Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Финкельштейн Юлия Анатольевна

Финкельштейн Юлия Анатольевна

Финкельштейн Юлия Анатольевна

Композитор

Кандидат искусствоведения (2012), доцент (ВАК), доцент кафедры музыковедения Института «Академия имени Маймонида», музыковед, преподаватель, критик, исследователь, Ученый секретарь Совета Института «Академия имени Маймонида», композитор.

Родилась в Евпатории (Крым). В 1996 году закончила Симферопольское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (отделение теории музыки, класс Е.Н. Неведровой), в 2001 − Российскую академию музыки им. Гнесиных в Москве (ИТК факультет), а затем в 2004 году − аспирантуру РАМ им. Гнесиных (научный руководитель − доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных Т.В. Цареградская).

В 2012 году под руководством доктора искусствоведения, профессора Т.В. Цареградской защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему – «Балетное творчество Н.Н. Черепнина в контексте идей эпохи» (специальность 17.00.02 – музыкальное искусство)

Сфера научных интересов – история музыкальной культуры, история и теория стилей, история и теория исполнительского искусства, история отечественной и зарубежной гитарной музыки. Автор ряда научных статей по проблемам современной музыки и исполнительства.

Преподает «Основы композиции», «История и теория исполнительского искусства», «Полифония», «Инструментоведение», «Чтение и анализ партитур» на кафедре музыковедения Института «Академия имени Маймонида» РГУ им. Косыгина.

Автор пьес для различных инструментов и ансамблевых составов: фортепиано, классической гитары, гитары с баяном, гитары с флейтой, скрипкой, гобоем, виолончелью, для арфы, виолончели, баяна, гитарного оркестра, пьесы для голоса с фортепиано и голоса с гитарой, транскрипций старинной музыки.


  • Вальс для фортепиано ля-минор ор. 1 – 1989
  • Вальс ми-минор для скрипки и фортепиано ор. 2 - 1989
  • Соната До-мажор (для фортепиано) в классическом стиле в трех частях ор. 3 – 1989
  • «Бахчисарай» (триптих для фортепиано) 1998, ор. 4
  • Прелюдия си-минор для шестиструнной гитары соло – 1999 ор. 5
  • Прелюдия Ля-мажор для шестиструнной гитары соло – 1999 ор. 6
  • «Признательность» для шестиструнной гитары (лауреат конкурса пьес для музыкальных школ) – 1999
  • Детские: «Вокализ», «Признательность», «Прогулка», «Шаги» – 1999, ор. 6
  • «Три вальса» для шестиструнной гитары (Евгению Финкельштейну) – 1999, ор. 7
  • Интерлюдия – для струнного оркестра 2000
  • Песни – «Я тебе кохаю», Зима, Вечер – 2001-2002 слова и музыка Ю. Финкельштейн
  • Сюита для шестиструнной гитары соло (6 частей: Прелюдия, Фуга, Ноктюрн, Элегия, Ариетта, Марш) – лето 1999 - март-апрель 2004, ор. 8
  • Соната для двух гитар в трех частях – 21 апреля 2004, ор. 9
  • «Шутка» (для Фрица Вальтера) – для скрипки и фортепиано – 25 апреля 2004, ор. 10
  • Обработка русской народной песни «Катенька веселая» для гитарного оркестра - 7 мая 2004, ор.11
  • Соната для флейты и гитары (Allegro, Прелюдия и Дождь) – лето 2003 – 26 мая 2004, ор. 12
  • «Интермеццо» (посвящено Фрицу Вальтеру) для фортепиано – 21 мая 2004, ор.13
  • Семь песен на стихи японских поэтов «Из японской поэзии» – 22 мая 2004, ор. 14 (Цикл «Из японской поэзии» – для сопрано и гитары, вариант – флейта с гитарой)
  • «Pas de deux» (для гитары и скрипки) – 29 мая 2004, ор.16
  • «Трио» («Облака») посвящено Евгению Финкельштейну и Григорию Кацу - для гитары, гобоя и скрипки (транскрипция для фортепиано, гобоя и скрипки) – 7 июня 2004, ор. 17. Премьера 22 марта 2005 года – Лада Морозова (скрипка), Светлана Усачева (гобой) и Евгений Финкельштейн (гитара)
  • Сюита для фортепиано – Прелюдия, Сарабанда, Жига – ор. 15, лето 2004
  • «Открытка» («Postcard») – для фортепиано, август 2004 г., ор. 15.
  • «One black walk» – для двух фортепиано. Октябрь 2004 года. Ор. 18
  • «Скандинавская весна» – для скрипки и гитары – 15 марта 2006 года, ор. 19.
  • «Картины Хуана Миро» (Miro's Paintings) – сюита для шестиструнной гитары (транскрипцию для семиструнной гитары сделал Стефан Вестер, Швеция, 2008):

Золото лазури
Крылья жаворонка, окруженные золотисто-голубым, присоединяются к сердцу мака, спящего на усыпанном бриллиантами лугу
Капля росы, падающая с крылышка птички, пробуждает Розали, которая спала в тени паутины
Букет цветов
Материнство
Карнавал Арлекина
Песнь соловья в полночь и утренний дождь

  • Вальс для гитары соло – Декабрь 2013
  • «Рождественская» (Памяти Стравинского) – сюита для гитары и баяна в трех частях – 2014
  • Транскрипции английской и итальянской музыки барокко для струнного оркестра – 2017
  • Доуленд Дж. –

Can she excuse
Fine knacks for ladies
In darkness
It was a lover
Shall i come
Ланди С. – Augellin
Мерула Т. – Folle e ben chi crede
Санчез Дж.Ф. – Usurpator tirrano
Каччини Дж. – Non ha'l ciel cotanti lumi
Тарантелла

  • Доуленд Дж. Пять пьес для лютни – транскрипции для струнного оркестра 2017:

Прелюдия
Аллеманда
Гальярда королевы Елизаветы
Гальярда капитана Диггери Пайпера
Павана Лакрима

  • «I will» – транскрипция песни The Beatles для гитары и струнного квартета – 2017
  • Соната для гитары и виолончели в трех частях – Аркадию Резнику и Олегу Бугаеву Allegro - Adagio – Vivace – 2017
  • 7 Эстампов для виолончели соло – 2017:

Зачин
Веснянка
Рассвет
Скерцо
Прелюдия
Двенадцать
Финал

  • Катенька веселая – версия для двух гитар – 2017
  • Катенька веселая – версия для гитары и скрипки – 2017
  • Танцы для арфы Памяти Равеля (Павана и два танца) – 2014-2018
  • Вальс для арфы – 2018
  • Ноктюрн для гитары и альта – 2018
  • «Перезвоны» для четырёх гитары – 2018
  • Три Акварели для фортепиано – 2018
  • «Сон у обочины» – для гитары, электрогитары и лютни – 2018
  • «Напев» для баяна – 2019
  • «Суздаль» для гитары и арфы – 2019
  • Бурдон, Веснянка и Павана для семиструнной гитары – 2019-2020
  • Adagio для гитары и скрипки – 2020
  • «Рассвет» для гитарного оркестра – 2020
  • Катенька веселая – обработка рнп для гитарного оркестра, новая редакция – 2021
  • «Времена года» – 13 характеристических пьес для гитары соло: 2020–2021

Январь – Молчание
Февраль – Рисунок на стекле
Март – Снег
Апрель – Менуэт Прокофьева
Май – Кошки и лягушки под дождем
Июнь – Токката
Июль – Жара – Аврора (Утренняя заря)
Август – Кот
Сентябрь – Алиса у моря
Октябрь – Листопад
Ноябрь – Чаепитие
Декабрь – Акварель

  • Пьесы для детей – 2019–2022
  • Звонили звоны
  • Сказка о вкусном рисе
  • Аврора
  • Туманы
  • Вокализ для сопрано – 2017
  • Песня – «Время бежит назад» – 2021
  • 24 прелюдии для гитары соло 1999 – 2021
Список основных научных публикаций
  1. Финкельштейн Ю. Поздние балеты Николая Черепнина// «Русское искусство», 1 (21) / 2009. «Академическая тетрадь». С. 27-34. — 0,6 п.л.
  2. Финкельштейн Ю. Балеты Н.Н. Черепнина в контексте стилистических тенденций модерна // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей / М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. С. 57-65.— 0,58 п.л.
  3. Финкельштейн Ю. Балет Н.Н. Черепнина «Маска Красной смерти»: Опыт воплощения символистского сюжета в балетном жанре // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия : Сборник статей по материалам Международной научной конференции 9-13 апреля 2013 г. — М.: Нобель-пресс, 2013. — С. 454-463. — 0,66 п.л.
  4. Финкельштейн Ю. Миницикл в творчестве Н.А. Кошкина // Классическая гитара в Ярославле. Традиции и Инновации : материалы научно-практической конференции, 25-26 ноября 2013 г. / ред.-сост. А.А. Харчев; ЯМУ (колледж) им. Л.В. Собинова. — Ярославль, 2013. — С. 58-69. — 0,42 п.л.
  5. Финкельштейн Ю.А. Особенности трактовки шестиструнной гитары в «Четырех русских песнях» Игоря Стравинского // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия : Сборник материалов Международной научной конференции 14−19 апреля 2014 года [Текст] / Ред.-сост. Я.И. Сушкова-Ирина, Г.Р. Консон. — М.: Нобель-пресс ; Edinbourg, LennexCorporation, 2014. — С. 584-592. — 0,63 п.л.
  6. Финкельштейн Ю.А. Балеты Н.Н. Черепнина: воплощение живописных тенденций времени // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: сборник статей по материалам X Международной научно-практической конференции, 7 февраля 2014 г. / Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова. — Тамбов, 2014. — С. 86-94. – 0,5 п. л.
  7. Финкельштейн Ю.А. Игорь Стравинский и академическая гитарная музыка // Обсерватория культуры. Москва, Российская государственная библиотека, 2015 (№ 1). — С. 40-45. – 0,7 п. л.
  8. Финкельштейн Ю.А., Маковская Н.В. Специфика трактовки тембра классической гитары в творчестве С. Губайдулиной. «Токката» и «Серенада» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (36). 2015. С. 183-194. – 0,7 п. л.
  9. Финкельштейн Ю.А. Гитара в творчестве Бориса Владимировича Асафьева: жанры, стиль// Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 2 (37). 2015. С. 183-194. – 0,5 п.л.
  10. Демьянова М.А., Финкельштейн Ю.А. Творчество Никиты Кошкина: к вопросу о специфике гитарной музыки // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство культуры». Москва, 2015, вып. 2. — С. 172-185. – 0,8 п. л.
  11. Финкельштейн Ю., Нилов В. Александр Михайлович Иванов-Крамской: творческий портрет / Музыка и время, № 7. 2015. – С. 8-18. − 0,66 п.л.
  12. Финкельштейн Ю.А. Произведения А. Иванова-Крамского для классической гитары // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 2 (19). С. 127-131. – 0,6 п.л.
  13. Финкельштейн Ю. Классическая гитара в музыке композиторов ХХ века: к вопросу трактовки инструмента // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры: Сборник статей по материалам международной научной конференции Государственной Классической Академии им. Маймонида 12-16 апреля 2016 года / под общ.науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. — М.: Государственная Классическая Академия им. Маймонида, 2016. С. 374-383.– 0,5 п.л.
  14. Финкельштейн Ю. Классическая гитара в творчестве Эдисона Денисова – Музыкальная академия 2016, № 4. – 0,7 п. л.
  15. Финкельштейн Ю. Концерт для гитары с оркестром Бориса Владимировича Асафьева // Классическая гитара в Ярославле. Традиции и инновации. Материалы II научно-практической конференции, 9 декабря 2016 г. / ред.-сост. А.А. Харчев; ЯМУ (колледж) им. Л.В. Собинова. Ярославль, 2016. – С. 80-94. – 0,7 п. л.
  16. Финкельштейн Ю.А., Вихров Д.А. Первая соната для гитары соло Никиты Кошкина // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. № 1 (48). 2017. – С. 108–118. – 0,7 п. л.
  17. Финкельштейн Ю. Сочинения для шестиструнной гитары Виссариона Шебалина // Традиции и перспективы искусства как феномена культуры : Сборник статей по материалам международной научной конференции Академии имени Маймонида Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 11-15 апреля 2017 года / под общ. науч. ред. Я.И. Сушковой-Ириной; ред.-сост. М.А. Казачкова, Е.В. Клочкова. — М.: Академия имени Маймонида, 2017. — С. 362–369. – 0,7 п. л.
  18. Финкельштейн Ю.А., Звягин А.Т. Гитарные миниатюры Александра Тансмана // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Девятая Международная научно-практическая конференция. 24 марта 2018 г. / Редактор-составитель В.Р. Ганеев: — Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2018. — С. 33–38. – 0,7 п. л.
  19. Финкельштейн Ю.А. «Сюита зеркал» Андрея Волконского: к вопросу трактовки классической гитары в условиях отечественного музыкального авангарда // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018; (4). – С. 162-176. – 0,7 п. л.
  20. Финкельштейн Ю.А. Формирование образа классической гитары на раннем этапе обучения: направления и перспективы // Современные методики обучения игре на гитаре в системе дополнительного образования: традиции, инновации. Перспективы. Первая межрегиональная педагогическая научно-практическая конференция. 18 ноября 2018 г. / Ред.-сост. В. Г Борисевич. М.: ЛЕНАНД, 2019. – С. 17-23.
  21. Финкельштейн Ю. А. Этюды по истории гитарного искусства ХХ века. Конспект лекций: Учебное пособие – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. — 153 с. – 10 п.л.
  22. Финкельштейн Е.Ю., Финкельштейн Ю.А. Хрестоматия по гитарному ансамблю для студентов 3–4 курсов: Учебное пособие – М.: РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. – 76 с.
  23. Финкельштейн Ю.А., Насыров А.М. «Соната одиночества» Петериса Васкса: гитара в авангарде // Струнные инструменты: исполнительство, репертуар, педагогика, практика // Материалы Первой межвузовской научно-практической конференции, 15 апреля 2019 / Редактор-составитель Ю.А. Финкельштейн. – М.: Институт «Академия имени Маймонида», РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. – С. 84-92.
  24. Сушкова-Ирина Я.И., Финкельштейн Ю.А., Талицкий А.М. Соната для лютни a-moll Сильвиуса Леопольда Вайса в транскрипции для шестиструнной гитары // Струнные инструменты: исполнительство, репертуар, педагогика, практика // Материалы Первой межвузовской научно-практической конференции, 15 апреля 2019 / Редактор-составитель Ю.А. Финкельштейн. – М.: Институт «Академия имени Маймонида», РГУ им. А.Н. Косыгина, 2019. – С. 117–127.
  25. Финкельштейн Ю.А, Финкельштейн Е.Ю. Особенности трактовки жанра гитарной сонаты в отечественной музыке второй половины ХХ века на примере Сонаты для гитары Валерия Кикты // Музыкознание: Искусство. Культура. Образование : Сб. ст. по м-лам I Междунар. науч.-практ. конф. Института «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство) 10 января 2020 года / под общ. науч. ред. Я. И. Сушковой-Ириной ; ред.-сост. М. А. Казачкова. — М. : Академия имени Маймонида, 2020. — С. 165–171. — 0,6 п. л.
  26. Финкельштейн Ю.А. Отечественная гитарная музыка: темброво-колористический аспект // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020; №3 (68). — С. 242–250. — 0,6 п. л.
  27. Финкельштейн Ю.А. Этюды по истории гитарного искусства ХХ века. Часть II. Конспект лекций: Учебное пособие — М.: ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2021. — 146 с.