Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Новая музыка: композиторы на Радио Культура

Новая музыка: композиторы на Радио Культура

«Новая музыка» – совместный проект Союза с Радио «Культура». Каждый четверг в 11.30 на 91,6 FM слушателей ждала встреча с современным автором и его произведениями. По мнению большинства слушателей, новая музыка – небольшой герметичный мир. Поэтому проект Союза композиторов и радио «Культура» направлен на популяризацию новых имен и новой музыки.

Выпуск 53. Мурат Кабардоков
Мурат Кабардоков – композитор и пианист, народный артист Кабардино-Балкарской Республики, лауреат международных конкурсов.


Выпуск 52. Фарадж Караев
Фарадж Караев, российско-азербайджанский композитор, профессор Московской консерватории.
Три багатели Фараджа Караева представляют стиль автора в полной мере: блестящая инструментовка, парадоксальность мысли, как обычно у Караева, граничащая с абсурдом сюрреализма, совершенство формы. «Легкие концертные пьесы, написанные в течение нескольких жарких дней августа 2003‑го, имеют одинаковое количество тактов с одинаковой сменой метра и одинаковую quаsi-гармоническую «сетку». Это своеобразные орнаментальные вариации, каждая из которых могла бы иметь название 1. Нормальные legati, 2. Странные glissandi и 3. Веселые staccati. В коде движение выходит за рамки формы, принимая все более невнятные очертания – вплоть до полной бессмыслицы», – говорит об этом сочинении автор. Исполняют Игорь Дронов, Ансамбль "Студия новой музыки"



Выпуск 51. Юрий Воронцов
Юрий Воронцов – один из ярких представителей современной московской композиторской школы. С 1979 г. преподаёт на кафедре сочинения Московской консерватории. С 1991 г. ведёт класс композиции. Также ведёт классы композиции в колледже имени Гнесиных (с 1979 г.) и ЦССМШ при Московской консерватории. По версии газеты «Музыкальное обозрение» отмечен в числе 10 лучших композиторов «События и персоны» (2005)
Гимн памяти Альфреда Шнитке – дань глубочайшего почтения композитора Юрия Воронцова гению отечественной музыки, который, по его словам, открыл в ней новую эпоху: «Он не только показал новые горизонты возможного для коллег-композиторов, но и изменил отношение к современной музыке у целого поколения людей». Весь тематический материал пьесы принадлежит Альфреду Шнитке. Первая половина пьесы строится на мелодии хорала, завершающего Первую симфонию, а вторая – на первой фразе из хора «Отче наш» (третий номер из «Трех духовных хоров). В этом автор усматривает символический раскол на «католическую» и «православную половины», подчеркивающий сущность Шнитке, принадлежавшего одновременно как западной, так и русской культуре.

Выпуск 50. Кирилл Уманский
Кирилл Уманский, воспитанник Московской консерватории, ученик Николая Сидельникова. Его стиль, с одной стороны, наследует традициям русской композиторской школы, включая творчество Н. Мясковского, С. Прокофьева, Э. Денисова; с другой, он вбирает в себя опыт нововенской школы, индивидуально перерабатывая принципы додекафонии.
«Остров Мантсинсаари» первоначально был написан для скрипки и органа (2008), в версии же для скрипки и симфонического оркестра (2010) более полно раскрылась колористическая сторона пьесы – в прозрачной оркестровке «зримо» отражаются всплески волн, омывающих остров, и окутывающий его холодный туман. В кантиленной партии сольной скрипки можно услышать манящий голос некоего фантастического персонажа – возможно, русалки или сирены, и некая отсылка к «Сиренам» Дебюсси здесь вполне уместна. Но все же образное содержание композиции скорее отражает замкнутый, таинственный и заповедный мир карельского острова, практически необитаемого в наши дни, чем внешние впечатления от его живописных берегов.


Выпуск 49. Леонид Гуревич
Гость передачи – Леонид Гуревич. Окончил Азербайджанскую консерваторию в классе Кара Караева, который оказал большое воздействие на профессиональное становление композитора. Его творческий облик начал формироваться в 60‑е годы ХХ века, и, как и другие композиторы-шестидесятники», молодой автор активно изучал новые западные техники, включая элементы додекафонии в свои сочинения тех лет. Однако уже тогда в музыке Гуревича проявился яркий мелодический дар, классическая четкость форм, филигранное чувство вкуса и меры во всем и удивительно гармоничное мироощущение. Основная сфера творчества композитора – симфонические и камерно-инструментальные произведения, а также театральная музыка, камерно-вокальные, хоровые и песенные жанры. Его сочинениям свойственны оригинальные драматургические и тембровые решения, при этом особенное значение автор отводит прямому эмоциональному воздействию. Более полувека Леонид Гуревич преподает в Уральской консерватории.
Поэма «Памяти великого композитора», посвященная Д. Шостаковичу, и Каприччио «Радость по поводу найденного гроша», адресованное С. Прокофьеву, составляют концертный диптих «Корифеям» для скрипки с большим симфоническим оркестром, созданный в 2003 году. Эти адресаты неслучайны – наследие советских классиков было той почвой, на которой «вырос» стиль композитора. Пьесы представляют собой переработку второй и третьей частей его ранней сонаты для скрипки и фортепиано, написанной еще в стенах консерватории. Практически весь музыкальный материал лирической, глубинно-личностной Поэмы вырастает из начального квинто-квартового мотива скрипки, претерпевая образную трансформацию и достигая драматической кульминации. Оптимистичное Каприччио с его четким ритмом, быстрым темпом и ясной гармонией находится на противоположном эмоциональном полюсе, и если первая тема близка образу Меркуцио, вторая отчетливо напоминает одну из тем прокофьевской Джульетты. «Что же касается подзаголовков, содержащих аллюзии с известными классическими образцами (в первом случае – с трио П. Чайковского, во втором – с бетховенским рондо), то в них, очевидно, заключена дополнительная интрига», – сообщает автор, предлагая вдумчивому слушателю ее разгадать


Выпуск 48. Ольга Викторова
Ее отличает владение самыми разнообразными музыкальными стилями, направлениями, техниками и умение находить неординарные, авторские звуковые решения в каждом новом произведении. Работая преимущественно в инструментальных, симфонических и камерных жанрах, Викторова постоянно экспериментирует – как с самим музыкальным материалом, так и с исполнительским составом, сюжетом и концепцией, что отражается в своеобразных, всегда оригинальных названиях ее сочинений. Неизменно важную роль играет тембр – каждый звук в ее партитурах имеет свое значение, что требует от исполнителей высокого мастерства.
При всей сложности музыка Викторовой производит впечатление «открытой» слушателю, она легко воспринимается и по большей части наполнена светлым мироощущением. Композитор окончила Ленинградскую консерваторию в классе профессора Бориса Арапова, в настоящее время преподает в Уральской консерватории и активно участвует в музыкально-общественной жизни, координируя проекты, связанные с современным искусством.
Пьеса «Птицы начинают волноваться за 10 минут до восхода солнца» (2013) для двух скрипок и симфонического оркестра продолжает развитие орнитологической темы в музыкальном искусстве, популярной еще со времен барокко, а в XX веке ярко воплотившейся в сочинениях О. Мессиана, Э. Денисова, П. Васкса (у самой Викторовой есть также «Волшебные птицы Фунг Хоань» для скрипки соло). На создание пьесы оказал влияние «Трактат о ритме, цвете и орнитологии» О. Мессиана – в частности, его идея о том, что птицы являются посланниками Бога. Направляя внимание слушателя, название композиции приглашает его к медитативному растворению в атмосфере прохладного утреннего тумана и встрече нового дня. Сочинение насыщено красочной звукоизобразительностью, воплощенной в мастерски подобранных тембровых находках – в отдельных интонациях деревянных духовых инструментов легко угадываются фиоритуры живых птиц. Солирующие же скрипки скорее воплощают птиц фантастических, а «неземной» тембр вибрафона придает всему звучанию магический оттенок. В остро-ритмизованном эпизоде звукоизобразительность отходит на второй план – словно вся природа подчиняется единому мистическому танцу, который выливается в эпическую кульминацию, вызывающую ассоциации с подъемом солнца на фоне птичьего гвалта. Мягкие изысканные гармонии струнных, поддержанные торжественными литаврами, вызывают ощущение золотых солнечных лучей, широко разливающихся по земле и постепенно заполняющих все пространство.


Выпуск 47. Елена Фирсова
Елена Фирсова. Начала сочинять музыку в одиннадцать лет. Окончила Московскую консерваторию в 1975 году. Среди её учителей Александр Пирумов, Юрий Холопов, Эдисон Денисов, Филипп Гершкович. В 1979 году попала в так называемую «хренниковскую семёрку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов авангардного направления. С 1991 года живёт в Англии. Елена Фирсова – автор более чем ста сочинений практически во всех жанрах академической музыки.

«Гимн весне» Елены Фирсовой 1993 года – это короткая пьеса, в основе которой лежит хорал в тональности си мажор в левой руке и пассажи, имитирующие птичье пение (идущее от Мессиана и Денисова) – в правой. Птицы с развитием материала «падают в бездну», наступает кульминация. В короткой коде хорал «улетает» наверх, в «птичий» регистр. Пьесу отличает яркая романтическая атмосфера.

Выпуск 46. Александр Кнайфель
Александр Кнайфель – автор свыше 80 композиций во всех областях музыкального творчества. Среди его сочинений почти не встречаются традиционно устоявшиеся жанры. Премьеры его произведений звучат на крупнейших музыкальных фестивалях в Париже, Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Цюрихе, Зальцбурге, Берлине, Кельне, Маастрихте, Ферраре. Музыка Кнайфеля транслировалась Радио России, BBC (Великобритания), Voice of America и National Public Radio (США), Radio France (Франция), Deutschlandfunk и WDR (Германия), KRO (Нидерланды), Lousanna, Bern (Швейцария). Записи сочинений Кнайфеля выходили на фирмах Мелодия, Сhant du Monde, Megadisc Classics, Teldec Classics International, ECM New Sereies.

Diada (пентаэдр) принадлежит к числу ранних сочинений Александра Кнайфеля, который одним из первых ленинградских авторов, наряду с Сергеем Слонимским, стал применять новейшие техники композиции. Автор признается, что до сих пор это сочинение принадлежит к числу любимых. «Diada – это два контрастных состояния нашей жизни, – продолжает он. Именно эти две половины ее и создают, делают жизнью. Пентаэдр – это не квинтет, а пять равноценных граней, представляющих все ипостаси существования, контрастные друг другу. Каждая из двух частей состоит из четырех элементов в разных сочетаниях. Во второй части прорывается флейтовый монолог исповедального характера, звучащий как бы между двумя безднами».


Выпуск 45. Виктор Екимовский
Виктор Екимовский. Композитор, музыковед и музыкально-общественный деятель.Он имеет репутацию «неукротимого новатора» и сторонника экспериментов. Он — один из самых исполняемых современных композиторов и один из виднейших представителей отечественной композиторской школы, сформированной в конце XX столетия и продолжающей активную деятельность в XXI веке. Произведения композитора пользуются широким признанием российской и зарубежной публики.
Композиция 83 «Бирюльки» (2001)
Бирюльки – старинная русская игра с маленькими точеными фигурками («бирюльками»), которые надо доставать крючком из кучки одну за одной, не задевая других. «Играть в бирюльки» – в переносном смысле означает заниматься пустяками.
В сочинении 24 маленькие пьесы, идущие без перерыва, но складывающиеся в три большие части и имеющие условные подназвания:1. Небытие. 2. Рождение. 3. Первые шаги. 4. Игры. 5. Надежды. 6. Уверенность. 7. Успехи. 8. Увлечения. 9. Любовь. 10. Страсть. /// 11. Трудности. 12. Противостояния. 13. Конфликты. 14. Борьба. /// 15. Неудачи. 16. Разочарования. 17. Неуверенность. 18. Отчаяние. 19. Безысходность. 20. Усталость. 21. Смирение. 22. Предчувствия. 23. Уход. 24. Небытие.
Сюжетная канва – внешняя сторона, хотя в каком-то смысле и путеводная. Как пишет сам автор, «вся музыка – фактурная, т. е. шесть инструментов либо вертятся комплексом вместе, либо делятся на группы (3 + 3), либо выступают в имитациях и т. п. Тематизма, в сущности, нет, он и не предусматривается (за исключением соло флейты в № 19, да это и не совсем тематизм). Техника – смесь алеаторики с метричными фрагментами, плюс элементы репетитивного минимализма. Имеются также аллюзии на сериальность (но не строго: скорее принцип неповторяемости 12 тонов). Разбивка на 24 пьесы полуфиктивная, но базис – три большие части, как по программе: 1–10, 11–14, 15–24. Суть: смешать дуракаваляние с насущными проблемами – вся наша жизнь состоит из того и из этого в симбиозе».
Исполняют солисты ансамбля «Студия новой музыки»: Марина Рубинштейн, флейта; Анастасия Табанкова, гобой; Никита Агафонов, кларнет; Екатерина Фомицкая, скрипка; Екатерина Маркова, альт; Ольга Галочкина, виолончель.


Выпуск 44. Артем Пысь
Артем Пысь, Лауреат международного фортепианного конкурса-фестиваля «l’etoiles de Paris» (Париж, 2013г.). Лауреат Премии Правительства Москвы в номинации «Лучший молодой специалист в сфере культуры» (Москва, 2014). Участник международного фестиваля — “Fin de siècle” (Санкт-Петербург, 2012), Международного фестиваля современной музыки «Московский форум» (Москва, 2011), «От авангарда до наших дней» (Москва, 2012), «I международного МОЛОТ-Фестиваля (Армения, Ереван, 2013)», 3-его музыкального фестиваля фольклора «Pro-Этно» (Р.Коми, г. Сыктывкар, 2015).


Выпуск 43. Динис Курбанов
Динис Курбанов, композитор, преподаватель кафедры композиции Уральской консерватории, лауреат международных и всероссийских конкурсов по композиции, участник фестивалей камерной и симфонической музыки
"ХОМОНИЯ" для смешанного хора. Импульсом к созданию сочинения послужил интерес к церковному хомовому пению. Принцип этого пения (хомония – раздельноречие) стал музыкальным образом для произведения. Особенность этой системы, возникшей в XV веке, – произношение слов с включением отсутствующих гласных между согласными и после заключительного согласного (например, вместо слова «согрешихомъ» произносилось слово «согрешихомо»). Возникновение этой системы связано со стремлением придать произнесению слов особый, иной, чем в «мирской» речи, характер. В каком-то смысле в «Хомонии» этот принцип доведен до крайней степени – в произведении используются только лишь гласные и распетые согласные. Таким образом, сочинение переосмысливает саму идею раздельноречия. Отказ от слов – это отказ от всего мирского. Звук здесь самоценен и является источником смысла.
Исполняют Мария Челмакина, Камерный хор Московской консерватории


Выпуск 42. Елена Поплянова
Елена Поплянова. Окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Живет и работает в Челябинске. Лауреат и дипломант всероссийских конкурсов «Классическое наследие», «Хрустальная роза Виктора Розова», обладательница медали имени В. Розова «За вклад в отечественную культуру». Автор музыкально-сценических произведений, симфонической и камерной музыки, хоровых и вокальных сочинений. Главные отличительные черты творчества – театральность, яркая образность и мелодический дар.
«Клубок» (2016) «поэма по стихам Марины Цветаевой, как один выдох. Исповедь женщины, чья судьба похожа на миллионы русских женских судеб. Только для женского голоса, но в нем – и птичий крик, и ветра шум, и стук каблучков, и сердца стук, и голос любимого, и предсказание старухи, и напутствие материнское, да не выполненное. История, рассказанная в музыке, сплеталась из разных стихов и поэтических фрагментов Цветаевой. Как нитка в клубок наматывались строчки поэта в одну судьбу. В поэме семь частей: “Посадила яблоньку” – рождение новой души; “Отпусти-ка меня, мать” – разговор дочери с матерью; “Счастье” – свидание с возлюбленным; “Говорила мне бабка лютая” – девичий причет; “Вчера еще в глаза глядел” – песня; “Где слезиночки роняла” – страдания; “Ходит сон с своим серпом” – колыбельная». Исполняет Елена Маланчук


Выпуск 41. Роман Цыпышев
Роман Цыпышев. Выпускник Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского по композиции, лауреат всероссийских и международных конкурсов (по композиции и фортепиано), музыкальный редактор, сооснователь музыкального просветительского журнала и нотной скоропечатни "Романтин".
"РАЗМЫШЛЕНЬИЦЕ" для флейты, бас-кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано. Трагитрагедия "Размышленьице" была написана для МолОт-ансамбля, выступавшего на фестивале Союза композиторов России в 2018 году. Там подразумевались "музыкальные пары": обработка песни советского кинокомпозитора и новая музыка современного автора.
Исполняет Reheard Ensemble


Выпуск 40. Андрей Микита
Андрей Микита – один из создателей эстетической концепции в современной музыке под названием «новый сакральный романтизм», в котором открытая эмоциональность, направленная на раскрытие религиозного содержания, базируется на технологических и композиционных достижениях XX–XXI веков. Автор большого количества богослужебных православных песнопений, а также концертных сочинений христианской тематики, среди которых оратория «Семь песен о Боге», хоровой концерт «Богородичные песнопения», Рождественская кантата.
JESUM AUTEM FLAGELLATUM для смешанного хора и органа В этом сочинении мне хотелось проникнуть в мистический аспект евангельских событий. Поэтому был выбран латинский язык, чтобы очистить восприятие от житейских ассоциаций. И именно в таком духовном устроении мне стали приходить гармонии и интонации, которые я структурировал. Русский текст в синодальном переводе: 26. … а Иисуса, бив, предал на распятие. 27. тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк 28. и, раздев Его, надели на него багряницу; 29. и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над ним, говоря: радуйся, царь иудейский!

Исполняют Евгения Кривицкая, Тарас Ясенков, Камерный хор Московской консерватории


Выпуск 39. Игорь Друх
Игорь Друх. Родился в Ленинграде. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию. Сфера интересов автора сосредоточена на камерно-инструментальной музыке. Также пишет музыку к драматическим спектаклям, цирковым представлениям. Сотрудничает с камерными ансамблями и солистами из России, Дании, США.
"Красный квадрат", инсталляция по одноименному произведению Казимира Малевича для кларнета, скрипки и фортепиано. Сочинение написано в 2018 году к проекту «Гимн футуризму» по заказу фестиваля «Звуковые пути». "Главный элемент супрематических работ Малевича – квадрат. Именно в квадрате он усматривал некие сущностные знаки бытия человеческого… «Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, Мадонн и бесстыдных Венер, тогда только увидим чисто живописное произведение», – писал Малевич. Кроме черных квадратов Малевич нарисовал еще красный на белом и белый на белом. У «Красного квадрата» (1915) есть второе название – «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях», оно полностью запутало интерпретаторов, которые видят в картине все что угодно – от революционного знамени до жара крестьянской печи. Красный квадрат открыл доступ цвета. Цветной супрематизм – более простой и доступный. Супрематизм как искусство ощущений близок музыке, и я попытался воплотить в звуках энергетику красного цвета с двумя его разными «ощущениями». Цвет модулей и построений у меня ассоциируется с определенной тональностью (для меня ля минор и ми мажор, например, это область, оттенки красного цвета), а ячеичная, «квадратная» конструкция – паттерны, близкие минимализму"


Выпуск 38. Алла Виноградова
Алла Виноградова – лауреат всероссийских конкурсов, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Самарского института культуры. Автор симфонической, оперной, театральной, хоровой, вокальной, камерно-инструментальной музыки.
Три пьесы для этнических флейт и фортепиано (2014–2015) – своеобразный эксперимент в творчестве Аллы Виноградовой. Притягательные и сочные тембры стали символом естественности и простоты, «порой забытых или закамуфлированных в современном мире», – говорит автор. В цикле используются ирландские флейты (лоу-вистл, тин-вистл) и перуанская флейта (кена). Названия пьес – «Там и здесь…», «Искрящийся вистл», «Флейта печальной души» – отражают особую краску каждого из инструментов, их индивидуальную тембровую составляющую. Исполнители Максим Бурко, Павел Назаров


Выпуск 37. Карина Барас
Карина Барас – лауреат II премии Международного конкурса композиторов в г. Саарлуис (Германия, 1999); II и III премии Первого Всероссийского открытого конкурса композиторского мастерства на создание сочинений в жанре хоровой музыки (2010), дипломантом Третьего Международного конкурса композиторов «Роман Сладкопевец» (2016). Участница фестивалей современной музыки «Московская осень», «Картинки с выставки», «Современное искусство и образование», I Международного фестиваля искусств имени А. Сахарова. Автор произведений разных жанров: симфонических, камерно-инструментальных, вокальных циклов и произведений для детей.
В цикле «Афоризмы» для фортепиано (2006) отразилась любовь автора к точным и емким высказываниям. «С детства настольными книгами всегда были афоризмы мыслителей», – говорит Карина Барас. Двадцать афоризмов были созданы на одном дыхании, в течение недели. Автор допускает перестановку пьес в цикле, предлагая исполнителю на какой-то момент стать соавтором в стремлении к лаконичности и концентрированности мысли.


Выпуск 36. Алексей Мыльников
Алексей Мыльников, создатель первой российской авторской школы игры на фортепиано «Рождение игрушки» и музыкально-просветительского проекта для детей и юношества «От рождения игрушки к рождественской мистерии». Основные произведения автора написаны в жанрах камерной и симфонической музыки.
«В классическом интерьере», соната для скрипки и фортепиано (2015). В ее структуре содержатся основные атрибуты и характерные черты модели трехчастного сонатного цикла, обогащенные современными средствами музыкальной выразительности.


Выпуск 35. Андрей Комиссаров
Андрей Комиссаров – лауреат международных конкурсов, участник фестивалей современной музыки. Автор симфонических, камерных и хоровых сочинений, музыки для театра, кино и телевидения.
Оратория-действо «Серафим. Образы России во житие преподобного Серафима, саровского чудотворца» (2017). Сочинение показывает своеобразную панораму жизни нашей страны в первые десятилетия XIX века. Это народные песни, духовные стихи, сцены, посвященные Отечественной войне 1812 года и восстанию декабристов, контрастирующие с плачем девушки, тоскующей о не вернувшемся с войны женихе. Венчает ораторию гимн преподобному Серафиму Саровскому, который переносит «кусочки мозаики» на новый, более высокий уровень обобщения (прошедшие перед слушателем «образы» оказываются как бы «освященными» присутствием жившего в это же самое время святого).


Выпуск 34. Денис Писаревский
Денис Писаревский – автор более 40 произведений в разных жанрах: от сольной инструментальной музыки до крупных симфонических произведений и оперы «Контрабас», лирических сцен по пьесе Патрика Зюскинда (либретто Артема Каверина и Дениса Писаревского). Впервые опера была исполнена в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, май 2018 года.
NOTECRACKER для маримбы. В названии сочинения есть аллюзия на слово nutcracker (щелкунчик), только в данном случае «щелкают» не орехи, а ноты (notes). В начале работы над сочинением я придумал формулу, дающую огромное количество вариантов числовых последовательностей. В первом и в заключительном разделах пьесы на ее основе строится звуковысотность, а в центральном разделе интервалы между звуками преобразованы в ритм. Единственный полностью независимый от формулы фрагмент – медленный эпизод перед репризой, в которой интервальный ряд уже дан в инверсии и смещен на одну позицию в числовой последовательности. В этой пьесе-головоломке предстоит разобраться исполнителю: собрать пазл в единое целое, применяя различные техники игры на инструменте, как традиционные, так и более современные (например, игра по резонаторам). Таким образом, я совместил в сочинении математическую идею с артистическим воплощением, создавая своего рода интеллектуальный перформанс. Исполняет Елисей Дрегалин, маримба


Выпуск 33. Елена Анисимова
Елена Анисимова – автор симфонических, камерных, вокальных и инструментальных сочинений, а также крупных сценических произведений, среди которых одноактная камерная опера «Вий» и опера-колядка «Ночь перед рождеством» по повестям Н. Гоголя. Симфоническая фантазия на удмуртские напевы «Шудон гур», записанная Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан под управлением Александра Сладковского, вошла в «Антологию музыки композиторов Татарстана».
«НА КРУГИ СВОЯ» для малой и альтовой домр Источником образа домрового дуэта стало выражение из Библии: «Все возвращается на круги своя…». В Ветхом Завете (Книга Екклесиаста, или Проповедника, гл. 1, ст. 6) говорится о ветре, для которого это круговое, спиралевидное движение и характерно: «Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои». Так и в дуэте выбранные мной выразительные средства отражают смысл выражения – возвращение чего-либо или кого-либо на обычное место, к исходному положению или состоянию, а также то, что ничего принципиально нового нет, все повторяется. Исполняют Екатерина Мочалова (малая домра) и Сергей Боганов (альтовая домра)

Выпуск 32. Игорь Холопов
Игорь Холопов – член Союза московских композиторов, преподаватель Института им. Ипполитова-Иванова, автор двух опер, симфонической и камерной музыки, музыки для кино, анимационных фильмов, музыкальных спектаклей
Соната для саксофона-альта и фортепиано (2018) посвящена ее первым исполнителям – саксофонисту Антону Скибе и пианисту Николаю Кожину. Соната стала первым обращением автора к музыке для духового инструмента – саксофона с его широким образным и техническим диапазоном. Фортепиано является не аккомпанирующим инструментом, а равноправным солистом. В музыке трехчастной Сонаты автор попытался воплотить различные «трактовки» инструментов, соединив музыкальный язык неакадемических стилей и традиционные музыкальные формы


Выпуск 31. Марина Шмотова
Марина Шмотова, член Союза композиторов и Союза театральных деятелей, продюсер «Музыкального клуба Сергея Беринского», руководитель ансамбля солистов «Art Moto Concort».
«Голоса», пьеса для басового владимирского рожка и квартета саксофонов (2017). Посвящена Борису Ефремову и Glazunov- Saxophone Quartet под управлением Андрея Кравченко. Владимирский рожок – традиционный русский инструмент. Его звучание достаточно сильное, но в то же время мягкое, напоминает человеческий голос. Эпиграф к сочинению заимствован из изречений индийского музыканта и философа Хазрата Инайят Хана: «…В мире нет такого места, будь то пустыня, лес, гора или дом, деревня или большой город, на котором какой-либо голос, будучи однажды запечатленным, не продолжался бы до сих пор…».


Выпуск 30. Сергей Зятьков
Сергей Зятьков – композитора, лауреата I Всероссийского конкурса Союза композиторов «Avanti» (2018), приверженца "авторского музыкального театра", куратора концертов современной музыки и арт-проектов Галереи современного искусства «Стерх».
«Pontica poetica» (Дух грузинской поэзии) для сопрано, саксофона-альта, скрипки, виолончели и фортепиано (2013) создан композитором для сургутской галереи современного искусства «Стерх». Один из проектов галереи «Musica sacra minima» предлагал композиторам-участникам в русле «сакрального минимализма» поразмышлять о том, где живет сейчас «высокий дух». Pontica poetica – музыкальное приношение древней культуре Грузии. В музыке нашли воплощение широкое дыхание строк, «неотшлифованный», мерцающий звук. Pontica – именно так римляне называли древнюю Грузию, которую они никогда не видели, как не сможем увидеть и мы.

Выпуск 29. Алексей Крашенинников
Алексей Крашенинников – композитор, скрипач, автор симфонии, вокально-симфонической поэмы «Цхинвал», концертов для скрипки и ударных, для кларнета и струнного оркестра, двух струнных квартетов и других произведений
Пьеса "Бегство впереди себя для скрипки и электроники" написана под впечатлением от одноименного рисунка Пауля Клее, где художнику одним росчерком пера удалось изобразить бегущего человека, в спешке опережающего самого себя; его силуэт раздваивается и накладывается сам на себя. Этот рисунок – метафора современного темпа жизни, когда люди пытаются везде успеть и преуспеть, забывая о главном, – о вечности, которая становится все более призрачной и недоступной. И, однажды остановившись, мы понимаем, что ничего не вернуть назад, мы мчались куда-то в погоне за ложными ценностями, а теперь с горечью видим, сколь многого мы лишились по собственной вине… Раздвоение фигуры на рисунке подтолкнуло меня к идее использовать loop-машину, которая дает эффект постоянного наложения звуков друг на друга и увеличения экспрессии благодаря «размножению» одного и того же материала.

Выпуск 28. Константин Комольцев
Константин Комольцев – композитор, Лауреат IV международного конкурса молодых композиторов имени С.С.Прокофьева, международного конкурса на создание музыки для терменвокса «THEREMIN – 120», финалист конкурса «Новые классики» (Москва 2018), лауреат III Всероссийского конкурса Союза композиторов «Avanti».
Полное название «Лирический гимн ‘t Ros Beyaard lead remix». Пьеса была написана в 2018 году по заказу детского хора Екатеринбургского театра оперы и балета для Международного конкурса-фестиваля в городе Неерпельт (Бельгия). По условиям конкурса хор должен был исполнить обработку бельгийской средневековой баллады ‘t Ros Beyaard lead. Я никак не мог представить кондовый марш с весьма незамысловатой мелодией – а именно таким мне кажется оригинал – в исполнении юных артистов, поэтому сочинил новую музыку, взяв за основу фрагменты мелодии и первую строфу поэтического текста. Так «кондовый марш» превратился в «Лирический гимн», а в названии появилось слово remix.

Выпуск 27. Андрей Бызов
Андрей Бызов – композитор, доцент кафедры народных инструментов Уральской консерватории, ведет классы инструментовки, чтения партитур, ансамбля и, как всегда, много сочиняет. Он - известный автор, признанный и среди музыкантов-профессионалов, и среди широкой публики. С успехом проходят его авторские концерты в Екатеринбурге, Тюмени, Ижевске, Перми, издаются сочинения, выходят в свет его научные работы, например, «Методические и практические рекомендации по чтению партитур для ансамблей и оркестров народных инструментов».


Выпуск 26. Григорий Зайцев
Григорий Зайцев, композитор, культуролог, кандидат искусствоведения, руководитель ансамбля современной музыки «Свобода звука», лауреат более двадцати Всероссийских и международных композиторских конкурсов, инициатор и руководитель просветительского интеллектуального проекта «Булез–Ликбез», автор более ста музыкальных произведений практически во всех жанрах, а также четырех культурологических книг.
«Авгурии» для белорусских цимбал и фортепиано (2013) написаны по просьбе известной белорусской исполнительницы на цимбалах Вероники Прадед. Сочинение было впервые исполнено на XL Международном фестивале «Беларуская музычная восень» (Минск, 2014). Авгурии – это архаичные ритуалы, связанные с предсказанием будущего по птицам. Считается, что практика прорицания по полету птиц родилась в Месопотамии. Этот вид гадания был заимствован древними греками, максимально 12 13 систематизирован и возведен ими в ранг науки – орнитомантии. Пьесе предпослан эпиграф: «…поймите, что птицы в небе также и в вас…» Ориген (II–III вв. н. э.).


Выпуск 25. Ольга Раева
Ольга Раева – член Союза композиторов и московской Ассоциации современной музыки, лауреат многих международных конкурсов и премий, автор камерно-инструментальных и симфонических опусов
«Птица Калавинка» для флейты и фортепиано сочинена в конце 2012 года как послание дочери. Как рассказала композитор, «Калавинка – по буддийским поверьям – сладкоголосая райская птица, поющая, еще не вылупившись из яйца. В иконографии – на картинах, стенах храмов, ритуальных предметах и одежде – она изображается в виде поющей, танцующей и играющей на флейте прекрасноликой женщины-птицы (с человеческими головой, руками или даже всем торсом). Пение Калавинки – послание радости. Но есть и в радости оттенки грусти. В русской мифологии образ Калавинки разделен на две ипостаси: Сирин и Алконост. По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеется. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила, и все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными…».


Выпуск 24. Александр Хубеев
Александр Хубеев – российский композитор, победитель конкурса «Гаудеамус», художественный руководитель Международной Академии Молодых Композиторов в городе Чайковском, сооснователь и куратор Композиторских Курсов reMusik.org в Санкт-Петербурге
Пьеса Massimo sempre была написана для МАСМа в 2011 году в рамках Первой Международной академии молодых композиторов в Чайковском. Одной из особенностей пьесы является нетрадиционное использование инструментов, которое не только расширяет их тембровые возможности, но и позволяет выстроить непривычные виды взаимодействия между ними. Это становится возможным благодаря использованию специальных объектов при игре на инструментах: гитарных слайдов, плектров для струнных и шариков для пинг-понга внутри фортепиано, которое играет особую роль в этой пьесе. Сложные и перенасыщенные тембровые звучания инструментов создают многослойные фактуры с максимальной концентрацией музыкальных событий на единицу времени (что отражено в названии произведения, которое можно перевести с итальянского как «Максимум всегда»).


Выпуск 23. Вера Иванова
Вера Иванова – композитор, автор симфонической, хоровой, вокальной, камерно-инструментальной и электро-акустической музыки
В пьесе «Аура» для кларнета соло (2012) благодаря использованию современных исполнительских техник, имитирующих человеческое дыхание, создается ощущение осязаемости невидимой ауры. Идея сочинения возникла во время беседы композитора с кларнетисткой Вирджинией Фигейредо, для которой пьеса и была написана. Позже свои интерпретации создали Олег Танцов, Эндрю Леонард и Франсуа Уль. Название произведения отсылает к нескольким толкованиям понятия «аура»: нечто, изображаемое как нимб, ореол, сияние вокруг головы, тела, представляемое как проявление души, духа; то же, что биополе; а также от греческого aura – ветерок, дуновение; предвестник припадка – своеобразное ощущение, движение или психическое переживание (страх, ложное восприятие действительности), непосредственно предшествующее эпилептическому припадку.

Выпуск 22. Кузьма Бодров
Кузьма Бодров окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского, в 2008 – аспирантуру по классу композиции у Александра Чайковского. Преподает в Московской консерватории полифонию, музыкальную форму, гармонию, инструментовку и чтение партитур, а также на Высших курсах режиссеров и сценаристов в Москве.
Сонатина для виолончели и фортепиано в трех частях была написана в 2015 году по заказу пианиста Бориса Березовского, который осуществил ее премьеру в том же году совместно с виолончелистом Анри де Маркеттом.


Выпуск 21. Алина Подзорова
Алина Подзорова – композитор, автор симфонических, оперных, балетных, вокальных, камерно-инструментальных партитур
Название пьесы "Incompleteness" для флейты, скрипки, виолончели, фортепиано и аккордеона в переводе с английского означает "незавершенность".
"Это чувство знакомо каждому из нас, – размышляет композитор. – Оно имеет сотни оттенков и тысячи причин своего возникновения. Чувство незавершенности посещает тебя, когда ты очень хочешь что-то повторить из своей жизни,пережить еще раз что-то сильное и настоящее, но не можешь…"

Выпуск 20. Алексей Наджаров
Алексей Наджаров. Композитор, специалист в области электронного звука, создатель компьютерных программ для исполнения электронной музыки, звукорежиссер, джазовый пианист и импровизатор.
"Clicktrack" – пьеса для бас-кларнета, фонограммы и электроники (2013) отражает исследования композитора в области природы звука, взаимодействия электронного и акустического материала, новых принципов развития и изложения музыкальной ткани.


Выпуск 19. Антон Сафронов
Антон Сафронов. Композитор, педагог, музыкальный публицист. "sentimento... – CODA" памяти Эдисона Денисова для фортепиано соло (1997/2001) – эпитафия, написанная к годовщине смерти учителя (позже была сделана новая редакция сочинения)


Выпуск 18. Владимир Горлинский
Владимир Горлинский – композитор, импровизатор, автор пространственных композиций и звуковых инсталляций. "Лебяжий пух. Восточные линзы" был написан в 2013 году для ансамбля "КонтраТрио" в рамках проекта, посвященного юбилею "Истории солдата" Стравинского.

Выпуск 17. Олег Гудачёв
Олег Гудачёв – композитор, импровизатор, мультиинструменталист, а также сооснователь, артист и художественный руководитель {instead} ensemble
"Темный собор" для четырех исполнителей и электроники был создан в 2019 году по заказу фестиваля reMusik и исполнен ГАМ-Ансамблем.


Выпуск 16. Павел Карманов
Павел Карманов – композитор, автор произведений для камерных ансамблей различных составов, хоровых и симфонических сочинений. Участник московской рок-группы «Вежливый отказ». С ней он регулярно выступает в качестве пианиста и флейтиста.
Пьеса Get in! («Входи!») написана в 2005 году к рождению сына и по заказу американского ансамбля Seattle Сhamber Players. В 2018 году композитор сделал её новую версию с фортепиано вместо маримбы и виброфона для МАСМа.


Выпуск 15. Николай Хруст
Николай Хруст – композитор, саунд-дизайнер, доцент Московской консерватории имени П. И. Чайковского, кандидат искусствоведения.
Пьеса "Маленькое сотворение мира" для скрипки соло и электронной импровизации была написана в 2013 году специально для скрипачки Екатерины Фомицкой и ей же посвящена, но в дальнейшем особую трактовку сочинение получило в исполнении Евгения Субботина на концертах MCME / МАСМ.


Выпуск 14. Владимир Раннев
Владимир Раннев. Композитор, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета.
Идею пьесы «P est na. iss O ex glo æ» раскрыл сам композитор: «это “Palestrina. Missa O Rex gloriæ”, на которую я взглянул как на старую фреску, чьи фрагменты со временем раскрошились и осыпались. В подобное хрупкое и увядающее состояние я привожу и мессу Палестрины – какие-то голоса умолкли, от каких-то остались лишь фрагменты…»


Выпуск 13. Денис Хоров
Денис Хоров – член Союза композиторов России. Участвовал в различных музыкальных проектах и фестивалях, таких как «Московский форум», «Другое пространство», «Трудности перевода», «Незначительная музыка», «Платформа», «Траектория Звука», композиторская лаборатория в Центре имени Вс. Мейерхольда.
«Атмосфера» для скрипки, виолончели, альтовой флейты, кларнета и фортепиано написана в 2020 года по заказу МАСМ


Выпуск 12. Марк Булошников
Марк Булошников – член Союза композиторов России, член правления региональной организации Союза композиторов, а также Союза театральных деятелей России.
Три пьесы для баяна и фортепиано хорошо иллюстрируют творческий метод автора.
Три пьесы для баяна и фортепиано были созданы Булошниковым незадолго до записи антологии SoundReview(гиперссылка). Это произведение прекрасно иллюстрирует композиторскую установку «автора-наблюдателя»: «Как композитор я иногда не хочу “влезать” в суть событий, мне интересно за ними следить со стороны. Музыкальные объекты самодостаточны, и я не собираюсь работать с ними в общепринятом композиторском смысле, я их лишь обнаруживаю и сохраняю. Предоставляю музыке возможность просто звучать, я не композитор-технолог, а композитор-наблюдатель».


Выпуск 11. Ольга Бочихина
Ольга Бочихина – композитор, лектор, доцент Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Автор, в фокусе внимания которого темы движения, поведенческих и инструментальных стратегий, пространства, вопросов мышления.
Musica Sacra II: Danse macabre для фортепиано с электроникой (памяти Августы) – вторая пьеса из цикла Musica Sacra, написанная в 2013 году по заказу ансамбля Inverspace (Швейцария).


Выпуск 10. Эльмир Низамов
Эльмир Низамов – композитор и преподаватель Казанской консерватории, номинант российской национальной театральной премии «Золотая маска» и лауреат премии президента РФ.
Сочинение «Sapiente» (2016) было написано специально для МАСМ-ансамбля и посвящено Софии Губайдулиной. «Мое знакомство с Губайдулиной началось с ее Чаконы, которую я сам неоднократно исполнял, и в основу моей композиции легла именно ее главная тема, – рассказал автор. – “София” означает мудрость, и для меня мудрость – это видение мира без суеты, некая созерцательность. Название “Sapiente” – это своего рода синоним к имени “София”».


Выпуск 9. Настасья Хрущева
Настасья Хрущева – композитор, пианистка, музыковед, доцент кафедры истории зарубежной музыки Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, кандидат искусствоведения.
"Книга печали и радости" (2018) посвящена камерному оркестру "Дивертисмент" под руководством Ильи Иоффа, в исполнении которого состоялась премьера в 2019 году на Новой сцене Александринского театра.


Выпуск 8. Наталья Прокопенко
Наталья Прокопенко. Член Союза композиторов России. Лауреат онлайн-конкурса композиторов YouTube (2010), IV Международного молодежного композиторского конкурса "Шаг влево" (Санкт-Петербург, 2011), дипломант II Международного конкурса молодых композиторов имени Н. Мясковского (2012), лауреат I премии VII Международного конкурса молодых композиторов имени П. Юргенсона (2013), финалист II Международного композиторского конкурса имени С. Слонимского (2015).
Сочинение "Несовершенство памяти" для альтовой флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано написано в 2020 году.


Выпуск 7. Алексей Сюмак
Алексей Сюмак. Окончил Московскую консерваторию имени П. И. Чайковского в классе профессора Александра Чайковского, а также аспирантуру этого вуза. С 2005 года преподает на композиторском факультете Московской консерватории, обучая студентов полифонии, современной гармонии и анализу музыкальных произведений. Член Союза композиторов России, групп "Сопротивление Материала" (СоМа) и "Пластика Звука". Неоднократный лауреат Международного конкурса молодых композиторов имени П. Юргенсона, конкурса "Пифийские игры", независимой театральной премии "Акция", лауреат государственной театральной премии "Золотая маска".
Премьера пьесы "Чужая" для голоса, флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели состоялась в 2017 году на XI Международном фестивале имени С. Дягилева в Перми.


Выпуск 6. Арман Гущян
Арман Гущян – композитор, автор музыки для симфонического оркестра, инструментальных ансамблей, хора, live-электроники, музыкального и драматического театра и звуковых инсталляций.
Пьеса "Stanza" для альтовой флейты, скрипки, виолончели и приготовленного фортепиано была написана по заказу проекта "Платформа" и впервые исполнена ансамблем Apparent House (Лондон) в Москве в 2014 году.


Выпуск 5. Николай Попов
Николай Попов – композитор, педагог, исследователь, член Союза композиторов России, член Союза художников России, научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель кафедры истории и теории музыки Российского университета театрального искусства (ГИТИС).
Пьеса "Interferometer" для ансамбля, электроники, видео и света была написана специально для Московского ансамбля современной музыки в рамках проекта "Машинерия" в 2016 году.


Выпуск 4. Анна Поспелова
Анна Поспелова – член Союза композиторов России, с 2017 – научный сотрудник Центра электроакустической музыки Московской консерватории. Автор оркестровых, камерных и хоровых сочинений, электроакустических композиций, произведений для духового оркестра и оркестра русских народных инструментов, театральной музыки. Лауреат всероссийских и международных конкурсов.
Сочинение "К" для басовой флейты и скрипки было написано в 2017 году специально для солистов МАСМ в рамках VII Международной академии молодых композиторов.


Выпуск 3. Антон Светличный
Антон Светличный – обладатель I премии Первого виртуального конкурса композиторов журнала "Трибуна современной музыки", победитель (Большой приз публики и Малый приз ансамбля) конкурса композиторов "Пифийские игры", лауреат II и III премий Всероссийского конкурса музыкальных критиков "Резонанс", лауреат III премии Третьего Всероссийского конкурса AVANTI (2020). Член композиторской группы "Сопротивление материала".
Пьеса "Половина собаки" была создана для Международной академии МАСМ в 2015 году. В ней композитор использовал собственную музыку из саундтрека к немому фильму "Андалузский пес" Луиса Бунюэля, сочиненного еще в 2010 году, но так и не увидевшего свет. В новую пьесу вошло около половины материала саундтрека – так и возник заголовок "Половина собаки".


Выпуск 2. Алексей Сысоев
Среди исполнителей музыки Алексея Сысоева – Московский ансамбль современной музыки, "Студия новой музыки", ансамбли N’Caged, Intrada, Questa Musica, NoName, Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, "XX век", FX String Quartet, и другие. Сочинения Алексея Сысоева звучали на ведущих международных фестивалях современной музыки в России и за рубежом.
Пьеса "Marsyas" ("Марсиас") была написана для флейтистки Марины Рубинштейн в 2010 году, премьера состоялась в том же году на фестивале "Другое пространство". Сочинение отличается технической сложностью, которая приумножается за счет использования современных исполнительских техник. "Традиционная техника игры на флейте здесь разбивается на простейшие составляющие (артикуляция губ, дыхания, движения пальцев), которые не совпадают друг с другом, – поясняет композитор. – Отсюда запись на двух, а то и трех системах. Это можно назвать главной технической идеей пьесы. Музыкант вынужден как будто впервые учиться играть на инструменте. Позже, работая над кандидатской диссертацией, я нашел похожие приемы в музыке".


Выпуск 1. Дмитрий Курляндский.
Дмитрий Курляндский. Среди его сочинений – оперы "Астероид 62", "Сверлийцы. Увертюра. Начало", "Носферату", "Октавия.Трепанация". С 2013 года – музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский.
Пьеса "Знаки препинания" для флейты, кларнета, фортепиано (или аккордеона), скрипки и виолончели была написана для "Пифийских игр" в 2008 году. Как объясняет композитор, "знаки препинания обеспечивают связность текста, его логику, синтаксис, интонацию. В музыке исторически роль знаков препинания играли цезуры, паузы, кадансы. Невидимые знаки препинания разделяют части формы, вопрос-ответные структуры, шаги секвенции и прочее. Могут ли они существовать вне текста? Приобретут ли они собственное значение, будучи высвобожденными от структурируемого ими текста? Потеряют ли они функциональность, будучи вынесенными за привычный контекст, или обретут новую? Светофор посреди пустыни – символ свободы или одиночества? Эти вопросы стоят в основе данного сочинения, которое, по сути, является попыткой ритмизации тишины".