Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

"И останавливаться не собираюсь"

"И останавливаться не собираюсь"

34 ВОКАЛЬНЫХ ЦИКЛА – ЭТО НЕ ПРЕДЕЛ, ПООБЕЩАЛ КОМПОЗИТОР БОРИС ГЕЦЕЛЕВ

Среди множества творческих инициатив, которые щедро обрушил на нас новый московский концертный зал «Зарядье», цикл концертов «Я – композитор!» даже немного потерялся: камерные составы, Малый зал, дневное субботнее время… А жаль – много ли у публики шансов не только послушать музыку современных авторов, но и пообщаться с ними самими и наконец узнать, отчего сегодня пишут совсем не так, как, скажем, во времена Бетховена или Рахманинова, и что вообще толкает обычного с виду человека выбрать эту странную, немного «не от мира сего» профессию, которая и позволяет сказать о себе: «Я – композитор»?

Цикл с таким названием, предложенный залу «Зарядье» Союзом композиторов России, стартовал в нынешнем сезоне осенью и уже представил слушателям двух москвичей, Александра Чайковского и Ефрема Подгайца, и одну костромичку – Елену Лебедеву. И вот сейчас, в начале второй половины сезона, устроители решили вновь обратить внимание на волжские творческие традиции и пригласили на московскую сцену одного из ведущих нижегородских композиторов – Бориса Гецелева.

Бориса знаю давно, еще по своей работе в Союзе композиторов СССР. Всегда его имя ассоциировалось с интеллигентностью, интеллектуальностью и тонкостью – свойствами, в равной степени относящимися как к личности композитора, так и к его музыке.

Все это осталось в силе, но только к своим почти 80 годам (юбилей грядет в конце 2020-го) Борис Семенович накопил еще и огромный объем творчества. Одних вокальных циклов им написано 34, и останавливаться на достигнутом он, большой любитель литературы (поэзии в частности), не собирается.

Часть этого богатства – очень, конечно, небольшая – была предъявлена в Москве пару месяцев назад на Фестивале камерной музыки российских композиторов. Тогда звучали романсы. Сегодня акцент другой, поскольку в качестве партнеров-исполнителей Борису Семеновичу удалось привезти целый мальчишечий хор Нижегородского хорового колледжа имени Л. К. Сивухина под управлением Дмитрия Гурьянова. И в программе преобладали детские песни. Очень разные по стилю, от изрядно авангардной «Ночной истории» («Миссис и мистер Бокли») на стихи Вадима Левина (еще бы, ведь это настоящий триллер в сорока стихотворных строках) до легкомысленной полечки-вальсочка «Про день рождения» на слова Григория Остера.

У этой музыки есть, среди прочих, одно редкое достоинство – чувство юмора. Не зря своими единомышленниками Борис Семенович чаще всего выбирает поэтов-обэриутов – Даниила Хармса, Николая Олейникова… Да и у серьезного Осипа Мандельштама отыскивает веселые стихи «Шерри-бренди», на которые сочиняет изрядно «нелинейный» мотив в хмельноватом ритме пять четвертей – это уже, понятно, не для детских голосов, а для взрослого баритона: певец Дмитрий Гриних, а чуть позже и сопрано Ксения Одинцова тоже исполнили несколько шутливых песен Гецелева.

Разумеется, не весельем единым… Долгие десятилетия за плечами дали множество самых разных эмоций, открыли тайны звукового мира, которые заставили удивиться, сосредоточиться, задуматься… Как, например, в сочинении «Отражения» для виолончели и органа, где эти очень непохожие по природе звука инструменты каждый по-своему «осмысливают» музыкальные ядра – мотивы или созвучия, которые предлагает партнер по дуэту.

Но почему прозвучали именно эти, а не другие сочинения? Вообще, почему Гецелев пишет, допустим, для органа и хора, а не для барабана и балета? Борис Семенович просто и доверительно, как все, что он делает, объяснил: потому что интересы композитора в огромной степени определяются склонностями его друзей – тех, кто готов стать его исполнителями. Еще с обучения в Нижегородской (тогда Горьковской) консерватории в классе Аркадия Нестерова Борис подружился со Львом Сивухиным, в будущем замечательным хормейстером. Тогда же завязалась музыкантская и человеческая дружба с органисткой Галиной Козловой, виолончелистом Анатолием Лукьяненко – кстати, тоже участником нынешнего концерта. Галины Ивановны, к сожалению, уже нет в живых. Но зато выросла смена – дочка Бориса Екатерина тоже посвятила себя органу, и теперь мы увидели и услышали ее на сцене «Зарядья».

Поделился Борис Семенович и некоторыми другими секретами музыкантского дела. С благодарностью вспомнил, как педагог по специальности учил его любить черновую композиторскую работу – то есть не ограничиваться тем, что пришло в так называемом озарении, а кропотливо оттачивать форму, приемы развития музыкального материала. Поклонился своей родной Волге за то, что с детства дала пример красоты и масштаба. Ответил на вопросы аудитории, один из которых прозвучал не без скрытой боли – слушательница лет восьми спросила: «Легко ли вам было учиться в музыкальной школе?» Ответ был таков: «Знаешь, легко. Надо только полюбить то, что делаешь». Надеюсь, он не расстроил девочку.

Второе отделение, по традиции цикла «Я – композитор!», посвятили той музыке прошлого, что любит главный герой программы. Правда, Борис Семенович признался, что его привязанности неизмеримо шире круга представленных в программе композиторских имен, выбор которых со всегдашней бесхитростностью объяснил репертуарными предпочтениями своих исполнителей. Так в афише появились фрагменты из кантат Генделя и Перголези, а среди действительно заветного – Моцарт (хоровая песня «Азбука»), любимый Гецелевым за богатство фантазии, и Брамс, чьи органные прелюдии и песни показывают его «одним из самых благородных романтиков».

Текст Сергея Бирюкова

Источник