Top.Mail.Ru
Всероссийская общественная организация

Союз Композиторов России

Основан
в 1932 г.

Ушел из жизни выдающийся композитор Эннио Морриконе

06.07.2020

6 июля ушел из жизни выдающийся композитор Эннио Морриконе



Владимир Матецкий, заместитель Председателя Совета Союза композиторов России, композитор, продюсер: «Сегодня пришла печальная новость – ушел из жизни знаменитый композитор Эннио Морриконе. Мы его знаем, конечно, в первую очередь по киномузыке, он автор замечательных саундтреков к сотням знаменитых фильмов. Его музыка проста, если вы будете слушать сегодня, вы обязательно услышите его произведения в эфире, то обратите внимание, что, казалось бы, – вот они, эти мелодии, ты их сам мог сочинить, ничего особенного в этом нет, но! Есть это великое но – умение композитора оказаться в нужном месте в нужное время. У Эннио Морриконе это умение точно было. Он написал музыку к потрясающим спагетти-вестернам Серджо Леоне, он работал с Квентином Тарантино, с кем он только не работал! Его музыка живет, она сделана так, что потрясающе точно встает в кинематографическую фактуру. Звук, вот чем занимался Морриконе! Это не только «правильные» ноты, причем это могут быть 2–3 ноты, но которые решают весь саундтрек. Но звук, который он генерировал, будь то пан-флейта из фильмов Сержа Леоне или гитары одинокие, которые звучат как будто в безвоздушном пространстве, сверчки, которые создают атмосферу пустыни – это все Эннио Морриконе. Он был немолодым человеком, но от этого тяжесть утраты не становится меньше. Rest in peace, Эннио Морриконе!»

Петр Поспелов, композитор, музыкальный критик, шеф-редактор издательства «Композитор»: «Для одних Морриконе останется создателем слезливой темы из фильма «Профессионал», для других он сам останется профессионалом: помимо 400 с лишним фильмов, помимо успешной карьеры в Голливуде, он проявил себя и во многих других областях музыки – как экспериментатор, импровизатор, трубач, дирижер. На его уровень не стыдно ориентироваться любому композитору, в каком бы жанре он ни работал. На главной странице его сайта звучит не «Хороший, плохой, злой», а высоколобая авангардная композиция. Сам Морриконе, как и все мастера прикладной музыки, считал себя высоким модернистом – но один из немногих он имел на это полное право».

Юрий Красавин: «Сегодня закончилась великая итальянская киномузыка XX века. Для кино эта великая пара – Нино Рота и Эннио Морриконе была тем же, чем для оперы – Верди и Пуччини. Причем почти с таким же распределением ролей, как и у первой пары: один – острохарактерный, второй – лирик по преимуществу. Список работ Морриконе – немыслимый по количеству, я, сам работая для кино, совершенно не могу себе вообразить, как можно делать столько и в таком невероятном качестве. Совершенно уверен, что фильмы постареют (кино быстро стареет), а музыка Морриконе к ним останется».

Николай Скачков: «Всегда сложно говорить про гениев. Простыми словами почти невозможно описать степень влияния Эннио Морриконе на творчество композиторов, работающих в кинобизнесе, да и вообще на индустрию в целом. Ведь, как известно, музыка – это душа любого фильма. На мой взгляд, гениальность Морриконе состоит в том, что он нашел идеальный баланс между "музыкой" и "музыкой для кино". Ведь очень часто бывает так (тем более в России), что композиторы, которые работают в академических жанрах, с пренебрежением относятся к творчеству композиторов, работающих в кинобизнесе. Основания для этого есть, бесспорно. Однако при этом стоит помнить, что для музыки кино требуется не меньшее (а порой и большее) количество навыков. Несмотря на все это, вряд ли можно встретить композитора, который с пренебрежением относится к творчеству Морриконе. Его музыка относится как бы к двум "мирам". Для меня лично влияние творчества Морриконе можно охарактеризовать одним словом: мелодизм. Чего так не хватает сегодня. Как будет и не хватать великого Эннио».

Антон Танонов: «Ушел великий мастер, чья музыка давно перешагнула с экрана в концертные залы всего мира. Его мелодический дар – темы, которые давно стали музыкальными мемами, уникальный саунд – «плавающие струнные», свист, банджо, электрогитара с тремоло и первые эксперименты с вокальными семплами, то что мы сегодня называем vocal chops, парадоксальное драматическое чутье – вдохновили многие поколения современных композиторов. Ему были подвластны все жанры киномузыки, и в каждом из них он оставался великим Эннио Морриконе. Покойся с миром маэстро!»

Эльмир Низамов: «Есть выражение "не создавай себе кумира", и у меня их никогда не было, но были маяки, ориентиры, вдохновляющие и показывающие путь, и Эннио Морриконе был всегда таким маяком. Композитор, создавший свою вселенную, без его музыки трудно представить наш мир. Морриконе не следовал модным трендам. Он сам создавал этот тренд. Вечная память великому художнику».