Сборник научных статей по материалам XI Международной научно-практической конференции Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения» – Саранск, 2018. – С. 34 – 38 (ISBN);
  • «Елена Кузина: …Излюбленная форма – песня» / Евсевьевские чтения. Серия: наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения. – Сборник науч. трудов по материалам Междунар. науч.-практич. конф. «54-е Евс. чтения», 29 – 29 марта 2018 г. / под науч. ред. Ю.В. Варданян: Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2018. – С. 26 – 29 (РИНЦ);
  • «О музыкально-стилевых и композиционных особенностях «Концерта для балалайки и фортепиано А.Е. Пивкина» / XLVI Огарёвские чтения: материалы науч. конф.: в 3 ч. / Отв. за выпуск П.В. Сенин: Саранск: Изд-во Мордов. ун-та., 2018. – С. 344 – 349 (РИНЦ);
  • «Нина Кошелева. Кантата «Кому поют колокола» в сб. «Актуальные проблемы современного образования в сфере культуры и искусства» / Материалы V Всероссийской науч. – практич. конф. 28 ноября 2018 г. – Рязань, 2018. – С. 49 – 54;
  • «Нина Кошелева. Хоровой цикл для смешанного хора a’cappella «Да будет имя Твое» в 5-ти частях (2007 – 2010). – «Муз. наука и композиторское творчество в совр. мире»: Сб. статей по материалам II Международной научно-практич. конф. 28 – 29 апреля 2018 г. – Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2019. – С. 119 – 124;
  • «Р. Щедрин. Камерные сочинения – еще одна сфера экспериментов». – «Муз. искусство и наука в совр. мире: теория, история, исполнительство, педагогика»: Сб. статей по материалам VI Международной науч. конф. 15 – 16 ноября 2018 г. – Астрахань: ООО ПКФ «Триада», 2018. – С. 139 – 149;
  • «Деятельность композиторов Республики Мордовия: вопросы преемственности как базовый фактор образования в условиях национального региона» / Учитель нового века: взгляд молодого исследователя [Электронный ресурс] : Материалы VII Всероссийской студенческой науч.-практич. конф., г. Саранск, 22 ноября 2018 г. / редкол.: Н.В. Кузнецова, С.А. Бабина, О.И. Чиранова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2019 – 1 электрон. опт. диск (CD-R).

Монографические издания и учебные пособия:

  • «Творчество Г. В. Свиридова» (цикл методических разработок) – Саранск, 2017. – 319 с.
  • «Творчество Н. Я. Мясковского» (цикл методических разработок) – Саранск, 2017. – 319 с.
  • «Творчество С. С. Прокофьева» (цикл методических разработок) – Саранск, 2017. – 328 с.
  • «Творчество Р. К. Щедрина» (цикл методических разработок) – Саранск, 2018. – 354 с.
  • «Творчество Д. Д. Шостаковича» (цикл методических разработок) – Саранск, 2018. – 378 с.
  • «Русская музыкальная культура XX – первой четверти XXI века» (цикл методических разработок) – Саранск, 2018. – 320 с.
  • «Мелодии родной земли». Некоторые этапы творчества мордовского композитора Андрея Пивкина / Светлана Венчакова. – LAP LAMBERT Academic Publishing SIA OmniScriptum Publishing Brivibas gatve 197, LV-1039 Riga, Latvia. – 101 с. – ISBN 978-613-9-57540-4.

Рецензенты: Бражник Л.В., доктор искусствоведения, профессор Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан; Яковлев В.И., профессор кафедры теории и истории исполнительского искусства, музыкальной педагогики, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

  • «Сотворчество человека и Вселенной». Хоровые произведения Нины Кошелевой / Светлана Венчакова. – LAP LAMBERT Academic Publishing SIA OmniScriptum Publishing Brivibas gatve 197, LV-1039 Riga, Latvia. – 106 с. – ISBN 978-620-0-08034-9.

Рецензенты: Кондратенко Ю.А., доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой театрального искусства и народной художественной культуры Института национальной культуры ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва»; Кондратьев М.Г., член Союза композиторов России, доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств России и Чувашии, руководитель направления искусствоведения – главный научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук.

  • «Русская музыка XX − первой четверти XXI века: наследие, инновации, перспективы». I том учебного курса «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА» / С. В. Венчакова. Издательские решения по лицензии «Ridero», Екатеринбург, 2018. – 176 с. – ISBN 978-5-4490-7975-6
  • «Творчество Н. Я. Мясковского и русская музыкальная культура первой половины XX века». II том учебного курса «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА» / С. В. Венчакова. Издательские решения по лицензии «Ridero», Екатеринбург, 2018. – 178 с. – ISBN 978-5-4490-6237-6
  • «Творчество С. С. Прокофьева: театр, специфика мышления, стилистика».
  • III том учебного курса «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА» / С. В. Венчакова. Издательские решения по лицензии «Ridero», Екатеринбург, 2018. – 312 с. – ISBN 978-5-4490-8970-0
  • «Творчество Д. Д. Шостаковича и русская музыкальная культура середины XX века». IV том учебного курса «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА» / С. В. Венчакова. Издательские решения по лицензии «Ridero», Екатеринбург, 2018. – 216 с. – ISBN 978-5-4490-8991-5
  • «Творчество Г. В. Свиридова в контексте русской музыкальной культуры».
  • V том учебного курса «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА» / С. В. Венчакова. Издательские решения по лицензии «Ridero», Екатеринбург, 2018. – 254 с. – ISBN 978-5-4490-3341-3
  • «Творчество Р. К. Щедрина: эволюция, жанровые и звуковые эксперименты».
  • VI том учебного курса «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX – ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XXI ВЕКА» / С. В. Венчакова. Издательские решения по лицензии «Ridero», Екатеринбург, 2018. – 206 с. – ISBN 978-5-4490-8969-4
  • Отзыв доктора искусствоведения, доцента, профессора кафедры симфонической и камерной музыки ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии», члена Союза композиторов России, члена Правления Московского музыкального общества Радзецкой О. В.

Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» Молоствова И. Е.